Искусство Дзержинска сегодня
Выставка «Городу подаренные краски» в этом году получила новое название («Арт-март»), изменила концепцию (к лучшему), а экспозиция стала более целостной, продуманной и искусствоведчески грамотной.
Цель выставки осталась прежней – показать текущую художественную жизнь города во всем ее многообразии, поэтому, как и раньше, для участников нет ограничений по тематике и технике исполнения работ. По-прежнему соседствуют произведения мастеров опытных и сравнительно недавно начавших творческую карьеру. В предыдущие годы экспозиция неизменно оказывалась перегруженной работами участников, размещение экспонатов было произвольным и хаотичным. Из-за этого многие сильные работы терялись в массе довольно посредственных, дилетантского уровня, но внешне броских картин.
Поэтому абсолютно правильным было решение устроителей организовать две выставки. Одна полностью посвящена изобразительному искусству, на другой же, что последует за «Арт-мартом», свое место займут предметы декоративно-прикладного творчества, а также работы самодеятельных авторов.
Благодаря меньшему числу произведений экспозиция, сохранив насыщенность и разнообразие, приобрела ясность и структурированность. Она гораздо более, чем раньше, соответствует взыскательным требованиям музейной эстетики. Экспонаты не теснятся, не «перебивают» друг друга. В развеске сделаны попытки выделить визуальные акценты, держащие на себе выставочное пространство.
Так, очень эффектно размещено большое полотно Ольги Бормотовой «Осовец» (2019 г., холст, масло): оно встречает взгляд зрителя в перспективе залов сразу, как входишь на выставку. Этот величественный и поэтичный панорамный пейзаж является несомненной удачей художницы. С крутого косогора открывается ширь, от которой захватывает дух; река делает плавный поворот, а стоящие на первом плане над откосом стройные сосны подчеркивают грандиозность пространства. Автор нашла ту степень обобщенности в трактовке форм, что вполне отвечает эпическому размаху образа. Живопись, построенная на тонком взаимодействии теплых и холодных оттенков, позволяет ощутить свежесть прохладного воздуха, полюбоваться красотой освещения и зеркалом водной глади.
Очень привлекательным получился зал графики: просторный, светлый, оставляющий впечатление гармоничной легкости. Целую стену здесь заняли акварели Николая Еряшкина. Его произведения без труда узнаются по цветовому богатству, мастерскому использованию широких заливок, присущему художнику особому чувству красоты самих акварельных красок с их прозрачностью и текучестью. В его пейзажах («Понетаевка. Начало зимы», 2018 г.) главным всегда является общее состояние атмосферы и освещения, при этом детали точны, реалистическая убедительность сочетается с глубоко личным восприятием натуры. Пейзажные акварели Еряшкина – лирические экспромты, колористические созвучия которых можно сравнить с музыкальной мелодией или гибким ритмом стихотворения. Острой выразительностью отличаются выполненные им портреты; художник никогда не стремится к натуралистичности и академической правильности, но верно схватывает и внешность, и характер модели, будь то предельно экспрессивный «Мужской портрет» либо соседствующий с ним более спокойный женский образ (оба – 2018 г.).
В иной стилистике исполнены акварели Виктора Кузнецова, представившего на выставке три архитектурных пейзажа («Галерея Уффици», 2019 г.; «Падуя», 2019 г.; «Перед Рождеством», 2018 г.). Если в листах Николая Еряшкина господствует живописное начало, то здесь главенствует графический язык с определенностью контуров, линий и ясностью объемов. Манере художника присущи четкий карандашный рисунок, спокойная сдержанность цвета, детализированность.
Третий вариант использования акварельной техники – эскизное письмо отдельными пятнами по-сырому, с дозированной схематичностью форм и приглушенным колоритом – демонстрируют камерные этюды Вячеслава Грунцова «Запахи весны» и «Зимний вечер». Органично вошли в экспозицию зала также две изящные зарисовки Ольги Бормотовой, изображающие ансамбли старинных монастырей и выполненные тонкими линями туши и белилами по серой бумаге.
Еще одним хорошим качеством выставки стало то, что художники продемонстрировали по преимуществу новые, созданные за последние два-три года произведения. Многие из этих работ показательны для творчества их авторов в целом. Узнаваемы картины Ивана Еськова. У Юрия Пешехонова самый простой и обыденный мотив способен приобрести монументальность и содержательную значительность, а спокойное композиционное и колористическое решение полотна настраивает зрителя на созерцательный лад («Вот и лето прошло», 2018 г., холст, масло). Глубоко личный смысл имеет тема Великой Отечественной войны для Авеля Смирнова, представившего портреты своего отца-фронтовика и ветерана И.Т. Боева. Пейзажи Алексея Аникина, как всегда, отличаются тщательностью исполнения и налетом несколько открыточной фотографичности.
Интересную работу – «Метромост» (2018 г., холст, масло) – показала Ольга Устинова, которую зрители знают преимущественно как автора красочных декоративных натюрмортов с цветами и плодами. Небольшой пейзаж, скромно повешенный при входе в зал, сразу останавливает на себе внимание. Динамичная, подчеркнуто фрагментарная композиция, вписанная при этом в устойчивый квадратный формат, создает впечатление мгновенного снимка, а выразительная манера письма с обыгрыванием фактуры, когда краска ложится то густыми рельефными мазками, то тонким слоем, передает энергичный ритм жизни современного города с потоками автомобилей и зажигающимися в наступающих, еще прозрачных, сумерках огнями.
К бесспорным удачам принадлежат два пейзажа Владимира Огудина, из которых «Весна в Желнине» (2018 г., холст, масло) выделяется поэтическим очарованием мотива и живописной гармонией. Разлившаяся вода отражает тоненькие, только начинающие одеваться листвой деревья и подернута легкой зыбью; колорит строится на сочетании голубых, серебристых, нежных сиреневых и коричневатых оттенков.
Говоря о выставке, невозможно обойти стороной и негативные моменты в искусстве города, которые она отражает. В экспозицию вошло немало работ откровенно любительского уровня, как, например, отмеченные нарочитым стремлением к салонной красивости натюрморты с цветами Г.А. Шафранской или О.В. Невской.
К сожалению, чувство разочарования оставляют произведения молодых авторов. Илья Спиченков, активно пропагандирующий собственное творчество и не так давно даже вступивший в молодежную секцию при Нижегородском отделении Союза художников России, продемонстрировал откровенный непрофессионализм, выдаваемый им за индивидуальный почерк. На картине «Дзержинского, 1» (2019 г., акрил) неоклассической архитектуры дом и деревья перед ним словно корчатся в судорожном пароксизме; в «Первом снеге» (2019, акрил) пространство скомкано, пятна и линии хаотичны, рисунок подчеркнуто примитивен. Возможно, такая стилистика пригодна для среднего пошиба стрит-арта, но в станковом произведении выглядит сущей нелепицей.
Неоправданный гигантизм размеров и тривиальность замысла присущи натюрморту Веры Маруевой «Хранитель чердачных сокровищ» (2017 г., холст, масло), где доживающие свой век вещи, долженствующие напоминать о быстротечности времени и бренности бытия, воспринимаются как ненужный хлам, а отнюдь не как глубокий образ, на создание которого, по всей видимости, претендовал автор.
Развитое чувство цвета присуще живописи Екатерины Наседкиной, но и эту художницу нередко можно упрекнуть в аморфности форм и неоправданной лихости мазка. Так, в солнечном, красивом по колориту пейзаже «Лодки» (2018 г., холст, масло) и лодки на первом плане, и поселок на дальнем берегу – не более чем бесформенное нагромождение мазков, словно для автора не существует законов воздушной перспективы и понятий «предмет», «объем».
Нельзя не упомянуть среди них замечательных графиков Клавдию Еськову и Ивана Логинова, принадлежащих к старшему поколению художников. Или Олега Губина, с чьим именем связано возникновение и развитие в городе нереалистического творчества.
Художественная жизнь Дзержинска по разнообразию и интенсивности сравнима только с областным центром и не имеет аналогов в регионе. Мы остановились лишь на тех произведениях, которые представляются наиболее симптоматичными для нынешнего дня дзержинского искусства. Следующее слово за зрителями (выставка продлится до 16 апреля), и можно быть уверенным, что каждый из них найдет в музейных залах немало интересного для себя и с благодарностью оценит проделанный организаторами экспозиции труд.
Сергей Акимов, кандидат искусствоведения.