Трамвай: опасно и дорого
Дзержинскому МУП «Экспресс» становится все тяжелее содержать городской трамвай.
Интересы дзержинцев в случае закрытия в Дзержинске трамвайного сообщения не должны пострадать. На этом настаивают депутаты комитета по городскому хозяйству, заседание которого состоялось во вторник, 17 ноября.
Вообще, повестка заседания думкома была очень насыщенной – более десяти весьма актуальных для города вопросов. Но дольше и эмоциональней всего народные избранники обсуждали работу муниципального предприятия «Экспресс» и предложение его директора – ликвидировать трамвайное сообщение, а также некоторые виды автобусного сообщения, осуществляемые предприятием.
Не ждать аварий
Вообще, тему хронической убыточности МУП «Экспресс» и необходимости как-то с ней бороться депутатам приходится обсуждать регулярно – при согласовании очередного бюджетного транша предприятию.
Причем ситуация, видимо, только усугубляется. Во всяком случае, на 2016 год руководство МУП запросило значительно больше денег, чем на 2015 год.
Как заверил депутатов директор МУП «Экспресс» Игорь Глитняк, для того, чтобы сохранить все виды перевозок в полном объеме, предприятию в 2016 году понадобится ни много ни мало 199 миллионов рублей бюджетных денег (в прошлом году «Экспресс» «съел» 90 миллионов), – это помимо тех средств, которые предприятие само зарабатывает. Казна же готова выделить лишь 20 миллионов рублей.
Больше всего убытков предприятию, по словам директора, приносит трамвайное сообщение. Это финансовый аспект проблемы. Но есть и другие. Эксплуатировать трамвай в том состоянии, в котором он находится сейчас, не только дорого, но и попросту опасно. Железнодорожные пути и сеть, как сообщил Глитняк, изношены на все 100%. Состояние подвижного состава также оставляет желать лучшего. Для того, чтобы привести трамвайное хозяйство в порядок, требуется еще около 800 миллионов рублей. По нынешним кризисным временам совершенно нереальная цифра.
Вариантов немного
Какие же есть пути решения проблемы? Директор МУП «Экспресс» представил два основных варианта. Первый – оставить все как есть. Но тогда городским властям придется поскрести по сусекам и найти где-то для муниципального предприятия упомянутые 199 миллионов.
Другой вариант – отказаться от трамвайного, а также междугороднего и внутригородского автобусного сообщения, оставив за предприятием только пригородные маршруты. В этом случае сумма необходимых субсидий уменьшится на 100 миллионов – при проведении мероприятий по закрытию трамвайного сообщения, тем более что «Экспресс» сегодня – далеко не единственный участник рынка пассажирских перевозок, обслуживающий льготников. Сегодня к льготным перевозкам привлечен и частный транспорт: маршруты №1, 4, 22, 23, 29, 33.
Директор МУП заверил, что в случае отказа от трамвая по его маршруту временно будут пущены автобусы, а к 2018 году их сменят троллейбусы как более экологичный вид транспорта, так записано в Концепции развития муниципального пассажирского транспорта.
Интересы горожан превыше всего
Окончательное решение по этому поводу за администрацией. Депутаты в свою очередь рекомендовали исполнительной власти до 1 декабря представить в комитет план антикризисных мероприятий для МУП «Экспресс».
Народные избранники особо акцентировали внимание чиновников на том, что в любом случае, какой бы вариант ни был выбран, интересы горожан и работников предприятия не должны пострадать. Они превыше всего.
«Необходимо учесть интересы двух категорий дзержинцев. Первая – пассажиры. Мы должны сделать все, чтобы они не пострадали, в том числе – обеспечить льготный проезд. Он будет сохранен вне зависимости от того, кто будет оказывать услугу – муниципальное предприятие или частный перевозчик, – прокомментировал ситуацию председатель комитета Павел Воронин. – Вторая категория – высвобождаемые работники предприятия. Мы рекомендовали МУП и администрации города разработать программу социальной адаптации, которая бы предусматривала обучение, дополнительный поиск работы, помощь в трудоустройстве, в том числе в других муниципальных предприятиях города. Считаю, что предприятие «Экспресс» способно работать и не просить у города денежных средств. Мы сейчас должны сделать все, чтобы провести внутри «Экспресса» реконструкцию и сделать его эффективным».
Ирина РЫЖОВА.