Хроника пикирующего «Экспресса»
Каковы причины сегодняшнего состояния муниципального транспортного предприятия?
Представьте себе историю. Капитан «Титаника» выражает несогласие с методикой спасения пассажиров тонущего лайнера и первым покидает корабль. Ему дружно аплодирует либерально настроенная пресса, клеймя позором тех, кто еще пытается спасти людей, оставшихся на корабле. Не правда ли, дикость? Наверное, эта метафора не совсем применима к ситуации с МУП «Экспресс» и с его бывшим «капитаном» Юрием Шахунцом, но что-то общее в этом можно усмотреть.
Проблемы муниципального транспорта начались не сегодня и не вчера. Они копились годами, накапливались, как канцерогены, и то, что мы имеем сейчас, есть результат не только предыдущей пятилетней истории МУП «Экспресс», но и результат всего постсоветского развития города. Мы провели самое тщательное журналистское расследование и в принципе готовы ответить на один из извечных русских вопросов: кто виноват? А вот на второй, не менее знаковый вопрос – что делать? – придется ответить дзержинской власти.
Возить бы рад, да некого возить
Городской транспорт Дзержинска – это дитя советского времени, его главной задачей было обеспечить перевозки больших масс рабочих из дома на предприятия и обратно. Именно поэтому в городе был самый большой в Европе трамвайный маршрут, связавший Восточную и Западную промышленные зоны. Внутригородских маршрутов было немного: 4 трамвайных, 4 троллейбусных и 5 автобусных. Далеко не всегда из одного района города в другой можно было добраться без пересадок. Правда, надо отдать должное, и проезд стоил 3 копейки – на электротранспорте и 5 копеек – на автобусе.
Итак, главной задачей транспорта в советское время была доставка людей на производство и домой. Естественно, когда в 1991 году Советский Союз приказал долго жить, а промышленные предприятия прошли через процедуру банкротства, возить на заводы стало просто некого, да собственно заводов в советском понимании этого слова не стало. Пассажиропоток «сдулся». Причем можно четко определить рамки этого процесса – с 1994 по 1997 год. После этого срока говорить о существовании, например, трамвая в Дзержинске стало бессмысленно. Можно было только гадать, когда он умрет.
Умирание длилось почти двадцать лет и стоило бюджету города нескольких миллиардов рублей, которые можно было потратить на другие цели. Поэтому тот, кто борется за восстановление трамвая, либо «розовый мечтатель», не понимающий азов экономики, либо «балабол», пытающийся заработать политические очки.
Пенсионер в нагрузку
Мы определились с тем, что крах дзержинской химии существенно изменил пассажиропоток муниципального транспорта. Кого стали возить наши троллейбусы и автобусы вместо рабочих? Ответ находим на страницах книги Виктора Сопина «Уроки демократии». Областной властью во главе с Борисом Немцовым и городской властью во главе с Виктором Сопиным было принято решении о введении для пенсионеров бесплатного проезда, при этом никакой компенсации для муниципального транспортного предприятия предусмотрено не было. Конечно, возить забесплатно пенсионеров – дело благое, но итогом стало банкротство целого ряда пассажирских предприятий Дзержинска. Немцов и Сопин стали хорошими для нижегородцев, но не за свой счет, а за счет транспортных предприятий. В конечном итоге целью принятия решения о бесплатной перевозке пенсионеров было не улучшить положение пенсионеров, а бросить им «кость», чтобы избежать массовых социальных выступлений и сохранить власть в руках либералов, взявших ее в 1991 году.
Удар частником
К рубежу 1990-2000-х гг. стало ясно, что муниципальное транспортное предприятие не в состоянии обеспечить транспортные перевозки в городе. Подвижной состав не обновлялся почти 10 лет и безнадежно устарел. Денег на покупку новых единиц транспорта не было. Напомним, что компенсацию за перевозку льготников муниципальный транспорт не получал. Именно тогда впервые город обратился к идее привлечение к перевозкам частного инвестора. Именно в это время были созданы крупнейшие на сегодня дзержинские перевозчики. За счет частных средств они закупили подвижной состав и вышли на городские маршруты.
Муниципальный транспорт был поставлен в условия жесткой конкуренции с частником. Эту конкуренцию он изначально не мог выиграть. Частник на новой маршрутке за живые деньги возил экономически активное население, а муниципальный транспорт на старом изношенном троллейбусе бесплатно вез пенсионеров. С ростом пенсий и заменой бесплатного проезда денежной компенсацией и пенсионеры стали постепенно пересаживаться с муниципального транспорта на частный. МУП «Экспресс» опять начало лихорадить. Возникли попытки введения так называемых «арендных троллейбусов», где проезд осуществлялся за живые деньги. Таким образом, идея передачи электротранспорта частнику далеко не нова. Она активно продвигалась с 1999 по 2004 год.
Собственно говоря, при таких условиях можно было с точностью до года прогнозировать дату «гибели» муниципального транспорта в Дзержинске. Это должно было случиться в 2007, край – в 2008 году.
Надежда умирает последней
Итак, дзержинская администрация уже в 2006 году подготовилась к похоронам муниципального транспорта. Ситуация казалась безвыходной. Транспорт не обновлялся, долги перед поставщиками росли, с частниками конкурировать было невозможно. За дальнейшие слова автор статьи получит порцию критики от местных дзержинских общественников, потому что заявит, что в 2006 году муниципальный транспорт от гибели лично спас тогдашний мэр Дзержинска Виктор Портнов. Он сделал две простые вещи. Первое – выделил деньги «Экспрессу» из бюджета, но не на текущее содержание, а на закупку нового подвижного состава. Тогда в город впервые за 15 лет пришли новые троллейбусы и автобусы. Второе – он дал команду юристам администрации подать в суд на министерства финансов России и Нижегородской области и взыскать деньги за неоплаченные предприятию затраты по перевозу льготников. Были выиграны суды на сотни миллионов рублей. Под эти деньги была разработана и реализована программа обновления муниципального транспорта. В общей сложности за 4 года парк техники был обновлен на 60%, МУП «Экспресс» до сих пор работает на «портновских» троллейбусах и автобусах. Казалось бы, шанс есть…
Медведев, на улицу!..
В 2010 году в результате всенародных выборов Виктора Портнова на посту мэра сменяет Виктор Сопин. Его администрация признает неэффективной всю работу управления транспорта и руководства МУП «Экспресс». На улице оказывается не только «пропортновский» начальник управления транспорта Дмитрий Волокушин, но и многолетний руководитель МУП «Экспресс», настоящий профессионал своего дела, не замеченный в политических играх Александр Медведев. В один из январских дней 2011 г. одним росчерком пера надежда на возрождение муниципального транспорта в Дзержинске была убита. Теперь «Экспресс» с вероятной неизбежностью должен был прийти к тому существованию, которое мы наблюдаем сейчас.
Уходя с поста директора предприятия, Медведев помимо обновленного парка техники оставил на счетах предприятия 123 млн., которые планировалось направить на модернизацию контактной сети и закупку подвижного состава. За один 2011 год эти деньги были проедены (или разворованы?), и у «Экспресса» вновь появились 20 млн. кредиторской задолженности. Оказалось, что, чтобы вновь кинуть предприятие в пучину кризиса, достаточно одного года. За последующие три-четыре года муниципалитет в различной форме вложил в предприятие почти полмиллиарда рублей. И при этом на начало 2016 года оно имело 78 млн. долгов.
«Даже Шахунц не смог до конца…»
С приходом в дзержинскую администрацию Виктора Нестерова ситуация вокруг «Экспресса» получает новое развитие. Нестеров принимает скоропалительное, но единственно верное в тот момент решение прекратить трамвайные перевозки. Без этого решения «Экспресса» не было бы уже к маю 2016 года. То, что Нестеров – выходец не из Дзержинска, в тот момент было скорее плюсом, чем минусом и помогло ему избежать излишнего «соплежевания» по поводу судьбы дзержинского трамвая, которое присуще местным «защитникам транспорта».
Назначение Юрия Шахунца на пост директора транспортного предприятия было попыткой администрации привлечь депутатское внимание к судьбе предприятия. Шахунц, соглашаясь стать директором, видимо, не осознавал всей глубины проблемы. Его несомненная заслуга – грамотная организация распродажи активов предприятия, наведение элементарного порядка и меры по сокращению кредиторской задолженности на предприятии. Однако бизнесмен Шахунц почему-то не придал значения мероприятиям по сокращению текущих издержек МУП «Экспресс» и прежде всего не почистил административно-управленческий персонал, который даже самими работниками «Экспресса» признается избыточным. Видимо, дзержинцу Шахунцу просто не хотелось ссориться с людьми.
Когда стало ясно, что лишних денег в бюджете нет и кардинальные меры принимать придется, он красиво «умыл руки» и, по сути дела, обыграл администрацию, где, видимо, рассчитывали, что Юрию Владимировичу достанется вся «грязная работа».
Поражает текст заявления пресс-службы администрации в связи с уходом Шахунца, который более напоминает то ли эпитафию, то ли преамбулу к почетной грамоте. Не можем не удержаться, чтобы не привести в цитате часть этого «перла»: «Администрация Дзержинска очень благодарна Юрию Владимировичу за то, что он в сложное время возглавил МУП «Экспресс». Он очень много сделал для предприятия и добился определенных результатов. К сожалению, даже такой опытный руководитель, как Ю.В. Шахунц, не смог до конца вывести предприятие из кризиса. Если не смог он, то, видимо, это не под силу никому».
Судя по всему, отставка Шахунца все-таки была для дзержинских властей неожиданностью. Все, что было дальше, больше смахивает на импровизацию.
Трудно сказать, в чью голову в дзержинской администрации пришла идея передать муниципальный транспорт в концессию. Главное не в этом. Тема концессии стала единственным средством для местной власти красиво выйти из истории с «Экспрессом» после неудавшейся попытки сделать крайним за все Шахунца. Единственной альтернативой концессии в существующей ситуации является банкротство предприятия, крах муниципального транспорта и социальная напряженность в коллективе. Поэтому больше всего в дзержинской мэрии боятся, что в час «Х» никто не захочет брать муниципальный транспорт в концессию, а такое вполне вероятно.
Почему молчит общественная палата?
Страсти вокруг МУП «Экспресс» не угасают несколько недель, при этом главный общественный орган города Дзержинска – общественная палата – сохраняет в отношении этой темы гробовое молчание. Как будто нет проблем в Дзержинске с муниципальным транспортом, как будто не должна Общественная палата контролировать власть и защищать нужды и чаяния простых людей. Не комментируется отставка Шахунца, не предлагаются пути выхода предприятия из кризиса, не дается анализ альтернатив транспортной концессии, предлагаемой администрацией. Зададимся простым и однозначным вопросом: почему? Версия у автора напрашивается только одна: глава Общественной палаты, экс-мэр и экс-демократ 90-х Виктор Сопин ответственен минимум за два судьбоносных решения, которые негативно сказались на экономике муниципального транспорта и в итоге привели «Экспресс» к сегодняшней ситуации.
Алексей КАЛУГИН.