Необычная графика Ивана Логинова
Искусствовед Сергей Акимов – о произведениях дзержинского художника Ивана Логинова.
В декабре прошлого года отметил 75-летие известный в городе художник-график и педагог, член Союза художников России Иван Константинович Логинов. В школе искусств №7, где он сейчас работает, состоялась небольшая по объему, но весьма показательная по составу выставка его произведений. Конечно, жаль, что она прошла не в краеведческом музее, где можно было бы продемонстрировать гораздо большее число работ и где их увидели бы многочисленные посетители. Тем более весомый повод возникает для того, чтобы рассказать о творчестве незаурядного мастера на страницах газеты.
Родился И.К. Логинов в 1941 году в Сосновском районе, но еще ребенком оказался с семьей в наших местах – на Юганце и Сейме. Учился в дзержинской художественной школе, где его стремление связать жизнь с искусством деятельно поддержал Николай Филиппович Кузнецов, создатель и первый директор школы. Окончил Павловское художественно-промышленное училище (1961 г.) и художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического института (1973 г.). Преподавал в школе, во Дворце пионеров, в клубе «Юность», не забывая о творческой работе. С 1996 года регулярно участвует в областных выставках, был экспонентом нескольких зональных выставок «Большая Волга» – крупнейшего смотра изобразительного искусства Среднего Поволжья. В 2000 году стал членом Союза художников России. Велики заслуги Логинова в качестве основателя и директора художественной школы в Володарске, которую пришлось создавать в полном смысле слова с нуля, но это тема для отдельного разговора.
Мастер работает в различных графических техниках (графитный карандаш, многоцветная и черная акварель, тушь), но лучшими его произведениями, без сомнения, являются резцовые гравюры. Эта трудоемкая техника сейчас почти не востребована художниками, и среди нижегородских графиков Логинов – единственный, кто постоянно обращается к ней.
Резцовая гравюра получила распространение в Германии во второй половине XV столетия и является старейшим способом гравирования на металле. Она относится к техникам глубокой печати, когда на гравировальной доске (так называют печатную форму независимо от ее материала) делается рисунок углубленными контурами и штрихами, которые потом заполняют краской и печатают оттиск. В резцовой гравюре металлическая пластина обрабатывается вручную штихелями. Блестящие по мастерству листы в этой технике оставили выдающиеся художники эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер в Германии, Лука Лейденский в Нидерландах, Маркантонио Раймонди в Италии, но уже в начале XVII в. ее сильно потеснил не требующий физических усилий офорт, где рисунок наносится специальной иглой по покрывающему доску лаку и затем протравливается кислотой. В России резцовая гравюра известна с XVII в.
К лучшему в творчестве И.К. Логинова принадлежат те работы, где он исходит из конкретного натурного мотива и стремится к естественности и лаконичности композиции. Его пейзажные гравюры имеют небольшие размеры и требуют внимательного, неторопливого рассматривания. В видах заповедного болдинского парка или старинных храмов Гороховца нет и намека на броскую эффектность, – это искусство камерное по форме и лирическое по настроению. Пространство и объем художник видит и понимает именно как график, для которого на первом месте всегда остаются контурная линия и штрих; вводя в рисунок цвет, он продолжает, как правило, мыслить чисто графически.
Остановимся подробнее на нескольких гравюрах. В листе «Гороховец» (в справочнике о художниках Дзержинска 2010 г. гравюра названа «Гороховец. Монастырь») центральная часть города показана с противоположного берега Клязьмы. Пространство переднего плана сжато и трактовано условно ради того, чтобы подчеркнуть величавую мощь главенствующего в композиции пятиглавого собора в сопоставлении со стройной шатровой колокольней, стоящей поодаль от него. Для каждого, кто бывал в этом удивительном городе, хранящем уникальные памятники церковного и жилого зодчества XVII-XVIII вв., изображенный художником вид легко узнаваем. Однако Логинов не воспроизводит панораму Гороховца буквально, с топографической точностью, а вносит в нее свои «поправки», делающие образ более лаконичным. Нарочито узкая полоска реки намечена несколькими волнистыми линиями, динамичной разнообразной штриховкой показан невысокий обрывающийся в воду берег, энергично моделированы кроны деревьев, и это по контрасту оттеняет строгую четкость архитектурных форм.
К такому же приему «поправок» в ландшафте художник прибегает в изображениях Флорищевой пустыни (гравюра и большого размера акварель в цвете), уплотняя архитектуру, изменяя масштабные соотношения между зданиями, стремясь добиться особого величия ансамбля, чему способствует угол зрения немного снизу вверх, и противопоставляя его нетронутой человеком природе лесного края. В сочетании со стилизацией форм, особенно ощутимой в акварели, эти приемы сообщают образу сказочно-романтический оттенок: перед нами не столько конкретный монастырский комплекс, сколько собирательный образ древней обители православия, возникшей в незапамятные времена посреди глухих необжитых просторов.
Тема единства архитектуры и природного окружения является главной в гравюре «Оттепель». Выразительность композиции строится на взаимодействии энергично устремленной ввысь колокольни, приземистых монастырских построек и стройно-ритмичной группы деревьев на переднем плане, сквозь нагие ветви которых и видна обитель. Плавно изгибающаяся раскисшая от тепла дорога и идущий вдоль нее низенький заборчик словно приглашают зрителя войти внутрь изображенного пространства. Небо и снег оставлены белизной бумаги, не тронутой краской. Контрастом темного и белого автор мастерски передает состояние пасмурного дня с его влажным воздухом и ровным спокойным светом, рождающим задушевно-элегическое настроение.
Не менее удачно и столь же классически с точки зрения особенностей техники исполнен лист «Решетиха». В изображении поверхности земли и безоблачного небосвода также использованы естественные цвет и фактура бумаги, а мелкий аккуратный штрих тщательно моделирует кроны деревьев и утопающие среди них домики, и над всем ландшафтом возвышается пятиглавая церковь с колокольней. Панорамному характеру вида соответствуют горизонтальный формат и ясное соотношение пространственных планов, а обилие простора, света и воздуха вносит в образ поэтическую интонацию.
Графические техники своим многообразием и возможностью их комбинировать дают художникам почти неограниченное поле для экспериментов и поиска новых выразительных приемов. И.К. Логинов в этом отношении достаточно сдержан и предпочитает резцовую гравюру в чистом виде. Для оттисков он использует черную и различных оттенков коричневую краски, а в композиции «Большое Болдино. Дорога к беседке» печать доработана штриховкой от руки тушью. В работе «Ольгово, имение графа Апраксина» рисунок графитным карандашом слегка подцвечен акварелью и своей нежной прозрачностью передает мягкий серый свет зимнего дня. В акварели «Забытая обитель» цвет используется уже живописно, с оттенками и наносится отдельными некрупными мазками.
Не все произведения И.К. Логинова равноценны по художественному качеству. Признаться, рядом с мастерски сделанными эстампами было странно видеть некоторые наивные и неуклюжие работы вроде акварели «Туманный день» или карандашного рисунка «Вход в парк. Дзержинск». Нельзя назвать удачными и те композиции, в которых автор пытается прибегнуть к метафоре и символу. Таковы рисунки «Покаяние. Загорск», «Вниз по Волге-реке с Нижня Новгорода». В последнем листе плывущие в ладье воины почему-то оказались лишены лиц. Видимо, таким путем художник хотел добиться обобщенности образа, но решение получилось неубедительным. Конечно же, о творчестве любого мастера нельзя судить по неудачным работам – мало у кого их нет. Сильные стороны таланта Ивана Логинова – умение видеть красоту и поэзию в обыденных и неброских мотивах, приверженность реалистическим традициям, доскональное знание особенностей кропотливой техники резцовой гравюры. И мы от души желаем художнику новых успехов, заинтересованного внимания зрителей, одаренных и благодарных учеников.
Сергей АКИМОВ, искусствовед.