Вспоминая Владимира Смирнова…
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – об удивительном коллекционере творчества дзержинских художников Владимире Смирнове.
27 июня исполнилось бы 60 лет Владимиру Ивановичу Смирнову – коллекционеру, знатоку и популяризатору творчества дзержинских художников. Он был не просто увлеченным собирателем живописи и графики, но активным участником культурной жизни нашего города, пропагандистом изобразительного искусства. Владимир Смирнов скоропостижно ушел из жизни два года назад, тоже в июне, совсем незадолго до своего 58-летия.
Он не был профессиональным искусствоведом, но с юношеских лет интересовался искусством и краеведением. Не последнюю роль в этом, видимо, сыграли занятия в кружке для школьников при городском музее, которые вела Зоя Михайловна Припорова, известный музейный работник, впоследствии председатель общественной организации «Краеведы Черноречья». В школьные же годы будущий коллекционер познакомился с художником-любителем Николаем Дмитриевичем Светлаковым, инженером-исследователем в области строительства, человеком разносторонних интересов и большой преданности искусству, искренним патриотом Дзержинска. Он также старался поощрять увлечения юноши, и это знакомство переросло в долголетнее общение.
В.И. Смирнов окончил Тамбовский государственный институт культуры, работал в театрах, в начале 1990-х годов руководил студией в школе №58 Автозаводского района Нижнего Новгорода, а в младших классах вел уроки театрального искусства. Как подобает каждому настоящему педагогу, он не только учил ребят азам ремесла – актерского мастерства, но посредством разыгрываемых на сцене ситуаций и создаваемых самими детьми образов стремился к воспитанию достойной, высоконравственной личности. Студийцы с успехом ставили и детский репертуар («Боцман и попугай» Ю. Каменецкого), и вполне «взрослые», серьезные произведения современных драматургов, например, спектакль «Ничего страшного» по пьесе москвича В. Кобякова, посвященной проблемам молодой семьи. Педагогический коллектив 58-й школы, которая была тогда новым, недавно открытым в молодежном районе на окраине учебным заведением, активно искал новые формы учебной и воспитательной работы, и преподавание Смирнова органично вписывалось в эту деятельность.
Свой опыт он описал и проанализировал в брошюре «Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства», изданной в 1993 г.
Она невелика по объему, но написана очень конкретно, без излишнего внимания к общетеоретическим вопросам педагогики и представляет несомненный интерес для преподавателей-практиков и специалистов в области методики художественно-эстетического образования. Особенностью работы является то, что она обобщает опыт занятий с младшими школьниками, а обучение основам актерского искусства и формирование личной культуры ребенка, его повседневного поведения рассматриваются в единстве. Рекомендации Смирнова несут на себе сильный отпечаток послеперестроечного времени и открытой неприязни к советскому обществу и его культуре, равно как и содержат подчас весьма спорные положения. Но на момент опубликования это был актуальный труд, посвященный теме, почти не разработанной в методической литературе, да и сейчас заставляющий задуматься о «вечных вопросах» педагогики.
изобразительного искусства в Дзержинске. Во многом это ему удалось. В 2002 г. (а чуть раньше мне как раз посчастливилось познакомиться с Владимиром Ивановичем и увидеть собрание в полном объеме) его коллекция насчитывала 479 произведений более 60 художников. В последующие годы она значительно увеличилась, но весной 2005 года в его квартире на ул. Клюквина произошел пожар, уничтоживший немалую часть собранного.
Приходится признать, что собирательская деятельность Смирнова не была в полной мере оценена при его жизни. Конечно, его поддерживали художники и любители искусства, выставки коллекции привлекали внимание зрителей. Вместе с тем многие смотрели на коллекционера как на чудака или, наоборот, человека корыстного, преследующего собственные выгоды, а резкий, неуживчивый характер Владимира Ивановича усугублял неприязнь к нему. Теперь с уверенностью можно сказать: его собрание было уникально не только в масштабах Дзержинска. Мало найдется примеров коллекционера, поставившего себе целью подобрать произведения так, чтобы они демонстрировали развитие искусства в отдельно взятом городе на протяжении всей его истории, тем более, если учесть, что речь идет о провинции. По общему количеству живописных и графических работ, их разнообразию собрание Смирнова могло бы стать солидной основой для городской картинной галереи.
Разумеется, качественный уровень коллекции не был однородно высоким. Она складывалась преимущественно за счет даров, и принцип «брать все» имел свою негативную сторону, чего можно было бы избежать при отборе работ. С другой стороны, в собрании имелись существенные пробелы: отсутствовали картины таких незаурядных мастеров, как, например, Николай Бурдастов, Юрий Белосельский, Юрий Пешехонов, а также работы многих молодых авторов, чья творческая деятельность началась в последнее десятилетие.
Наиболее ценную часть собрания составляли произведения старейших дзержинских мастеров: М.П. Захлестина, основателя городской художественной школы Н.Ф. Кузнецова, В.И. Ганьшина, Н.А. Чернобровцева, Л.А. Теребилина, представителя следующего поколения, талантливого пейзажиста А.И. Фролова. Большое документальное значение имели акварели Ивана Ганьшина, художника-любителя, отца Вячеслава Ганьшина, запечатлевшие виды нашего города в 1930-х годах. Особенно полно было представлено творчество В.М. Зюзина, известного зрителям многочисленными рисунками и акварелями с видами Дзержинска разных лет, окрестностей города, Гороховца и других мест. Его зарисовки, кстати, не раз появлялись на страницах газеты «Дзержинец». Наряду с графическими работами Зюзина, привлекающими тонкостью тональных переходов или же лаконично выполненными линией и штрихом, в коллекции Смирнова были представлены многие его пейзажные этюды маслом, в том числе ранние. Большое место занимали в собрании работы любителей. Среди иногородних авторов имелась обширная, более двадцати, подборка произведений гороховчанина В. Сафронова, отдельные картины и графические листы нижегородских и тамбовских художников.
Особенно важно, что собрание не лежало мертвым грузом, а постоянно демонстрировалось на выставках в краеведческом музее, библиотеках и техникумах города, в ДКХ, вызывавших неподдельный интерес зрителей и нередко освещавшихся в печати. Первая из них состоялась в 1997 году и способствовала чрезвычайно быстрому росту собрания. Собрание было доступно для всех, кто проявлял к нему интерес. Несколько принадлежавших ему редких произведений коллекционер предоставил для репродуцирования в справочнике о художниках Дзержинска, изданном в 2010 г., без чего в книге образовалась бы заметная лакуна. Смирнов и сам не раз публиковал материалы на страницах «Дзержинца» (правда, это были лишь краткие заметки), активно выступал за создание в городе картинной галереи. Смерть оборвала работу над книгой очерков о дзержинских художниках, издание которой после тщательного редактирования существенно обогатило бы краеведческую литературу. Остается сожалеть, что нынешний владелец коллекции не продолжил выставочной деятельности, и надеяться на то, что собрание еще послужит горожанам.
Сергей Акимов, кандидат искусствоведения.