Иван Еськов: жизнь, посвященная искусству
14 июля исполнилось сорок дней с того момента, как ушел из жизни Иван Иванович Еськов, один из старейших нижегородских художников.
О нем не раз писали журналисты и искусствоведы, и читатели «Репортера» при желании без труда найдут и биографические сведения, и информацию о его творчестве. Поэтому сейчас мне хотелось бы не углубляться в искусствоведческий анализ произведений Еськова, а попытаться нарисовать образ талантливого и достойного человека, каким он останется в моей памяти и, думаю, в памяти многих, кто знал Ивана Ивановича.
О характере и таланте
Крайне немногословный, сдержанный, а на каком-нибудь совещании и вовсе сидящий со скучающим или нахмуренным видом, он на первый взгляд мог показаться угрюмой и нелюдимой личностью. Но, как известно, внешность бывает обманчивой.
В действительности Иван Иванович был человеком поистине благородной души, как бы пафосно ни звучала эта фраза. Он никогда не ввязывался в склоки и дрязги, к сожалению нередкие в художнической среде, был в стороне от всяческих сплетен и слухов. Если вспоминал какой-то случай, связанный с нижегородскими художниками, то коллеги в его рассказах представали хоть и в комическом, но во вполне доброжелательном свете.
При этом в профессиональных вопросах Еськов всегда имел твердое мнение и высказывал его без обиняков. Последним местом его работы была Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» в Нижнем Новгороде, и, когда в деятельности учебного заведения все большее место стало отводиться декоративно-прикладному искусству и дизайну, он был против этого ненужного, на его взгляд, крена.
В том, что касается художественного мастерства, он был требователен и к себе, и к другим. И в то же время был готов искренне похвалить чью-либо работу, если она содержит хоть что-то интересное и удачное.
Особенности характера часто накладывают отпечаток на творческий почерк художника. Так было и с И.И. Еськовым. Созданные им образы, как правило, очень спокойны в эмоциональном плане, композиция картины строится предельно ясно и просто, цвет чаще всего сдержанный, неяркий, и первенствующая роль отводится четкому рисунку. Будучи приверженцем реалистической традиции, он вместе с тем не чуждался экспериментов. Среди его работ есть и абстрактные композиции, и ассоциативно-метафорические образы, и картины, выполненные в стилистике кубизма и футуризма. Подобными опытами он увлекся давно, еще на рубеже 60-х и 70-х годов, и в дальнейшем периодически к ним возвращался.
Для И.И. Еськова не существовало неинтересных мотивов и скучных лиц. Отдавая предпочтение пейзажу, он с успехом писал портреты и натюрморты, занимался офортом и рисунком. Он принадлежал к тем художникам, кто считает рисунок основой основ профессионализма. Если в живописи он работал маслом, то в графике пользовался самыми разными материалами: пастелью, акварелью, карандашом, тушью, а то и обыкновенной шариковой ручкой или фломастером. Выходя с учениками на пленэр, нередко сам садился рядом с ними и делал этюд. Или во время занятий в аудитории, пока ребята выполняют задание, мог набросать пастелью очень узнаваемый и характерный портрет кого-нибудь из коллег.
В советские годы была распространена практика творческих командировок, и Еськов много путешествовал по стране. На его картинах можно увидеть и древний армянский монастырь, окруженный горами, и среднеазиатские пейзажи, и виды старинных русских городов, и дальневосточные сопки в осеннем наряде. Однако главной темой для него всегда оставались Дзержинск и Нижний Новгород.
Он родился в 1944 году в Караганде, но уже в следующем году семья переехала в Дзержинск, так что наш город стал для будущего художника родным. Неизвестно, как сложилась бы судьба паренька, если бы в 1955 году не открылась дзержинская художественная школа, куда он и поступил. Там его наставниками были Николай Кузнецов, создатель школы, и замечательный живописец Вячеслав Ганьшин. Затем были учеба в Горьковском художественном училище, служба в армии и работа на комсомольской стройке в Тюменской области, окончание училища, после чего художник трудился в отделе главного архитектора Дзержинска и потом вплоть до 1990-х годов на Горьковском творческо-производственном комбинате Художественного фонда.
Мастерская Еськова находилась в Нижнем Новгороде, в самом центре, на улице Минина, в доме напротив литературного музея М. Горького. Историческую часть Нижнего Иван Иванович, казалось, мог писать бесконечно, находя все новые и новые мотивы. Кремль и набережные, панорама Стрелки, Печерский и Благовещенский монастыри, Почаинский овраг – он изображал места, которые запомнятся каждому хоть раз посетившему город. При этом в его картинах нет ничего, что напоминало бы броскую открытку для туристов. Город у него не собрание достопримечательностей, а никогда не надоедающий собеседник, с которым художник ведет неторопливый разговор. Очень часто его пейзажи безлюдны, в них не вторгаются шум и суета современной жизни. Ничто не мешает диалогу мастера и натуры, в которой он стремится увидеть не нечто сиюминутное, а вечную красоту. Проходя по любимым местам, не устаешь ими любоваться, хоть и видел их сотни раз, – именно такое чувство присутствует в нижегородских пейзажах Еськова.
О выставках
Около 50 лет Иван Иванович был участником выставок различного уровня: городских, областных, зональных, всероссийских. В текущем году он успел предоставить свои произведения и на «Арт-март» в Дзержинском краеведческом музее, и на юбилейную экспозицию к 90-летию Нижегородского отделения Союза художников России в художественном музее. Сколько он провел персональных выставок и совместных с супругой Клавдией Петровной и сыном Ильей, вряд ли бы с точностью сказал и сам художник.
Эта активность не имела ничего общего с погоней за известностью и наградами, а была реализацией потребности в общении со зрителем. Иван Иванович всегда с большой охотой откликался на предложения выставиться, хотя они и не приносили материальной выгоды. Когда лет пять назад в «Изографе» возникла идея проводить в течение учебного года коллективные выставки педагогов школы, он воспринял это с энтузиазмом и приносил такие работы, которые бы украсили и гораздо более солидную экспозицию. Когда весной 2021 года музею Володарского района потребовалось организовать выставку к 800-летию Нижнего Новгорода, они обратились к Еськову. Он не только предоставил свои произведения, но и привлек к участию нескольких коллег. Можно было бы привести и еще примеры.
Последняя «персоналка» Ивана Ивановича состоялась осенью прошлого года в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева. Это буквально в двух-трех минутах ходьбы от его мастерской. Художник сам отобрал работы, принес, развесил. Вернисаж 7 сентября 2022 года был довольно скромным, но на нем присутствовали и сотрудники вуза, и коллеги Еськова по «Изографу», и нижегородское телевидение, показавшее потом соответствующий сюжет. Разумеется, тогда никто не мог предполагать, что выставка окажется последней для экспонента. Иван Иванович не думал о подведении итогов. Правда, произведения разных лет он выбрал так, чтобы они показали его творчество в разнообразии и развитии. И среди них не было случайных и неудачных вещей.
Основное место в экспозиции заняли виды Нижнего Новгорода. Печерский монастырь на одноименном полотне 2002 года запечатлен до современного благоустройства, когда монастырская территория приобрела очень опрятный, но несколько «открыточный» вид. Шатровая надвратная церковь, монументальный пятиглавый собор и стоящая бок о бок его колокольня показаны фронтально, так, как их видит приближающийся к обители путник, и производят впечатление подлинной, «неприглаженной» старины.
Красив по цвету «Закат на Волге» (2019 год) – одна из сравнительно немногих работ у Еськова, где обычная для него колористическая сдержанность сменилась богатством и насыщенностью палитры. Широта волжских просторов, цветные облака, темные силуэты зданий на первом плане – все это создает романтический, поэтически одухотворенный образ города, самой настоящей «столицы закатов». Это произведение, кстати, выделили все присутствовавшие на вернисаже.
В картине «Гороховец» (1990 год) пейзаж сочетается с элементами исторического жанра. Вид центральной площади города художник дополнил фигурами прохожих и извозчика с экипажем в костюмах конца позапрошлого века. Город, сохранивший уникальную архитектурную среду XVII–XIX столетий и привлекающий к себе художников из многих регионов страны, в реальности переносит нас в прошлое и словно подсказывает, чтобы и на картине его улицы были населены историческими персонажами.
Был на выставке и хорошо известный зрителям, неоднократно экспонировавшийся прежде портрет нижегородского художника Л.Ф. Шаболдина («Лев Федорович», 2003 год). Его необычность заключается в том, что в произведении, написанном масляными красками, использованы графические приемы: почти полное отсутствие цвета, нейтральный светлый фон, напоминающий лист бумаги, моделировка лица и фигуры контурной линией с едва намеченными тенями. В такой манере, сочетающей специфику живописи и графики, были исполнены и пейзажи, представленные Еськовым на последнем «Арт-марте» и на юбилейной экспозиции НОСХ.
Пространство библиотечного зала НГТУ, где проходила выставка И.И. Еськова, не очень приспособлено для подобных задач, но качество демонстрировавшихся работ искупало все невольные недочеты экспозиции. Отзывы посетителей были искренними и очень теплыми, зачастую восхищенными. Сотрудники университета с увлечением рассматривали изображенные художником знакомые им места, а значит, живописец достиг главного – сумел сделать так, чтобы зрители в привычном нашли для себя нечто новое и важное. Экспозиция оставляла впечатление спокойной гармонии и внутренней, духовной наполненности. Таково в целом творчество Ивана Еськова…
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.