Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о графике дзержинского художника Ивана Еськова
Творческая биография дзержинского художника Ивана Ивановича Еськова – это воплощенная в незаурядной личности полувековая история изобразительного искусства в нашем городе и регионе.
Он родился в 1944 году в Караганде, в 1945-м семья переехала в Дзержинск. Учился в Дзержинской художественной школе у ее основателя Н.Ф. Кузнецова и В.И. Ганьшина. Окончил Горьковское художественное училище в 1969 году. С начала 1970-х регулярно участвует в областных выставках. Его произведения неоднократно экспонировались на зональной выставке «Большая Волга», включались в крупные и престижные экспозиции, посвященные современному искусству России. Состоялось около 20 персональных выставок. О творчестве мастера не раз писали нижегородские искусствоведы. Однако есть в деятельности И.И. Еськова страница, малоизвестная даже искушенным зрителям. Это его графические произведения – рисунки в различных техниках и гравюры. На выставках художник уже много лет неизменно представляет только живописные полотна. Уникальную возможность увидеть графические листы И.И. Еськова получили учащиеся и педагоги нижегородской Школы искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», где сейчас трудится художник и где в конце января открылась скромная по количеству, но разнообразная по составу выставка его рисунков, акварелей и офортов.
Хронологически представленные на выставке работы охватывают период с конца 1970-х до начала 2000-х годов. По меркам современной культуры, это целая эпоха, на протяжении которой в отечественном искусстве сменилось немало разнообразных течений. И.И. Еськов верен себе и традициям реализма, что, конечно же, не говорит о том, будто в его творчестве за эти годы не появилось ничего нового. Но на первом месте все же должно быть названо именно его творческое постоянство, приверженность к спокойному и ясному восприятию натуры. Для учеников школы рецензируемая выставка – замечательная возможность изучить особенности использования различных графических техник в быстрых обобщенных набросках и в более тщательно выполненных портретных и пейзажных этюдах. Для коллег и зрителей – прекрасный случай познакомиться с особой стороной творчества известного живописца, с не меньшим успехом работающего как график.
Пожалуй, первыми на выставке привлекают внимание небольшие и внешне неброские офорты, сделанные по всем классическим правилам этой техники гравирования. В офорте художник рисует специальным инструментом по металлической пластине, поверхность которой покрыта кислотоупорным лаком. Соответственно, в тех местах, где прошла офортная игла, лак оказывается снятым с поверхности гравировальной доски, после чего производится травление кислотой, разъедающей металл только в незащищенных, нужных автору местах. При этом получается печатная форма, представляющая собой углубленные контуры и штрихи. Остается заполнить их краской и, наложив на печатную форму увлажненный лист бумаги, оттиснуть эстамп. Офорт получил всеобщее признание в Европе в XVII столетии. Среди блестящих мастеров этой техники можно вспомнить Жака Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Ивана Шишкина в России. Выразительные возможности офорта очень широки, к тому же он хорошо сочетается с другими способами обработки гравировальной доски для глубокой печати.
Эстампы И.И. Еськова выполнены в «чистом» офорте, мелкими и тонкими штрихами, с использованием нетронутой краской поверхности бумаги для передачи пространства и воздуха. Офортной иглой можно рисовать почти столь же свободно, как карандашом, поэтому линии могут быть самыми разнообразными по длине, толщине и форме. Еськов моделирует объемы и детали аккуратными, бережными штрихами, словно проведенными тончайшим пером, не отягощает лист чрезмерно густой штриховкой и резкими тенями.
В офортах «Вид на Стрелку» и «Снежная зима» (оба – 1978 г.) маленький размер не препятствует охвату широкого простора, открывающегося с волжского откоса. Оба произведения воспринимаются как натурные зарисовки, сделанные во время прогулки по Верхневолжской набережной, и вместе с тем в них тщательно отобраны выразительные средства, продуман каждый прием. В первом композиция строится на резком контрасте переднего плана, занимаемого ограниченной балюстрадой смотровой площадки и величественной панорамой слияния двух рек, а стремительно уходящая к подножию холма кремлевская стена и постройки далеко внизу подчеркивают грандиозность пространства. Небо и вода переданы легкими, разнонаправленными и пересекающимися штрихами, что создает подвижную и эмоционально насыщенную световоздушную среду.
Подобное, но не столь контрастное сопоставление близкого и далекого, малого и величавого есть и в «Снежной зиме». Дерево, образующее кулису справа и красивым силуэтом рисующееся на фоне заснеженного простора и светлого неба, и «ракушка» летней эстрады у подножия откоса задают ориентиры пространственных масштабов. Пространство развивается спокойно и четко, будучи разделено на планы линиями берегов и полосой незамерзшей воды. Это вместе с ровным светом (и снег, и небо переданы цветом и фактурой неокрашенной бумаги) создает ощущение покоя и тишины, а движущееся по реке судно вносит элемент динамики.
С неменьшим мастерством исполнены датированные тем же 1978 годом офорты «Зима в Полесье» и «Зимний мотив». Во втором из них благодаря взгляду снизу вверх, весомой и тщательной моделировке форм скромный мотив – стоящий на взгорке дом – приобретает монументальность и значительность.
Представленные на выставке рисунки лишний раз наглядно доказывают, что для создания графического произведения подходит едва ли не любой материал, оставляющий на бумаге более или менее долговечный след. Портретные этюды и наброски Еськова исполнены графитным карандашом, углем, пастелью, сангиной, тушью, а то и обыкновенной шариковой ручкой. Каждый из них сделан за один, сравнительно короткий по времени, сеанс, что требует от художника умения выделить и зафиксировать главное, наиболее характерное. Такова, к примеру, «Рижанка» (1988 г., бумага, графитный карандаш) – характерный и энергичный образ человека, принадлежащего определенной эпохе и культуре, созданный минимумом выразительных средств. Портрет сына (1996 г.) исполнен тушью, которая нанесена кистью то отрывистыми, жесткими мазками, как в изображении одежды и легкой тени позади фигуры, то аккуратными, нежными прикосновениями в моделировке лица и размывкой в изображении прически.
Совершенно иные возможности туши раскрыты в зарисовке «Причалы» (2001 г.). Быстрыми, уверенными росчерками пера намечены небо и поверхность воды, противоположный берег Волги и пристань со стоящими судами, после чего детали переднего плана проработаны более тщательно. Продуманная фрагментарность композиции (слева видна только корма корабля) придает энергию пространству и передает ощущение непосредственного контакта с натурой, что составляет главное достоинство любого этюда.
В акварелях И.И. Еськов столь же сдержан в цвете, как и в своих живописных полотнах, и накладывает краску то сохраняя присущую ей прозрачность, то более плотно.
О произведениях художника можно было бы сказать еще многое. Небольшая выставка в «Изографе» получилась своего рода краткой энциклопедией графических техник, увлекательной и поучительной. И мы от души желаем мастеру, чтобы нашлась возможность организовать ретроспективную выставку его рисунков, акварелей и эстампов на какой-либо крупной площадке, – это был бы запоминающийся подарок зрителям.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.