Иван Еськов: полвека творчества
«Нужно быть порядочным человеком по отношению к своему делу, к людям, и тогда все в жизни будет складываться хорошо», – так сформулировал свое кредо дзержинский художник Иван Еськов.
Его живопись и графика серьезны, чужды бьющих в глаза эффектов, спокойны по эмоциональному настрою. Творческую биографию мастера без преувеличения можно назвать историей нижегородского искусства за последние примерно 50 лет, воплотившейся в незаурядной личности. В начале 1970-х годов он, недавний выпускник художественного училища, впервые представил свои произведения на областной выставке, и с тех пор мало какое событие в художественной жизни Нижнего Новгорода и Дзержинска происходит без его участия. 18 января Иван Иванович отмечает свое 75-летие.
Он родился в Караганде в 1944 г., но уже в следующем году семья переехала в наш город. В 1955 г. поступил в только что открывшуюся в Дзержинске художественную школу, где его преподавателями были основатель и первый директор учебного заведения Николай Кузнецов, впоследствии почетный гражданин города, и талантливый живописец Вячеслав Ганьшин. Продолжил образование в Горьковском художественном училище, где обучался (с перерывом на службу в армии и работу на комсомольской стройке в Тюменской области) с 1960 по 1969 г. С 1970 г. Иван Еськов работал в отделе главного архитектора Дзержинска, затем в Горьковском творческо-производственном комбинате, находя время для занятий живописью и поездок по стране, впечатления от которых также находили отражение в творчестве. С 1973 г. является постоянным участником областных выставок, а в 1976 г. молодой мастер впервые стал экспонентом республиканской выставки «Молодость России» в Москве. В 1990 г. вступил в Союз художников России. В 90-х годах реализовалась еще одна сторона личности Ивана Ивановича. Придя на работу в художественную школу №1 Нижнего Новгорода, он проявил себя одаренным педагогом. Его преподавательская деятельность теперь уже в другом учреждении – в нижегородской школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» – с успехом продолжается и сейчас.
Известным графиком, членом Союза художников является супруга мастера, Клавдия Петровна Еськова. Посетители Дзержинского краеведческого музея, без сомнения, помнят ее изысканные рисунки тушью и акварели – пейзажи и натюрморты с цветами. Сын Илья избрал профессию родителей и, окончив Московский государственный университет печати, работает в области книжной и станковой графики, также состоит членом Союза художников России.
Рассказать об Иване Ивановиче Еськове – задача интересная, но и сложная: созданное им за полвека велико по количеству, разнообразно по техникам и художественным решениям. Для того, чтобы проследить эволюцию его живописи и графики, потребовалось бы написать если не монографию, то большую аналитическую статью. Цель этого очерка гораздо скромнее: постараться установить те образно-эстетические константы, которые присущи творчеству мастера на всех этапах развития и придают ему целостность, делают заметным явлением в современном отечественном искусстве.
Одна из главных основ творческого метода Еськова – высокая культура рисунка. В его живописных работах явственно ощутимо графическое начало. Оно выражается в строгой сдержанности цвета, в ясности объемов и контуров, в простых и лаконичных композиционных построениях преимущественно с четким распределением пространственных планов. Художник активно работает в различных графических техниках, и рисунки, созданные им в разные годы, составляют целую энциклопедию рисовальных материалов и приемов. В его портретных зарисовках графитный карандаш или обыкновенная шариковая ручка способны не просто зафиксировать внешность модели, а создать яркий и запоминающийся образ («Рижанка», 1988 г.; «Портрет девушки», 1988 г.). Многочисленны листы, исполненные пастелью, тушью, акварелью. В 70-х годах Еськов освоил технику офорта, и в 1978 г. выступил на всероссийской выставке эстампа в Ростове-на-Дону. Этот способ гравирования позволяет добиваться исключительного многообразия штрихов, свободы контуров, сложных световых эффектов, допускает доработку резцом и сухой иглой, печать цветных листов. В отношении к офорту Еськов – традиционалист и не стремится к живописной контрастности света и тени или необычности форм. В его пейзажах «Вид на Стрелку», «Снежная зима», «Зима в Полесье», «Зимний мотив» (все – 1978 г.) небольшие штрихи аккуратно моделируют строения, деревья и облака, а не тронутая краской бумага способна передать и снег, и спокойное освещение пасмурного дня. Неслучайно в школе «Изограф», где художник трудится в настоящее время, он ведет занятия в формате авторской мастерской по графике, предоставляя ребятам уникальную возможность освоить огромное разнообразие техник рисунка, которыми сам владеет до мельчайших тонкостей.
Второй особенностью, обусловливающей творческий облик мастера, следует назвать широту тематического репертуара при наличии определенных жанровых предпочтений. Среди увлекающих Еськова жанров первое место занимает лирический пейзаж. Всем известные места Нижнего Новгорода – Кремль, Стрелка, Верхне-Волжская набережная, улица Рождественская – не выглядят на его холстах как стандартные достопримечательности, которые должен посетить каждый турист, и наполняются важным образным смыслом. Городские пейзажи Еськова – это всегда гармония природы и архитектуры, интенсивное, но сдержанно выраженное поэтическое переживание. В этих работах никогда нет изображения многолюдной уличной толпы и суеты: зритель остается с глазу на глаз с уголком города, давно любимым или только что открывшим нашему взгляду свою красоту.
В видах Дзержинска художник стремится передать уют и очарование исторической части города, будь то погруженный в перламутрово-серую дымку проспект Дзержинского («Пасмурный день», 2006 г.) или залитый весенним солнцем проспект Чкалова («Майский день», 2005 г.). Пейзажам Еськова присуще своеобразное чувство истории, ощущение единства прошлого и современности; живописца привлекают древние храмы Гороховца и Ростова Великого, сельские ландшафты, разнообразная жизнь Волги и Оки («На Клязьме», 1996 г.; «Ростов», 1991 г.; «Голубая Ока», 1979 г.; «Апрельское утро», 1989 г.).
Весьма разнообразны пластические и цветовые решения исполненных Еськовым портретов. Среди них есть и образы глубоко лирические, как изображение супруги, которая пишет акварель, сидя на подоконнике раскрытого окна («Утренний этюд», 2002 г., холст, масло), и островыразительные, словно требующие от зрителя диалога, как портрет нижегородского художника Л.Ф. Шаболдина («Лев Федорович», 2003 г.). Это произведение, написанное маслом и имеющее довольно крупный размер, уподоблено рисунку: светлый нейтральный фон напоминает бумагу, фигура моделирована линиями, лицо – контрастом света и тени, цвет же применяется минимально. Обращаясь к натюрморту, художник ставит перед собой различные задачи: в относительно ранней работе «Вино и фрукты» (1979 г., картон, масло) цвет приобретает насыщенность и плотность, передавая материальность предметов, а «Натюрморт с лампой» (1996 г., холст, масло) наделен подчеркнутой элегантностью и задумчиво-элегическим настроением. Отдал должное художник и бытовому жанру.
Третья черта, характеризующая искусство Еськова, заключается в приверженности реалистическим традициям. Вместе с тем художник не боится экспериментировать. Целый ряд его картин выполнен в схематически-геометризированной манере, напоминающей поиски кубистов и футуристов, но без чрезмерной деформации и свойственного мастерам авангарда разложения фигур и предметов на линии и плоскости до неузнаваемости. Подобные решения интересовали Еськова уже в начале творческого пути («На пленэре», 1969 г., холст, масло) и получили своеобразное продолжение в 90-х и 2000-х годах. Есть среди его работ и коллажи («Портрет товарища», 1976 г.), и символико-метафорические образы вроде «Сонаты солнца» (1995 г., холст, масло), где рождающиеся в пространстве смутные образы отдаленно напоминают фантазии М. Чюрлениса, и динамичные абстрактные композиции.
Наконец, необходимо отметить стабильное и последовательное, без метаний и срывов творческое развитие художника, присущее ему устойчивое и целостное мировосприятие. Почти в каждом произведении сполна находят воплощение эстетические установки, характерные для его искусства в целом. Такая равномерность затрудняет выделение ключевых для того или иного этапа работ, и все же на трех картинах хотелось бы специально задержать внимание читателей. Первые две принадлежат той поре, когда художник достиг творческой зрелости. В пейзаже «Гегард» (1981 г., ДВП, масло) древний армянский монастырь кажется продолжением окружающих его гор. Почти квадратный формат и взгляд сверху, так что не видно неба, сообщают произведению непосредственно-этюдный характер, слаженную компактность композиции и вместе с тем подчеркивают мощь и величие горного массива, словно оберегающего творение человеческих рук. Автор мастерски использует фактуру красочной поверхности: краска тонким прозрачным слоем ложится на грунт, открытые, разнообразные по направлению и форме мазки передают рельеф выветренных и выжженных солнцем утесов. В картине «Новая набережная» (1983 г., холст, масло) открывается обширное пространство, замыкаемое плавным изгибом набережной и виднеющимися вдали силуэтами заводов. Художник добивается равновесия горизонтальных, диагональных и вертикальных линий, отчего пространство разворачивается одновременно спокойно и динамично. Светлое небо, вода и коричневатые плиты набережной – три плоскости, на которых строится колорит полотна. Наполненный светом и воздухом простор захватывает зрителя, превращая в общем-то незамысловатый сюжет в целую поэму о молодом и хорошеющем Дзержинске.
Написанный двадцать с лишним лет спустя «Пасмурный день» (2006 г., картон, масло) дает иной, более сложный образ нашего города. Здесь и любование красками осени, оттененными серостью неба и мокрого тротуара, и изящная графика ветвей, с которых почти облетела листва, и тишина, и настроение элегической сосредоточенности чувств. Архитектура без труда узнаваема (изображен проспект Дзержинского), но главным является не она, а тонко переданное состояние атмосферы и света, находящее отклик в душе зрителя.
Завершая эти заметки, остается пожелать уважаемому юбиляру долголетия, неизменного вдохновения, признательных учеников и зрителей, которым мастер щедро дарит свои талант и опыт.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.