Живописные поиски Анны Коробкиной
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о творчестве молодой дзержинской художницы Анны Коробкиной.
В апреле – начале мая в краеведческом музее состоялась персональная выставка молодой дзержинской художницы Анны Коробкиной. Она родилась в нашем городе в 1992 г., училась в художественной школе, в 2015 г. окончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха, где получила профессию реставратора.
В недолгой творческой биографии Анны уже есть участие в нескольких выставочных проектах. Отрадно, что дзержинский музей предоставляет свои залы не только заслуженным и известным мастерам, но и начинающим художникам, для которых заинтересованное внимание зрителей, поддержка со стороны старших коллег и критиков особенно важны. Для каждого молодого автора персональная экспозиция – это не столько отчет о достигнутом, сколько возможность посмотреть на свое творчество со стороны, оценить его сильные и слабые качества, задуматься о дальнейших перспективах.
Представленные на выставке работы были настолько разнообразны, что первое впечатление таково, будто в экспозиции соседствуют произведения по меньшей мере трех-четырех авторов. Это и размашисто написанные пейзажные этюды, и тщательно исполненные постановочные портреты, акварельные натюрморты и пейзажи, копии с картин разных художников. Своя, узнаваемая манера у экспонента еще не сложилась. Качественный уровень работ также весьма неровен: от грамотного реалистического мастерства до вполне салонной, безвкусной стилистики. Все это говорит о поиске художницей сюжетов и выразительных средств, наиболее адекватных для ее мировосприятия. И нет ничего удивительного в том, что 25-летний автор не избежала влияния моды и усредненных художественных вкусов.
Анна находится сейчас в той стадии творческого развития, когда в ходе разнонаправленных поисков определяется индивидуальное лицо художника. Выставка подарила зрителям возможность наблюдать талант в его становлении, что всегда интересно и поучительно. Думается, что при целеустремленности и правильном выборе своего пути в искусстве недавняя выпускница художественного училища в недалеком времени может вырасти в своеобразного и незаурядного живописца.
Учеба в таком авторитетном, обладающем прочными традициями центре художественного образования, каким является училище им. Н.К. Рериха, дала А. Коробкиной уверенное владение реалистическими живописными приемами. Об уровне ее академического мастерства можно судить на примере картины «Известие» (2014, холст, масло), представляющей изображение натурщика в антураже и демонстрирующей грамотную лепку формы цветом, умение писать обнаженную натуру. В «Зиме» (2015, холст, масло) композиционно-постановочный портрет из задания на разработку светлой гаммы с тонко нюансированными тепло-холодными нюансами перерастает в полноценный художественный образ, отмеченный грустно-элегическим настроением. Изображение немолодой задумавшейся женщины, чья фигура хрупким и изящным силуэтом рисуется на фоне белых стен и окна, в котором виднеются тонкие веточки рябины, воспринимается как лирическое размышление о поздней поре человеческой жизни. Мелкие красные ягоды в холодном свете зимнего дня воспринимаются как трогательная и поэтичная деталь.
Привлекательны пейзажные этюды, простые по композиции, написанные в свободной манере крупными цветовыми пятнами в технике масляной живописи. Природа предстает в них уютной и обжитой: под высокими деревьями на заросшем осокой берегу небольшого пруда рыбаки удят рыбу («Не клюет», 2013), тропинка среди густой травы уходит вглубь леса («Утро в лесу», 2014), небо и далекий лес отражаются в глади воды («Озеро», 2012). Достаточно интенсивный, но спокойный рассеянный свет создает настроение созерцательной тишины.
Не без успеха попробовала художница свои силы и в декоративной композиции. Безусловной удачей является исполненный гуашью лист «Хельсинки» (2013), в котором изображение гавани под красочным закатным небом складывается, словно в калейдоскопе, из различной формы голубых, фиолетовых, желтых, оранжевых, коричневых «осколков». Несложный мотив – залив, одномачтовые лодки, город на дальнем берегу – легко поддается стилизации. При декоративном решении с тщательно продуманным цвето-ритмическим построением и соотношением теплых и холодных красок в работе сохраняется связь с реальной натурой, передана красота характерного северного ландшафта и конкретного состояния природы.
Интересные решения можно встретить и в натюрмортах Анны. Красиво скомпонованная и тонко написанная постановка «Облепиха» (2013, холст, масло) теплым колоритом и золотистым освещением заставляет вспомнить натюрморты и деревенские интерьеры дзержинского живописца Николая Бурдастова и отчасти – выдающегося советского мастера Владимира Стожарова. Работу начинающей художницы с их произведениями роднит особое чувство любования неброскими предметами сельского быта, через которые раскрывается гармония и поэтическая сторона обыденной жизни. Ветка облепихи с яркими налитыми ягодами сопоставлена с серебристыми сухими травами и мягкой желтизной дощатых стола и стены. Благодаря возникающему ощущению домашнего тепла и уюта постановка, направленная на решение конкретных живописных задач – разработку гаммы в сближенном диапазоне и сравнение фактур – приобретает характер самостоятельного и содержательного художественного образа. Это качество особенно заметно, если сравнить картину с несколькими представленными неподалеку акварельными натюрмортами, остающимися на уровне учебной штудии.
Более обобщенно исполнен «Натюрморт» (2014, картон, масло). Прямоугольный формат, компактное расположение предметов, вписывающееся, если мысленно провести линии вниз от самой высокой точки – горлышка бутыли, в форму треугольника, пластическое сопоставление вертикали с бутыли с круглой формой подноса придают композиции подчеркнутую устойчивость, материальную весомость. Темный, коричневый с фиолетовыми тенями фон, прозрачность стекла, теплый золотистый оттенок берестяного туеса, белизна драпировки и блестящая кожица яблок создают красивую цветовую гамму.
Далеко не все произведения художницы равноценны по уровню мастерства. Так, большого размера картина «Ему спокойно», изображающая лежащего и смотрящего в упор на зрителя тигра, чья фигура занимает почти все пространство, граничит с откровенным китчем. Многие пейзажи носят подчеркнуто броский, «открыточный» характер, а натурные этюды порой выполнены небрежно. В некоторых работах присутствует прямая подражательность, как, например, в композиции «Утро» (2015, картон, гуашь), в которой колорит и специфически дробная трактовка форм явно ориентированы на манеру М. Врубеля и стилистику модерна в целом. В салонном духе натуралистично и пестро написаны большеразмерные натюрморты с пышными букетами цветов.
Вернемся, однако, к сильным сторонам творчества Анны Коробкиной. В лучших ее работах кроме крепкой профессиональной выучки есть еще одно важное достоинство – умение даже к учебному заданию, направленному на решение четко определенных живописных задач, подойти творчески, «перешагнуть» с уровня натурной штудии на уровень создания художественного образа. С особой полнотой это качество раскрывается в портретах и некоторых натюрмортах. С точки зрения мастерства наиболее удачны те произведения, которые исполнены в реалистической манере, с тонкой разработкой светотени и нюансов колорита, как в «Зиме» и «Облепихе», или свободно и обобщенно, как в «Натюрморте» 2014 г. или этюдах. Как только художница пытается форсировать цвет и эффекты освещения, более условно строить формы (например, в видах Павловска) появляется не декоративная выразительность, а необоснованная резкость и пестрота красок, нарочитая манерность исполнения.
Многообразие поисков, желание освоить различные жанры, техники, стилистические приемы естественны для начинающего художника. В творчестве Анны Коробкиной есть немало интересных и достойных черт, позволяющих предполагать, что через несколько лет на очередной персональной выставке перед зрителем предстанет уже сложившийся и заслуживающий высокой оценки мастер. От души желаем художнице, чтобы произошло именно так.
Сергей Акимов, кандидат искусствоведения.