Памяти художников…
В конце августа буквально вслед друг за другом ушли из жизни два дзержинских художника – Юрий Белосельский и Светлана Ушкова. Представители разных поколений, они придерживались разных эстетических позиций.
Юрий Белосельский
Живопись Белосельского – это в первую очередь умение в обыденном и малом увидеть значительное, обнаружить проявление важнейших закономерностей бытия. Созданные им образы эмоционально сдержанны, внешне неброски и требуют от зрителя вдумчивой сосредоточенности. Композиции Ушковой, отдававшей предпочтение графике, – яркие, декоративные, остроумные, не чуждые иронии и преувеличения.
Творчеству обоих свойственны естественность художественного высказывания и целостность развития – без метаний, скачков, срывов. Во всяком случае, в своих произведениях эти мастера представали именно такими: оба нашли свой и только свой путь в искусстве и уверенно держались избранной дороги, умея быть разнообразными в рамках излюбленных жанров, тем, техник.
Юрий Викторович Белосельский принадлежал к старшему поколению нижегородских художников. Уроженец Ульяновска (1941 г.), выпускник художественно-графического факультета Чувашского педагогического института им. И. Яковлева (1966 г.), он приехал в Дзержинск в 1969 году с женой Валентиной Александровной, талантливым мастером по гобелену, акварелистом, художником-педагогом, и недавно родившимся сыном Сергеем. (Сергей Юрьевич Белосельский также избрал профессию художника и преподавателя, является членом Союза художников России, участником ряда городских и областных выставок.) Вел занятия по специальным дисциплинам в Горьковском художественном училище (1969-1974 гг.), затем почти 14 лет работал в творческо-производственном комбинате областного отделения Художественного фонда. Среди выполненных им монументально-декоративных работ – росписи в Нижегородском театре оперы и балета и оформление интерьера музея народных промыслов в Нижнем Новгороде. В 1982 году стал членом Союза художников. С 1998 года преподавал на кафедре дизайна Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Творческая и педагогическая деятельность мастера была отмечена присвоением звания «Заслуженный работник культуры РФ». Вклад в художественную жизнь Дзержинска Белосельский внес также в качестве руководителя изостудии при городском отделе культуры, которую возглавлял почти десять лет (1989-1998 гг.), и художники-любители могли бы сказать о нем немало уважительных слов.
При всем многообразии послужного списка художника главным делом для него всегда оставалась живопись. Пейзаж, натюрморт, тематическая картина – его интересы были весьма широкими, а традиции отечественной реалистической школы получили в его работах вполне индивидуальное прочтение. В произведениях Белосельского не найти экзотических сюжетов, злободневной публицистичности, эффектной броскости выразительных средств. Его искусство не кричит, стремясь быть услышанным любой ценой, а неторопливо, уверенным и спокойным голосом говорит о смыслах и ценностях, нередко забываемых нами в современной быстротечной суете. Думается, истоки этого мироощущения, не исключающего вместе с тем драматические моменты, следует искать в детстве художника, когда он вместе с одноклассниками по студии ульяновского Дворца пионеров ездил в деревню Прислониху к знаменитому живописцу Аркадию Александровичу Пластову. Возможно, оттуда идет умение Белосельского найти поэтическую значительность и красоту в привычной повседневности.
Неслучайно столь привлекательны в его картинах деревенские мотивы. Простые предметы крестьянского обихода раскрывают в его натюрмортах свою сдержанную красоту и выглядят верными хранителями неизменных жизненных устоев. Во многих произведениях сопоставляется замкнутый мир повседневной жизни, где знаком каждый уголок, и простор, «большой мир»: из неширокой улочки открывается вид на заснеженное село; огород, где раскинула свои узорные листья капуста, выходит на луг и виднеющуюся вдали рощу. Гармония человека и природы, размеренный ход времени, нерасторжимая связь прошлого и нынешнего дня – эти темы присутствуют за конкретными мотивами, запечатленными художником. Есть в его творчестве место и образам драматичного содержания. В предельно простом и скромном «Окошечке» сопоставлены тепло домашнего уюта и непроглядная ночная тьма. Обнаженные ветром корни сосны, настойчиво цепляющиеся за песок, выглядят как олицетворение борьбы и стойкости («Родные корни»), старинный якорь на картине из серии байкальских пейзажей воспринимается как символ силы и скрытой энергии.
Пейзажные образы у Белосельского всегда окрашены присутствием человека или творений его рук и, сохраняя конкретность натурного мотива, неизменно перерастают задачу простой фиксации ландшафта, окрашены специфическим чувством истории («Дудин монастырь», «Зимний пейзаж»). Для достижения особой значительности образа художник нередко прибегает к монументализации композиционного решения, максимально приближая объект изображения к зрителю, а живописное исполнение со сдержанной цветовой гаммой и плотной фактурой письма подчеркивает материальную весомость предметов и поддерживает смысловую основательность образа.
Светлана Ушкова
Светлана Анатольевна Ушкова в следующем году отметила бы свое 50-летие и в последние месяцы, готовясь к юбилейной выставке, работала особенно интенсивно. Параллельный разговор о двух художниках вроде бы предполагает сравнение их творчества. В данном случае оно неуместно – настолько каждый своеобразен. Белосельский – в хорошем смысле традиционалист, мастер серьезный, чьи картины требуют созерцания, размышлений и готовы в ответ вознаградить зрителя богатством смыслов, ассоциаций, воспоминаний. Творчество Ушковой сложилось в абсолютно иное время и в иной художественной среде.
Она заявила о себе как художник в середине 1990-х годов, после окончания Владимирского государственного педагогического института. (Кстати, в этом же вузе учились тогда два других известных дзержинских живописца – супруги Марина и Михаил Поляковы.) Во Владимире же в 1996 году состоялась ее первая персональная выставка. В пестрой художественной жизни постсоветского десятилетия она сумела обрести свое творческое лицо. Вглядываясь в него, можно заметить отголоски прихотливой изысканности модерна или поисков советских авангардистов 20-30-х годов в области формообразования, но главными качествами являются совершенно неистощимая фантазия художницы, присущие ей чувство декоративности, своеобразный юмор, неотделимый от иронии и игры со зрителем. Специализируясь в сфере станковой и книжной графики, Ушкова выработала своеобразный язык линий и цветовых пятен, основанный на стилизации форм, орнаментальности контуров, продуманном взаимодействии и соподчинении красочных пятен. Предстают ли на ее листах театральные персонажи, герои сказок или персонификации сезонов года, в образном строе произведений неизменно царят условность, игра масштабов, плоскостная силуэтность фигур, ритм то плавно закругляющихся, то энергично изгибающихся линий. И позитивный эмоциональный настрой.
Нестандартность образного мышления и современность пластической формы обеспечили художнице широкое признание. Ее произведения находятся в частных коллекциях России, Англии, Ирландии, Франции, Норвегии, Кореи. Зимой 2014/2015 г. в Нижегородском художественном музее состоялась масштабная персональная выставка Ушковой.
Закономерно обращение художницы к жанру иллюстрации – преимущественно для детских книг. Здесь ее умение создавать диковинные образы, обыгрывать формы и фактуры в технике коллажа получило великолепную возможность реализоваться. Ушкова сотрудничала с московскими издательствами «Прогресс-Плеяда», «РОСМЭН», «Наша школа», с нижегородскими «Бегемот» и «Нижполиграф». Среди проиллюстрированных ею или оформленных для печати литературных произведений – стихи Блока, Хармса и Заболоцкого, авторские и фольклорные сказки многих народов мира. Коллажи Ушковой на сказочные сюжеты словно просятся на экран в качестве мультфильма – настолько они динамичны и зрелищны, что, кажется, стоит добавить звук, и получится готовая анимационная картина. Художница рассказывала, что в юности мечтала стать художником-мультипликатором и планировала поступить во ВГИК, но огромный конкурс в прославленный вуз не позволил этим намерениям осуществиться. Хочется добавить – к счастью, иначе, может быть, и не было бы этого редкостного явления – графики Светланы Ушковой.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.