Образы святых в городской скульптуре
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о памятниках Сергию Радонежскому и Антонию Великому, которые в разное время были установлены в Дзержинске.
Среди украшающих Дзержинск памятников есть два монумента, необычных для города, выросшего в советское время. Они установлены в честь святых. Речь идет о статуях Сергия Радонежского на территории посвященного ему храма и Антония Великого около церкви во имя этого святого. Первый монумент был сооружен в 2015 году, открытие второго состоялось совсем недавно. Что же представляют они как художественные произведения?
Скульптура православной тематики – активно развивающееся сейчас направление, но, в отличие от иконописи и монументальной храмовой живописи, оно не имеет опоры в глубокой и высокоразвитой традиции. В отечественном церковном искусстве пластика всегда занимала весьма скромное место. В эпоху Средневековья и позднее, в российской провинции XVIII – начала XIX в., это были по преимуществу деревянные полихромные изваяния, отмеченные фольклорным началом в трактовке образов.
В качестве примера можно вспомнить знаменитую пермскую деревянную скульптуру – в этом регионе подобные произведения получили особенно широкое распространение и яркое местное своеобразие. Если говорить о магистральной, «столичной» линии развития русского искусства, то в пластике всегда преобладали светские сюжеты и образы. Поэтому перед современными мастерами, обращающимися к православным темам, стоят сложные творческие проблемы: если иконописец может опереться на многовековой опыт церковной живописи, то у ваятеля такой возможности нет. Главная же задача церковного искусства заключается не в самовыражении художника, а в том, чтобы донести до зрителя неискаженные христианские истины, что, конечно, не исключает проявления индивидуальности.
Автором монумента Сергию Радонежскому является нижегородец Евгений Валентинович Кудрявцев. Он получил архитектурное образование, окончив в 1981 году Горьковский инженерно-строительный институт (ныне ННГАСУ) и в настоящее время преподает скульптуру на факультете дизайна, изящных искусств и медиатехнологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
Мастер выбрал для своего произведения сравнительно небольшие размеры и соответствующую им реалистическую манеру изображения. Общая высота гранитного постамента и бронзовой фигуры составляет 3,6 м.
Произведение рассчитано на близкий обзор, поэтому автор большое внимание уделил деталям. Здесь нет специфических приемов монументальной скульптуры, связанных с обобщенной трактовкой форм, подчеркнутой выразительностью силуэта, необходимостью сделать произведение центром обширного пространства и наполнить это пространство образной энергией.
По сути, у Е.В. Кудрявцева получилась станковая статуя, водруженная на пьедестал. Но в данном случае такое решение вполне оправданно. Скульптура хорошо сочетается с окружающим ее пространством: невысокие кустарники, клумбы, аккуратно проложенные дорожки – все это создает ощущение камерности и уюта. Памятник более крупный и более условный по формам выглядел бы в таком ландшафте диссонансом.
Скульптор представил преподобного Сергия в облике путника: в дорожном плаще, лаптях, с посохом в руке и котомкой через плечо. Во внешнем виде святого ничто не напоминает о том, что перед нами один из влиятельнейших людей своего времени, подлинный духовный лидер эпохи Куликовской битвы. Такая трактовка образа также находит историческое объяснение и связана с визитом Сергия в Нижний Новгород.
В житии святого сообщается, что в 1365 году он по поручению митрополита Алексия отправился в Нижний с важной политической целью – примирить враждовавших за нижегородское правление князей Бориса Константиновича и Дмитрия Константиновича и заключить союз между Нижегородским княжеством и Москвой. Дорога проходила через Владимир, Суздаль, Пурех и Балахну. Обратно из Нижнего Новгорода Сергий отправился водным путем по Оке и Клязьме и, согласно преданию, посетил Дудин монастырь. (В действительности достоверно не известно, существовала ли обитель уже тогда; правда, археолог Н.В. Иванова в 1996 г. обнаружила на этом месте следы второй половины XIV в. и пришла к выводу, что, скорее всего, это был монастырь, а не просто какое-то поселение.)
Созданный скульптором образ приобретает дополнительные оттенки смысла, если вспомнить об этом эпизоде из биографии святого. И конечно, образ путника перекликается с темой странничества, поиска духовных истин.
Скульптурная группа для прихода храма во имя Антония Великого создана мастером из подмосковного города Реутова Виталием Ивановичем Казанским. По образованию он скульптор-монументалист, выпускник Московского художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (окончил в 2000 году), где затем прошел обучение в аспирантуре. С начала 2000-х годов принимает участие в выставках. Среди произведений В.И. Казанского такие разноплановые по масштабу и замыслу работы, как памятники Игорю Талькову (Щекино) и академику В.Н. Челомею (Реутов), мемориальный комплекс воинам дивизии им. Ф.Э. Дзержинского в Балашихе.
Также он работает как портретист, является автором ряда мемориальных досок и надгробий. К православной тематике скульптор обращался и прежде. Так, в поселке Вешки Московской области установлена его композиция «Серафим Саровский», где старец изображен с медведем, согласно легенде, приходившим к его отшельнической келье.
Антоний Великий, в честь которого освящен дзержинский храм, – один из основоположников монашества, долго живший отшельником в Фиваидской пустыне. Его житие, написанное его младшим современником святителем Афанасием Александрийским в середине IV столетия, считается одним из лучших произведений житийной литературы.
Почитается св. Антоний и на католическом Западе, где в период Средних веков о нем сложилось представление как о целителе от тяжелой болезни – так называемого «Антониева огня». В старой западноевропейской живописи нередко встречаются сюжеты искушения отшельника бесами и его встречи со святым Павлом Фивейским. В православной иконописи он традиционно изображается по-монашески одетым старцем с тонкими чертами и строгим выражением лица, с характерной формы бородой, подчеркнутыми скулами.
Монумент святому задуман как образ связи времен. Рядом с Антонием стоит наш современник – отрок, держащий в руках модель храма – того самого, рядом с которым установлен памятник. Соединяя прошлое и настоящее, скульптор словно подчеркивает всевременной и всечеловеческий характер христианства. Святой облачен в ниспадающее свободными складками монашеское одеяние и левой рукой слегка касается плеча мальчика. Этот жест объединяет фигуры в простую и компактную композицию, рассчитанную на фронтальный обзор. Вместе с тем фигуры трактованы немного по-разному.
Образ отрока более конкретен и реалистичен, в облике Антония подчеркнуто иконописное начало. Этот нюанс можно расценить как стремление показать различие и вместе с тем единство земного и духовного, давно прошедшего и сегодняшнего.
Как видим, оба скульптора выбрали для своих произведений реалистический художественный язык, в рамках которого достигли вполне убедительных решений. Е.В. Кудрявцев создал, по сути, воображаемый портрет Сергия Радонежского, внешне исторически достоверный, который может быть связан с пребыванием подвижника на нижегородской земле. В.И. Казанский решил внести в свое произведение символический момент и сделал это, сопоставив фигуры святого и мальчика.
Очевидно, в церковной скульптуре неуместны необычные формальные поиски, а художественная природа пластики такова, что не позволяет воплотить отвлеченные аллегорические и догматические образы, как то возможно в иконописи и настенных росписях. Вместе с тем о церковной (и по содержанию, и по назначению) скульптуре можно говорить как о самостоятельном явлении современного отечественного искусства. Примечательно, что Дзержинск не остался в стороне от процесса его становления и развития.