Мозаику на фасаде здания православной гимназии не будут консервировать
С панно наконец-то убрали строительные профили и леса, в которые оно было одето два месяца, и даже восстановили небольшой осыпавшийся кусок.
Ранее в Нижегородской епархии сообщали, что работы приостановлены «до принятия решения по этому вопросу художественно-реставрационной комиссией от администрации г. Дзержинска».
Пока не очень ясно, что послужило причиной снятия строительных профилей: решение упомянутой комиссии в пользу сохранения мозаики, жесткая позиция городских властей, не желающих будоражить общественность перед выборами, или добрая воля руководства гимназии?
А может быть, вопрос о судьбе мозаики просто отложили на неопределенный срок? Никаких официальных комментариев пока не последовало.
Но, так или иначе, в обозримом будущем ценители мозаичного искусства смогут и дальше любоваться панно.
И нет никакого сомнения в том, что сохранить мозаику на данном этапе помогла резко негативная реакция общественности, а также активная позиция российского художника дзержинского происхождения Павла Отдельнова, который обращался и к митрополиту и к мэру города с просьбой прояснить судьбу панно.
Консервировать не строить
Информация о том, что Дзержинск может лишиться очередного мозаичного панно, появилась в соцсетях в начале июля. Горожане обратили внимание на то, что фронтон здания бывшей школы №15, на котором и расположена мозаика, одели в леса, а рядом поставили глухой забор. Это вызвало взрыв возмущения в соцсетях.
По официальной версии, администрация школы утепляла фасад здания и, как поговаривали, решила «законсервировать» мозаику, причем самым незамысловатым варварским способом: прибить на нее сверху гвоздями утеплитель, потом заштукатурить и покрасить. (Знающие люди уверяют, что назвать эту разрушительную для панно процедуру консервацией можно лишь с большой натяжкой).
Однако, по словам нашего источника, близкого к Воскресенскому (Дзержинскому) благочинию, стратегическое решение о закрытии мозаики было принято давно, и ценное указание по этому поводу руководству гимназии поступило непосредственно от митрополита Георгия, который регулярно наведывался в учебное заведение во время капитального ремонта, ведь сюжет на панно далек от христианской культуры.
Сколько ждут обещанного?
Сейчас здание находится в безвозмездном пользовании у Нижегородской епархии. Тем не менее, оно по-прежнему является собственностью муниципалитета, естественно, у возмущенных горожан возникли вопросы и к городским властям.
Глава города Иван Носков сообщил на своей странице «ВКонтакте», что КУМИ разрешения на демонтаж мозаики не давал. «Разрушения мозаики не допустим», – пообещал мэр.
«После проведенных переговоров между администрацией города и представителями руководства гимназии было принято решение сохранить мозаику. Соответственно, демонтаж и закрытие конструкции мозаики проводиться не будет», – заверила пресс-служба администрации.
Однако, уже после этого ответа администрации, в одном из городских пабликов появилось сообщение о том, что по мозаичному панно «прошлись перфоратором – приколотили металлический профиль».
Художник Павел Отдельнов написал письмо на имя митрополита Георгия, в начале августа известный земляк получил ответ канцелярии Нижегородской епархии, из которого следовало, что работы приостановлены – до принятия решения по этому вопросу художественно-реставрационной комиссией.
Нужен охранный статус
Приятно, что городские власти прислушались к гласу общественности и не дали заштукатурить мозаику. Однако победа эта не окончательная. По большому счету, ситуация в любой момент может измениться, ведь, никаких юридических оснований для сохранения мозаики на православной гимназии (как, впрочем, и любой другой) не имеется. Не случайно завканцелярией епархии в ответе Павлу Отдельнову отметил, что до начала строительно-ремонтных работ Нижегородской епархией был направлен запрос в городскую администрацию и получен ответ, что панно не является объектом культурного наследия и не имеет охранного статуса.
В свое время в Дзержинске были созданы десятки интереснейших монументальных мозаичных работ, призванных украсить современные типовые здания, редкий город может похвастаться подобным богатством. О дзержинской мозаике писали в центральной прессе, работы дзержинских мастеров побеждали во всесоюзных конкурсах, многие из них были отмечены наградами правительства СССР и Горьковского облисполкома.
Увы, значительная часть этого бесценного наследия в постсоветское время была утрачена. Специалисты уверены: чтобы защитить то, что осталось, нужно присвоить мозаике этот самый охранный статус. Это непросто, но, как говориться, было бы желание.
Прометей или спортсменка?
В соцсетях, кстати, ведутся нешуточные дискуссии по поводу того, кто же изображен на панно? Наиболее популярная версия: Прометей, несущий людям огонь знания. Впрочем, некоторые пользователи соцсетей отмечают, что человек, изображенный на панно, выглядит слишком женственно для древнегреческого титана. Примечательно, что журналист «Дзержинца» Ольга Цуккер, в статье, посвященной открытию школы, так описала мозаику: «Над центральным входом большое мозаичное панно – девушка держит в руке зажженный факел» (скан публикации недавно был размещен в паблике «Архитектура Дзержинска»).
Конечно, и корреспондент «Дзержинца» не истина в последней инстанции. Однако если учесть, что школа №15 (самая большая на тот момент в городе) после открытия имела спортивный уклон, три спортивных зала, а на горизонте маячила московская олимпиада (панно создано в 1979 году), то логично предположить, что на панно изображена юная спортсменка.
Но кто бы ни был изображен на мозаике, это творение очень талантливого и известного далеко за пределами города дзержинского художника Владимира Смирнова, по мнению искусствоведов, имеет для города несомненную ценность, это памятник целой эпохи.
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов отмечает, что при внешней простоте мозаика обладает несомненными художественными достоинствами. «Автор обыграл расхожие слова «огонь знания», «свет знания» и превратил стертое клише в выразительный образ юности и романтики, соответствующий всем законам монументального искусства. Без преувеличения, когда рассматриваешь произведение внимательно, убеждаешься, что здесь каждый кусочек керамической плитки находится на своем месте... Думается, городским властям и меценатам имеет смысл позаботиться о том, чтобы творчество незаурядного художника сохранялось, изучалось, популяризировалось. И сделать это, не дожидаясь, пока мозаики исчезнут с фасадов по варварской прихоти или небрежению владельцев зданий».
Кстати, мы дозвонились до директора православной гимназии Ксении Серухиной, чтобы узнать о долгосрочных планах администрации школы относительно будущего мозаики.
«Мозаику отреставрировали, потому и сняли леса, ее никто не собирался заштукатуривать. Откуда такая информация? Это глупо – обвинять церковь в том, что она ценности советской эпохи уничтожает. В данной ситуации была открыта охота на ведьм».
Мозаике, как заверила Ксения Серухина, ничего не угрожает и не угрожало.
Наталья ПАНКРАТОВА.