Вспоминая Ивана Еськова
18 января исполнилось 80 лет со дня рождения дзержинского художника Ивана Еськова, одного из наиболее известных в нашем городе и области мастеров изобразительного искусства.
До этого юбилея он не дожил совсем немного и ушел из жизни в июне прошлого года после продолжительной болезни. Но осталось его обширное и многогранное творческое наследие, знакомое любителям искусства по многочисленным выставкам и публикациям, а в сердцах всех, кто знал Ивана Ивановича, – еще и память о глубоко порядочном, благородном и скромном человеке, искренне преданном своей профессии. Точнее сказать – призванию.
Иван Иванович Еськов – художник разносторонний. Получив академическую выучку в Горьковском художественном училище, которое окончил в 1969 году, он в молодости увлекался модернистскими течениями. В дальнейшем, оставаясь реалистом, он не был чужд экспериментов, поэтому среди его произведений есть картины, выполненные в стилистике кубизма и футуризма, и абстрактные композиции, и образы, построенные на ассоциациях и метафорах. Кроме живописи Иван Иванович с успехом занимался офортом, работал в различных техниках рисунка; правда, редко показывал на выставках свои графические произведения, хоть и был отличным рисовальщиком. Столь же разнообразна тематика его работ в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта.
В советские годы художник много путешествовал, объехав едва ли не всю страну, и эти впечатления нашли отражение в его творчестве. Главной же темой для него всегда оставались Дзержинск и Нижний Новгород. Десятки посвященных этим городам картин, созданных в разное время, складываются в своеобразную живописную сюиту, признание в любви к родным местам.
И.И. Еськов проявил себя также в педагогической работе. С 1995 года он преподавал в учебных заведениях Нижнего Новгорода: сначала в художественной школе №1, затем долгое время – в Школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф».
Иван Иванович был по-настоящему увлечен творчеством, принимал самое активное участие в художественной жизни, умел ценить общение с коллегами. Сложно даже подсчитать количество выставок, в которых он участвовал на протяжении 50 лет. Множество персональных экспозиций он провел в Дзержинске и Нижнем. При этом художник никогда не стремился во что бы то ни стало заявить о себе и быть на виду, не гнался за коммерческим успехом и наградами. Известность пришла к нему по заслугам. Его творчеству было посвящено немало публикаций в СМИ и изданиях о нижегородских художниках. Автору этих строк также не раз доводилось писать об Иване Ивановиче. Сегодня же вместо того, чтобы написать еще один очерк об Иване Еськове, я хочу привести мнения нижегородских искусствоведов, в разное время высказанные о талантливом мастере. Эти суждения не только раскрывают его индивидуальность, но и свидетельствуют о том, насколько значительное явление представляет собой его творчество.
Наталья КВАЧ, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, автор многих книг о нижегородских художниках и народных промыслах нашей области:
– Реалистические с элементами декоративности портреты и пейзажи, абстрактно-ассоциативные и предметно-абстрактные композиции в творчестве художника, кажется, занимают равное место, чередуясь по времени как увлечение, интерес или ответ на запросы времени, как желание изучать натуру или экспериментировать с живописными формами и ритмами – все это свидетельствует о творческой неуемности автора. Главное, что это всегда неожиданно и интересно как самому автору, так и зрителю.
(Из книги «Вехи творческой жизни. Нижегородские художники. 1933–2018», 2018 год.)
Ольга ТИХОМИРОВА, искусствовед, сотрудник Нижегородского государственного художественного музея:
– Имя Ивана Ивановича Еськова хорошо знакомо любителям изобразительного искусства. Сегодня художник предстает перед зрителем в зените своих творческих возможностей, демонстрируя профессиональное мастерство, индивидуальность живописной манеры, самобытность графического языка.
Его творчество сформировалось и успешно развивается в русле национальной реалистической школы живописи, для которой характерна глубокая содержательность образов и ясность пластических решений. Следуя этим традициям, Иван Иванович Еськов умеет увидеть и выделить вокруг себя то, что созвучно его мыслям и чувствам, его таланту, умеет показать в запечатленном мотиве простую и естественную красоту повседневной жизни, скрытую от нас вечной суетой и спешкой. Его работы отличаются необыкновенной гармонией, в основе которой – органичное согласие между цельной личностью художника и окружающим миром. Неброские по колориту полотна, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, проникнуты общим спокойным и умиротворенным настроением, теплым и светлым тоном.
Главное место в его творчестве занимает пейзаж. Сохраняя в памяти впечатления детства, используя опыт многочисленных творческих поездок по стране, художник пишет «портрет родной земли» с присущими ему теплотой и задушевностью.
(Из буклета выставки «Нежный Нижний Новгород в произведениях Ивана Еськова», 2006 год.)
Елизавета СУРГАНОВА, искусствовед, сотрудник Нижегородского государственного художественного музея:
– Иван Еськов обращается к эпическому панорамному пейзажу, формирующему особый, вневременной взгляд на город. Не случайно древние стены и башни кремля в работах И. Еськова существуют в тесном единстве с современной архитектурой. Вместе с тем, при всей эпичности работ И. Еськова, они пронизаны лиризмом. Во многом ощущение лиричности возникает за счет света. Его дарит небо. Драгоценно сияющее, оно изливает теплый свет на дома и церкви, объединяя архитектуру пяти веков. Небо ведет диалог с рекой, неспешно и величаво несущей свои воды. Энергичный ритм вертикалей правобережья Волги, подчеркнутый тянущимися к небу постройками, постепенно затухает на левом берегу, словно мудрый взгляд художника ведет зрителя от беспокойства линейного ритма холмов к нерушимому покою заволжской равнины.
(Из буклета выставки «Нежный Нижний Новгород в произведениях Ивана Еськова», 2006 год.)
Ирина МАРШЕВА, искусствовед, член Союза художников России, сотрудник Нижегородского государственного художественного музея:
– У художника Ивана Еськова есть свои почитатели и критики, есть своя зрительская аудитория, тонкая, душевная и очень благодарная, поскольку чутко и живо откликается на движения души художника.
В начале творческого пути молодой автор увлекался безудержным формализмом. Окончание обучения в Горьковском художественном училище было отмечено парафразом на тему футуристической классики – «Черный квадрат» (1969 г.), за этим последовал ряд фигуративных композиций в кубистической и конструктивистской манере. Вскоре на смену ранней «игре в классики» пришел поиск собственной индивидуальной пластики, основанной на передаче предметного мира с большой долей достоверности, но и с тонкой долей условности в цветовом решении живописных работ. Зрители и критики неизменно отмечают преобладание пейзажного жанра в творчестве художника, обращают внимание на несомненные удачи в портретном искусстве. Особого внимания у посетителей его выставок всегда заслуживает спокойная сдержанность цветового решения работ И. Еськова. Действительно, непривычным является отсутствие у И. Еськова отчетливо выраженного цветового темперамента, его работы построены на сближенных тональностях цвета, никакой декоративной экспрессии, предпочтение отдается натурной достоверности. <…>
Особое место в творчестве автора занимает Нижний Новгород. Уникальное географическое положение города делает его самой благодатной моделью для художников. Однако такого разнообразия видовых точек, времен года, уголков и панорам, открытых и написанных И. Еськовым, мы не встретим, пожалуй, ни у кого. В 2006 году к юбилею города художник продемонстрировал выставку с поэтичным названием «Нежный Нижний Новгород», на которой город предстал не в привычном величии и мощи одного из крупнейших городов России, а в образе хрупком, тревожно-трепетном, беззащитном. Небольшие холсты как кадры немого кино раскрывают перед зрителем ранимую душу старого города. <…>
Нельзя не отметить тонкость, изящество и благородство графических работ И. Еськова. Пейзажные миниатюры в технике офорта отличаются гармонией ритмического решения композиции, виртуозной тонкостью тональных градаций, достигаемых ювелирной работой резца. Линия в работах художника безукоризненна, то геометрически проста, то прихотлива. Следуя за ее движением, глаз получает истинное наслаждение ее способностью передавать неуловимые движения света.
(Из вступительной статьи к каталогу выставки «100 картин Ивана Еськова», 2009 год.)
Подготовил кандидат искусствоведения Сергей АКИМОВ.