Потенциал есть. А будущее?

Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о молодых художниках Дзержинска.
Качественный уровень и своеобразие изобразительного искусства в нашем городе, как и в регионе в целом, определяют сейчас мастера старшего и среднего поколений, начавшие свою деятельность в советское время или по меньшей мере в середине 1990-х годов. Это в равной степени относится и к художникам-реалистам, и к представителям нереалистических форм творчества. Но наряду с ними в последнее время регулярными участниками городских и отчасти областных выставок становится молодежь – выпускники художественных училищ Денис Пальцев (родился в 1987 г.), Екатерина Наседкина (1995), Вера Маруева (1994), Анна Коробкина (1992).
Их творческие успехи и просчеты нам хотелось бы обсудить на примере произведений, демонстрировавшихся на последних «Январских каникулах» – выставке, традиционно проходящей в начале года в Нижегородском государственном выставочном комплексе и объединяющей молодых художников Нижегородской области. Возраст экспонентов составляет от двадцати до тридцати с небольшим лет, и, поскольку организаторы не накладывают никаких ограничений по тематике или технике исполнения, авторы показывают те работы, какие сочтут нужными. Д. Пальцев, Е. Наседкина и В. Маруева представили на выставке 2018 г. по несколько произведений, написанных в 2015-2017 гг.
Между четырьмя названными художниками можно найти немало общего. Все они получили добротную профессиональную выучку в Нижегородском художественном училище (НХУ), а А. Коробкина – в училище им. Н.К. Рериха в Санкт-Петербурге. Каждому в большей или меньшей мере свойственна стилистическая и качественная неровность произведений, что вполне объяснимо для художника, находящегося в стадии формирования индивидуальности, поиска своей эстетической позиции. Для всех характерна приверженность к бессюжетным композициям, жанрам пейзажа и натюрморта, камерному строю образов. Наконец, все весьма рано, уже в студенческие годы, заявили о себе перед публикой.
Денис Пальцев
Живописный почерк Д. Пальцева сформировался давно, в годы обучения на отделении дизайна НХУ, которое он окончил в 2008 г., и за прошедшее десятилетие изменился мало. Более того, вместо роста, совершенствования, вполне ожидаемых у одаренного и увлеченного искусством человека, каким он является, со временем проявились многие слабые момента его творчества. Видимо, дурную шутку с художником сыграл слишком ранний успех: первая персональная выставка Дениса состоялась (в библиотеке им. К. Симонова), когда он был еще учеником школы искусств №5, где занимался под руководством членов Союза художников России Валентины Александровны и Сергея Юрьевича Белосельских. Была у него персональная экспозиция и в краеведческом музее в 2008 г. Поняв уже на этапе ученичества, что главная причина его успеха заключается в своеобразном цветовом видении, он стал пренебрегать прочими аспектами мастерства, и в итоге талант получил одностороннее развитие.
Основное достоинство его живописи – колорит, умение создать красочную гамму в многообразных оттенках и сочетаниях, мягких или же контрастных, и в этом смысле он прирожденный живописец. Однако и в ученических, и в нынешних работах он довольно слабо владеет рисунком и старается скрыть недостатки в построении формы подчеркнутой «лихостью» исполнения. Пальцев пишет в размашистой манере, умеет передать различные свето-цветовые состояния и эффекты, но пространство и форма в его работах нередко очень приблизительны. Понятно, что более всего удаются ему пейзажи. В этюдного характера холсте «Ялта» (2016) приморский город залит ослепительным солнцем, светлые здания отражаются в воде и оттенены голубеющими вдали очертаниями пологих гор. Все элементы ландшафта переданы обобщенными цветовыми пятнами и объединены свето-воздушной средой, словно наполненной легким ветром с моря; художника интересуют соотношения крупных цветовых плоскостей: воды, неба, строений. Подвижный мазок не только обозначает мелкие прибрежные волны, но сообщает всему произведению динамичность и легкость. Когда же художнику необходимо крупным планом показать сложную форму, в особенности человеческую фигуру, начинают проявляться недостатки его манеры. В картине «Ужин» (2017, холст, масло) сидящая за столом женщина превратилась в некоего аморфного и безликого монстра, с аппетитом уплетающего арбуз. Неуверенность рисунка и поспешность исполнения сказались здесь со всей отчетливостью.
Екатерина Наседкина
Вполне узнаваемы и произведения Е. Наседкиной, выпускницы НХУ 2015 года, ныне студентки Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Лучшими среди них нам представляются пейзажи, где природа изображается в пасмурную погоду и неброская красочная гамма сдержанна, построена на нюансах. Таков «Вид на Клязьму» (2017, холст, масло) – панорама речной излучины, увиденная почти что с птичьего полета, образ, одновременно величавый и лирический. Серое, но не мрачное небо приглушило все цвета, сделало более тонкими отношения между ними, и массы листвы написаны множеством охристых, оливковых, желтовато-зеленых оттенков с интенсивным голубым в тенях. Открытые, несглаженные мазки, местами, может быть, несколько монотонные, создают впечатление легкой вибрации влажного прохладного воздуха. И еще одно важное качество – стремление соединить тщательно продуманную «картинность» композиционного решения с эмоциональной и живописной свежестью этюда.
Ощущение простора и мягкого, идущего из глубины облачного неба света, гармония неярких красок есть и в «Муромских мотивах» (2017, холст, масло), однако и поверхность земли, и кроны деревьев, и виднеющиеся среди листвы церкви написаны мазками одной плотности и фактуры, краска одинаково густо положена в изображении и почвы, и облаков, а силуэты храмов обозначены настолько условно, что едва угадываются. В итоге пространство, природные и архитектурные формы утрачивают ясность, превращаются в нечто невнятное.
Привлекательным свойством работ Е. Наседкиной является то, что художница избегает нарочитой эффектности образа (чем подчас грешит Д. Пальцев), стремится показать красоту обыденного, будь то скромные деревенские избы («Деревня Большие Узолы», 2017, холст, масло) или только что собранные грибы («Дары осени», 2017, холст, масло). В большинстве ее произведений присутствует чувство эстетического такта, меры, профессиональная культура, и это дает надежное основание для дальнейшего роста и успехов.
Вера Маруева
Две работы, представленные Верой Маруевой на последних «Январских каникулах», очень невелики по размерам, камерны по мотивам и отчасти напоминают произведения И.П. Похитонова (1850-1923), писавшего изысканные, почти миниатюрные пейзажи. В «Зиме» (2016, холст, масло) вытянутый горизонтальный формат и узкая полоса кустов и деревьев, скрывающая горизонт, задают спокойный, статичный композиционный ритм, а пустынность ландшафта под низко надвинувшимся темным небом окрашивает образ чувством одиночества и грусти. Похожий на новогоднюю открытку «Домик» (2016, холст, масло), напротив, наделен сентиментальными нотами. В обоих пейзажах художница создает нежную цветовую гамму, старается извлечь из серого оттенки от тусклых до перламутровых, пишет мелкими мазочками.
В иной манере исполнен этюд «Читающая» (2015, холст, масло), где сам мотив – женщина, устроившаяся с книгой в тени листвы, располагает к поискам в области световых и цветовых эффектов. Автор избрала импрессионистическую технику отдельных цветных мазков, чтобы передать солнечные блики на земле, зелени и платье своей модели, но фигура оказалась будто лишенной массы и объема, лицо лишь намечено пятном, что усиливает впечатление незаконченности.
Анна Коробкина
О творчестве Анны Коробкиной нам уже довелось подробно писать в связи с персональной выставкой художницы, состоявшейся весной прошлого года в Дзержинском краеведческом музее. Та экспозиция была разнообразна до пестроты: с академическими постановочными портретами и натюрмортами соседствовали многочисленные пейзажные этюды, декоративные композиции, копии и некоторые, прямо скажем, подражательные и довольно безвкусные картины. Полученная в училище специальность реставратора, несомненно, вооружила художницу грамотным и вариативным в зависимости от задачи владением техникой живописи, но обрести свою творческую индивидуальность Анне еще предстоит. В лучших ее работах раскрывается умение даже к учебному заданию подойти творчески, что особенно ярко проявляется в портретах и некоторых натюрмортах. Наиболее удачны те ее произведения, что исполнены наиболее традиционно в реалистической манере, с тонкой разработкой светотени и нюансов колорита; как только художница пытается форсировать цвет и эффекты освещения, условно трактовать формы, появляется не декоративная выразительность, а нарочитая манерность исполнения.
Резюме
Разумеется, строить догадки о будущем – дело неблагодарное, тем более если речь идет об искусстве, где вообще сложно что-либо предсказать. Внимательное знакомство с творчеством молодых дзержинских художников дает возможность полагать, что завтрашний день в художественной жизни нашего города будет интересным и ярким. Однако зависит это не только от них самих, но и от социально-культурной среды города и региона. Одного творческого потенциала и желания посвятить себя искусству не всегда бывает достаточно для действительно значимых свершений, необходима поддержка со стороны профессиональных кругов и общества. Если в советское время коллектив региональной организации Союза художников пополнялся выпускниками ведущих отраслевых вузов, приезжавших в Нижний Новгород по распределению и получавших здесь неплохие условия для творческой реализации, то в последние десятилетия закономерно происходит обратный процесс: талантливая молодежь, окончив НХУ, уезжает продолжать образование или в поисках заработка и назад уже, как правило, не возвращается. В области и в нашем городе в частности начинающие художники предоставлены самим себе. Вряд ли разовые фестивали, акции и прочие мероприятия способны изменить ситуацию. Да и художественная критика у нас находится едва ли не на нулевом уровне. Весной текущего года при Нижегородском отделении Союза художников России была воссоздана молодежная секция, членами которой стали 13 человек. Хотелось бы верить, что это начинание принесет положительные результаты.
Сергей Акимов, кандидат искусствоведения