Что имеем – не храним. Странички истории Дзержинска
Вопрос, который едва ли поставит в тупик дзержинца со стажем: что общего у Дворца детского творчества, Дома книги, центрального бассейна, православной гимназии, ТД «Меркурий», Дзержинского филиала политехнического университета и автовокзала?
Любой житель нашего города, привыкший смотреть не только себе под ноги, вам скажет, что здания этих учреждений, в общем-то типовые и неказистые, представляют собой особую ценность – а все благодаря мозаичным панно на их фасадах. Таких картин под открытым небом в Дзержинске и его пригороде почти два десятка. И среди них есть одно произведение монументально-декоративного искусства, о существовании которого мало кто из горожан знает. Адрес его «прописки» – переулок Западный, 7.
Предназначение мозаики в рамках дзержинского градостроительства состояло в том, чтобы придать банальным зданиям, и прежде всего, разумеется, на центральных улицах города, привлекательный вид и оригинальный облик. Поэтому даже самым нелюбопытным и невнимательным нашим землякам наверняка не удалось избежать встречи с красочными панно из битой керамической плитки – в Дзержинске они почти все на виду, красуются там, где городская жизнь бьет ключом. Кроме, пожалуй, одного – того, что украшает теперь общежитие педагогического колледжа в переулке Западном.
Эта узкая и короткая улочка хотя и расположена рядом с торговым центром, но совсем не многолюдна – из учреждений, которые могут быть интересны горожанам, здесь находится разве что больничный городок. А дальше его, где рядком стоят очень похожие друг на друга постройки – бывшие профилактории советских химических заводов, мало кто ходит. Пожалуй, только жители близлежащих домов. Но и они, как оказалось, понятия не имеют о том, что прекрасное – рядом.
Дело в том, что здание с уникальным фасадом стоит торцом к дороге, и, для того чтобы увидеть керамику, надо зайти на территорию общежития, что, собственно, большинству горожан без надобности. Потому-то, видимо, это панно со спортивно-творческим сюжетом и осталось за кадром истории: в поисках информации о нем я перелопатила весь Интернет, где дзержинской мозаике, кстати, посвящено немало статей, описаний и фотоподборок. Но вот об этой керамической картине – ни слова. Будто ее никогда и не было.
Несправедливо? То-то и оно! Однако мои попытки восполнить этот пробел, выяснив историю создания панно в переулке Западном, быстро зашли в тупик. В Интернете я нашла год постройки здания – 1977-й.
А что, все сходится: в 60-е годы в Дзержинске при главном архитекторе Евгении Синявском была сформирована группа художников под руководством Евгения Шалова. И именно она до конца 90-х занималась газосветной рекламой, оформлением витрин и интерьеров магазинов, а также фасадной мозаикой. Скорее всего, панно на общежитии – дело рук этой талантливой команды. Точнее узнать не получилось: через знакомых художников выяснила, что все ведущие специалисты той уникальной мастерской, чьи имена были на слуху у творческой интеллигенции города, уже умерли.
Попробовала зайти с другой стороны – через пресс-службу компании «Сибур». Ведь здание, где с 2008 года и по сей день живут студенты педколледжа, а перед этим оно ненадолго приютило детский дом № 3, изначально строилось как заводской профилакторий и принадлежало «Капролактаму». Но и здесь меня ждала неудача: «Сибуру» объект в переулке Западном, 7 в собственность не передавался.
Одна надежда – на то, что в нашем городе еще остались люди, которым хоть что-то известно об этой замечательной мозаичной работе, которая, кстати, несмотря на людское забвение, дошла до наших дней в очень приличном состоянии. Возможно, кто-то из горожан сможет пролить свет на историю создания этой картины из искусно подобранных кусочков цветной керамики и наконец назвать имя ее создателя, ведь мозаичное панно хотя и является результатом коллективного труда, но у него обязательно должен быть автор – тот, кто все это придумал...
Думаю, никто не возьмется оспаривать уникальность такого вида искусства, как мозаика. Редкий город может похвастаться подобными шедеврами, да еще в таком количестве, как в Дзержинске, – нам правда повезло, без преувеличения. И признаться, совершенно не понятно, почему весь этот эксклюзив до сих пор не охраняется государством. А то, не ровен час, в суете жизни можно не только имя автора произведения искусства утратить, но и само произведение…
Елена СЕРОВА.