Мозаику на фронтоне православной гимназии (бывшей школы №15) хотят заштукатурить. Администрация города обещает не допустить исчезновения панно

«Репортер» рассказывает хронологию событий.
Информация о том, что Дзержинск может лишиться очередного мозаичного панно, появилась в соцсетях в начале июля. Внимательные горожане обратили внимание на то, что фронтон здания бывшей школы №15, на котором и расположена мозаика, одели в леса, а рядом поставили глухой забор.
Автор панно – незаурядный дзержинский художник Владимир Смирнов. Его творчество, как уверен кандидат искусствоведения и постоянный автор «Репортера» Сергей Акимов, представляет значимое явление в масштабе всей художественной жизни РСФСР 60–80-х годов. Смирнов индивидуально и в соавторстве выполнил художественное оформление многих городских объектов. В частности, именно он является автором масштабных мозаичных панно на фасадах политехнического института и Дома книги.
КУМИ не разрешал
По неофициальным данным, руководство гимназии решило «законсервировать» мозаику, причем самым незамысловатым способом: прибить на нее сверху гвоздями утеплитель, потом заштукатурить и покрасить. Как говорят знающие люди, назвать эту разрушительную для панно процедуру консервацией можно лишь с большой натяжкой.
Школа №15 со спортивным уклоном (в ней располагались три спортивных зала) была построена в 70-х годах прошлого века. На тот момент она считалась крупнейшей в городе, а ее открытие стало для Дзержинска большим событием.
Сейчас здание находится в безвозмездном пользовании у Нижегородской епархии, тем не менее оно по-прежнему является собственностью муниципалитета. Естественно, у возмущенных горожан возникли вопросы и к городским властям. Глава города Иван Носков, реагируя на обращения дзержинцев, сообщил на своей странице «ВКонтакте», что КУМИ разрешения на демонтаж мозаики не давал. «Разрушения мозаики не допустим», – пообещал мэр.
«В настоящее время администрация гимназии проводит работы по утеплению фасада здания. После проведенных переговоров администрацией города и представителей руководства гимназии было принято решение сохранить мозаику. Соответственно, демонтаж и закрытие конструкции мозаики проводиться не будет. Администрация города считает необходимым сохранение уникальных мозаик», – заверила пресс-служба администрации.
Без комментариев
Тем не менее уже 11 июня, уже после ответа администрации, в паблике Дзержинск-онлайн появилось сообщение о том, что по мозаичному панно «прошлись перфоратором – приколотили металлический профиль».
К сожалению, нам не удалось получить информацию из первых уст. Телефон гимназии не отвечает, а в пресс-службе епархии, куда мы обратились за комментарием, нам ничего объяснять не стали, перенаправив в... местную мэрию.
«Я бы вас переадресовал в администрацию города Дзержинска, которая уже прокомментировала эту ситуацию», – ответил представитель епархии, косвенно подтвердив факт достигнутых договоренностей.
Будет заштукатурена или сбита
Другой вопрос, надолго ли этих договоренностей хватит. Некоторые специалисты давно предупреждали, что мозаика со светским сюжетом для православной гимназии – чужеродный элемент, от которого она обязательно постарается избавиться. Кандидат искусствоведения Сергей Акимов еще в конце 2017 года писал на страницах «Репортера»: «Вызывает опасение дальнейшая судьба мозаичного панно на фасаде бывшей школы №15 по улице Строителей: после передачи здания православной гимназии началась его реконструкция. Часть здания уже приобрела совершенно иное оформление фасадов, и, когда перестройка продолжится, мозаика, диссонирующая с новыми архитектурными формами, без сомнения, будет заштукатурена или сбита. Хотелось бы, чтобы общественность и администрация города не допустили утраты этого интересного произведения».
Примечательно, что официальную версию об утеплении фасада как причине закрытия панно большинство интеренет-пользователей не воспринимают всерьез. И действительно мозаика расположена над входом в здание, фактически над крыльцом. Так ли уж необходимо обивать ее утеплителем?
По словам нашего источника, близкого к Воскресенскому (Дзержинскому) благочинию, стратегическое решение о закрытии мозаики было принято давно. И ценное указание по этому поводу руководству гимназии поступило непосредственно от митрополита Георгия, который регулярно наведывался в учебное заведение во время капитального ремонта здания бывшей школы №15. Говорят, что директор гимназии Ксения Серухина тогда предлагала перенести панно на другое место. В сложившейся ситуации перенос, возможно, был бы оптимальным решением, однако в конечном итоге в епархии отдали предпочтение наиболее простому и дешевому пути – заштукатурить мозаику.
Наболело
Острую реакцию общественности на запланированную руководством гимназии консервацию мозаики понять можно. Как говорится в таких случаях, – наболело.
В свое время в Дзержинске были созданы десятки интереснейших монументальных мозаичных работ, призванных украсить современные типовые здания. И редкий город может похвастаться подобным богатством. О дзержинской мозаике писали в центральной прессе. Работы дзержинских мастеров побеждали во всесоюзных конкурсах, многие из них были отмечены наградами правительства СССР и Горьковского облисполкома.
Увы, значительная часть этого бесценного наследия в постсоветское время была утрачена: часть разрушилась (мозаика требует реконструкции приблизительно раз в 40 лет), часть была заменена безликими современными отделочными материалами, часть завешена безвкусными рекламными вывесками. Новым владельцам зданий так было проще и дешевле, а городские власти почему-то не спешили обременить их сохранением мозаики, даже когда имели такую возможность.
Однако хочется подчеркнуть, что до сей поры разрушались в основном мозаичные панно, размещенные на зданиях, оказавшихся в частной собственности. Если панно на бывшей школе №15 не удастся сохранить, то это будет, пожалуй, первый случай утраты мозаики на муниципальном здании.
«Репортер» будет следить за развитием событий.
Незамысловатые художества
Что имеем, не храним, потерявши, занимаемся новоделом. Только вот его художественные достоинства оставляют желать лучшего. В мае нынешнего года дзержинцам сообщили новость о том, что фонтан в Центральном парке украсят мозаикой.
«Дзержинск – один из немногих городов нашей страны, где сохранилось большинство советских мозаик. Многие из них были выполнены настоящими художниками и являются примерами советского монументального искусства. На фонтане в Центральном парке при оформлении мозаичных элементов будут выдержаны архитектурные традиции города», – объявил тогда главный архитектор города Илья Соколов.
С такими пафосными речами на суд общественности был представлен эскиз панно. На рисунке – незамысловатый набор странных геометрических фигур, среди которых можно заметить птичку и цветок. Что символизирует собой это незатейливое изображение, известно только автору, фамилия которого почему-то не разглашается. Вот такие «сюжеты» пришли на смену советской монументальной мозаике.
Примечательно, что в советское время среди проектировщиков объявлялся конкурс, выбирались лучшие эскизы и не всегда победителями становились дзержинцы. Например, мозаика Дворца детского творчества и сграффито с портретом Менделеева на торце жилого дома по улице Терешковой выполнили мастера Горьковского художественного фонда.
Готовую мозаику принимала комиссия, в которую входили сотрудники горкома партии, Горьковского художественного фонда, главный архитектор Дзержинска и другие специалисты.
Кто и по каким критериям выбирал эскиз для фонтана Центрального парка – тайна за семью печатями.