Цветовые аккорды Осинина
В Дзержинском краеведческом музее открылась персональная выставка гороховецкого художника Александра ОСИНИНА. Знакомство с ней – не только хороший способ получить положительные впечатления, но и повод поразмышлять…
2 октября в Дзержинском краеведческом музее открылась персональная выставка гороховецкого художника Александра Николаевича ОСИНИНА, представившего около 50 картин, исполненных в разное время, включая работы последних лет. Тем самым экспозиция приобрела ретроспективный характер. Знакомство с ней – не только хороший способ получить положительные впечатления, но и повод поразмышлять о таких важных вопросах, как соотношение профессионального мастерства и наивного творчества, реалистическое отображение действительности и декоративное преобразование натуры.
К сожалению, заинтересованному зрителю будет непросто найти какую-либо подробную информацию о художнике. Краткие упоминания о нем имеются в электронных СМИ, но ни одной крупной и тем более аналитической публикации о творчестве Осинина отыскать не удалось. И это при всем при том, что он является участником многих городских и региональных выставок, его картины находятся в частных собраниях в России и за рубежом: в Германии, Словении, Сербии, Англии, Америке.
Сразу отметим, не все произведения художника равноценны с точки зрения живописного мастерства, но все наделены позитивным эмоциональным настроем и искренностью высказывания, согреты сердечной привязанностью автора к изображаемым местам и мотивам.
Александр Николаевич Осинин родился в 1956 г. в Горьковской области, но с детства живет в Гороховце. В 1981 г. окончил Заочный народный университет искусств в Москве (ЗНУИ). Это учебное заведение, основанное в 1934 г. как заочные курсы для всех желающих рисовать, сыграло немаловажную роль в широком распространении художественно-эстетического образования. Разумеется, дистанционную форму обучения нельзя назвать продуктивной для подготовки художников, где ничто не заменит систематической работы в мастерской под руководством наставников, но ЗНУИ позволил тысячам людей из глубинки приобщиться к изобразительному, музыкальному, театральному искусству.
С момента завершения учебы Осинин прошел творческий путь, в котором четко прослеживаются два направления, сосуществующие на протяжении многих лет. Первое – это произведения, обнаруживающие незаурядный и индивидуальный подход к натуре, основанный на декоративной интерпретации форм и цвета, на целенаправленной художественной условности. Вторая же линия представлена картинами, по образному строю и выразительным средствам близкими к самодеятельному искусству, обладающему простосердечной наивностью.
Главная тема живописи Осинина – Гороховец и его окрестности. Этот удивительный город, сохранивший уникальные памятники церковного и гражданского зодчества XVII – начала XVIII столетий, для художников-пейзажистов является настоящим подарком, обещающим и эффектные виды, и лирические мотивы, прикосновение к старине, ставшей неотъемлемой частью современности. Неслучайно на пленэр сюда приезжают и студенты ведущих творческих вузов, и опытные мастера. Старинные храмы, голубая или серебристо-серая лента Клязьмы, заречные лесные дали в произведениях Осинина узнаваемы и привлекательны то ощущением уютного и неторопливого течения жизни, то величавым раздольем. Соответственно, варьируются используемые художником композиционные решения и живописные приемы.
В картине «Переправа. Мост» (2016 г., холст, масло) с высоты открывается панорама безбрежных лесов, раскинувшихся за Клязьмой, через которую наведен понтонный мост. Городские здания на первом плане и в особенности колокольня и церковная главка, находящиеся у самого края «кадра», задают масштаб пространства, помогают почувствовать его размах, а колорит передает приглушенные краски пасмурного дня. Иной характер образа и иное настроение – в маленьком этюде «Весенний паводок» (2001 г., картон, масло), гармоничном по цвету. Небольшие подвижные мазки моделируют формы деревьев и неровности почвы на переднем плане, дальний берег с виднеющимися строениями, легкую рябь воды. Пейзаж словно наполнен свежим и влажным воздухом, серебристая, сотканная из нежных оттенков гамма с вкраплениями теплой охры придает образу неподдельное поэтическое очарование. Как развивалось мастерство художника, хорошо видно, если сравнить эту работу с экспонируемым неподалеку таким же небольшим этюдом «Вечерний звон» (1985 г., картон, масло), где массы листвы выглядят несколько аморфными и силуэт шатровой колокольни – плоским.
Несомненными удачами являются те произведения Осинина, где колорит не только передает реальные цветовые соотношения натуры, но и приобретает декоративную звучность, подчеркнутую насыщенность. Таков, например, «Первый снег» (картон, масло). Деревья еще не сбросили яркого осеннего убора, и эти краски бликами пробегают по плотной и потемневшей, от мороза словно загустевшей воде, ясное небо отражается в голубоватых тенях на снегу. Художник отобрал в натуре только самое главное: композиционная схема проста, основана на нескольких плавных линиях, пространство замкнуто лесом на горизонте, деревья обозначены энергичными движениями кисти. Элементы условности не снижают, а, скорее наоборот, подчеркивают этюдную свежесть образа, непосредственное переживание красоты природы, залитой радостным солнечным светом. Этюдный характер присущ и работе «Лысая гора. Зима» (2010 г., картон, масло). Заснеженные дали с темными пятнами перелесков сопоставлены с теплыми красками деревьев переднего плана, убедительно передано состояние освещения в час незадолго до наступления сумерек.
В некоторых произведениях чувствуются отголоски владимирской школы пейзажа – уникального явления советской живописи, которое объединило весьма разных мастеров, нашедших интересные пути обновления реалистического художественного языка. Влияние этой традиции до сих хорошо ощутимо в искусстве владимирских художников. Осинин не подражает Владимиру Юкину или Валерию Кокурину, но учится у них приемам чисто живописной выразительности, связанным с контрастным взаимодействием цветовых плоскостей и возможностями фактуры. Один из наиболее привлекательных холстов на выставке – «Свято-Троицкий Никольский монастырь» (2016 г.). Изображая один из замечательных архитектурных памятников Гороховца, автор не стремится к документальной точности. Он пишет не достопримечательность, а пластически выразительный мотив. Пространство динамично деформировано, но в пределах разумного. Красивый цветовой аккорд образуют теплые желтовато-охристые краски земли и деревьев, холодный голубой и белый, обогащенный цветными рефлексами. Пастозная манера письма и шероховатая фактура картинной поверхности подчеркивают красоту самих живописных материалов.
Мастерство декоративной стилизации демонстрирует картина «Сенокос» (2017 г., масло). Художник умышленно нарушает правила прямой перспективы, и земля приподнимается и слегка разворачивается на зрителя, словно стремясь показать ему свои красоты: разноцветный осенний лес, водоем, деревню. Пространственные планы очерчены упруго изгибающимися линиями, находящими повторение в рисунке облаков, а пятна зеленого, желтого, коричневого цветов распределены с ритмической выразительностью. При всей декоративной условности светлая палитра точно передает прозрачный воздух ранней осени. Образ получился настолько убедительным, что не сразу замечаешь противоречие между названием и изображенным временем года, тем более что и показана не косьба, а перевозка копны уже просохшего сена.
В картине «Утро в деревне» (2017 г., холст, масло) автор стремился создать значительный образ, но не сумел подняться над почти самодеятельным уровнем мастерства. Это пример второй линии его творчества, перекликающейся с изобразительным примитивом русского и европейского искусства XVIII-XIX вв. и с искусством «наивов» ХХ столетия. Фигурки занятых своими повседневными делами сельчан кажутся кукольными, цвет не обладает ни богатством нюансов, ни декоративной сочностью или нарядной комбинацией красок, как в «Сенокосе», рисунок скован. Художник последовательно перечисляет подробности, старается не упустить ничего, но и не отбирает главного.
Для него одинаково важны мужички, судачащие на скамейке у забора, женщины у прилавка или бродящие по обочине куры. В простодушной бесхитростности образа есть известная доля обаяния, но, думается, в целом творческий метод Осинина получил здесь компромиссный характер: такой подход нельзя назвать в полной мере профессиональным, но он и не до конца наивно-примитивистский. Чем объяснить это явление? Только ли нехваткой мастерства для создания многофигурной композиции в пейзаже? Видимо, имеет место попытка художника выйти за пределы привычных природных и архитектурных мотивов и найти для бытового сюжета новые выразительные средства. Подобный уклон в самодеятельность присутствует и в некоторых других работах художника и выражается то в нарочитой резкости колорита, то в «открыточном» характере вида. И если в картине «Утро в деревне» чувствуется своеобразная живописная культура, то «Закат» (2018 г., холст, масло) с его зелено-желто-розово-голубыми сочетаниями и «лихостью» письма граничит с китчем.
Но странно было бы судить о творчестве художника по неудачам. Александр Осинин нашел в искусстве свою тему и свою образную интонацию, которая звучит искренне и ненавязчиво. Он умеет открывать новые грани в мотивах, к которым обращается неоднократно. Впечатление от его лучших произведений таково, будто в хорошем настроении выходишь из дома и неожиданно замираешь, увидев красоту давно примелькавшихся видов, которую не замечал раньше. Среди экспонатов выставки есть небольшая картина «Разлив» (2017 г., картон, масло). Сторонники как можно более точного воспроизведения натуры наверняка упрекнут художника в осеннем колорите, не «соответствующем» сюжету. Однако сочетание коричневато-желтых оттенков и спокойного светло-голубого зеркала воды создает нечто подобное музыкальному аккорду. Каждому, кто бывал в Гороховце весной, знакомо это величественное и вместе с тем поэтичное зрелище, когда Клязьма подступает едва ли не вплотную к стоящему за рекой Знаменскому монастырю. Фигуры монахинь и рыбака на первом плане не нарушают, а подчеркивают настроение созерцательной тишины, как и панорамный охват пространства не исключает лирического настроя. Природа, архитектура и жизнь людей, находящиеся в гармонии, – таков созданный художником образ родного города, предстающего на картинах Александра Осинина и эффектных своих видах, и в скромных, неброских уголках.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.