Он оставил след в жизни города…
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о творчестве известного дзержинского художника Евгения Шалова.
Написать о Евгении Григорьевиче Шалове меня обязывают не только профессиональные занятия искусствоведа, но и долг памяти о достойном и незаурядном человеке, которого мне посчастливилось знать. Известный художник, организатор выставок дзержинских живописцев и графиков, неутомимый энтузиаст культуры нашего города, он ушел из жизни 15 февраля. Постараюсь соединить в этой публикации традиционный искусствоведческий очерк с личными воспоминаниями о Евгении Григорьевиче.
Он родился 13 декабря 1948 года в Дзержинске. Учился в художественной школе у Вячеслава Ивановича Ганьшина. Окончил Горьковское художественное училище в 1971 году и Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское, ныне – академия) в 1985 году. С 1985 года долгое время был сотрудником Управления архитектуры и градостроительства Дзержинска. Как живописец работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической композиции, являлся постоянным участником городских выставок. Первая персональная выставка состоялась в Дзержинске в 2005 году.
Выучка художника по интерьеру, монументалиста (а «Строгановка» является одним из ведущих учебных заведений в области монументально-декоративного искусства) чувствуется и в станковых произведениях Евгения Григорьевича Шалова, даже небольших по размеру. Возьмем для примера картину «Попугай Яшка» (2006 г.), подлинный шедевр мастера. Изящный профиль девушки, на руках которой сидит птичка, четким светлым силуэтом рисуется на насыщенном равномерном темно-голубом фоне. Здесь удачно найдены ритмические соотношения: фигура портретируемой сдвинута к правому краю холста, в центре внимания оказывается не только ее лицо, но и замерший на протянутых перед грудью ладонях попугай, отчего возникает хрупкое равновесие. Девушка словно боится спугнуть птицу. А узкое живописное обрамление серым цветом вместе с устойчивым, почти квадратным форматом придают портрету особую законченность. Лаконичная ясность форм и цветового решения не противоречит здесь лирическому настроению образа.
В 2009-2010 годах нам с Евгением Григорьевичем довелось работать по заказу городской администрации над составлением справочника о художниках Дзержинска. Лучшего соавтора, чем Шалов, мне невозможно было пожелать. Он взял на себя большую часть организационных хлопот, что позволило мне всецело сосредоточиться на научной стороне дела – на разработке концепции книги, написании вступительной статьи и биографических справок. Совместно мы отбирали произведения для репродуцирования. Издание изначально задумывалось как сочетание справочника и альбома, поэтому иллюстративный материал играл в нем первостепенную роль, и каждый художник был представлен несколькими, от двух до пяти-шести, работами. В ходе просмотра многочисленных произведений (а в справочник вошли сведения о 88 персоналиях) и отбора среди них наиболее ярких или типичных наглядно проявилось одно из вызывающих уважение качеств Евгения Григорьевича: профессионально верной оценке картины или графического листа у него неизменно сопутствовало глубоко доброжелательное отношение к художникам, умение порадоваться успехам других и с пониманием отнестись к чужим творческим просчетам. Не забывая о критериях художественного качества, он отдавал должное самому стремлению человека заниматься искусством и всегда с уважительным вниманием смотрел на творчество художников-любителей. Имея за плечами крепкую профессиональную выучку и будучи приверженцем реалистического подхода, он умел понять и оценить искусство, далекое от реалистического отображения действительности.
Справочник увидел свет осенью 2010 года и стал первым исследовательским трудом об изобразительном искусстве Дзержинска. Отрадно отметить, что наш опыт оказался востребован коллегами при подготовке юбилейного издания о Нижегородском отделении Союза художников России в 2013 году. (При этом основной его автор – ведущий нижегородский художественный критик, куратор многих выставок Наталья Квач – пошла дальше нас и дала не только биографические справки о художниках, но и краткие искусствоведческие комментарии о творчестве каждого из них.) В последние годы Евгений Григорьевич мечтал о расширенном переиздании нашей книги, что, думается, было бы нелишним, поскольку за прошедшее с тех пор время в художественной жизни города появились новые имена и достижения.
Евгений Григорьевич Шалов был инициатором проведения ежегодной выставки «Городу подаренные краски», объединившей многочисленных участников и ставшей одним из наиболее значительных событий в культурной жизни Дзержинска. Основной чертой выставки была и остается демократичность: каждую весну в залах краеведческого музея соседствуют произведения профессионалов и любителей – без разделения по возрасту, степени известности, эстетическим пристрастиям. Ежегодно к постоянным экспонентам, среди которых немало авторитетных мастеров, добавляются новые имена, и для вчерашних выпускников художественных учебных заведений эта выставка служит достойной площадкой для старта в профессиональную деятельность. В итоге перед зрителями разворачивается многообразная, интересная и запоминающаяся панорама того, как развиваются сейчас в городе изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Коллектив музея вкладывает много времени и труда в организацию выставки, но без инициативы и усилий Шалова «Городу подаренные краски» могли бы и не появиться. Очередная экспозиция, открывшаяся 6 марта, обширностью, составом участников, в целом весьма стабильным качественным уровнем убеждает в том, что выставке суждена долгая и востребованная зрителями жизнь.
Еще одной сферой интересов и забот Евгения Григорьевича Шалова стало в последние годы сохранение архитектурной среды Дзержинска. В краеведческом музее им была организована уникальная выставка эскизов и проектов монументально-декоративного оформления городских зданий советского периода (все экспонаты демонстрировались впервые), а несколько его выступлений в местной печати впервые рассказали дзержинцам о художниках, вложивших свой талант и труд в то, чтобы городская среда была эстетически полноценной. Эти публикации особенно ценны, потому что Евгений Григорьевич хорошо знал всех дзержинских монументалистов и дизайнеров, сам участвовал во многих работах. Особенно беспокоило его состояние украшающих фасады городских зданий мозаик, в числе которых есть примеры недюжинного художественного мастерства (например, работы В.Н. Смирнова, интенсивно и с успехом работавшего также в станковой живописи). Продолжительное время, но, к сожалению, безуспешно, Шалов добивался восстановления в структуре администрации должности главного художника. Сейчас, когда произвольные перестройки и броская пестрота рекламы вносят ощутимые диссонансы в облик исторической части Дзержинска, а застройку более поздних районов подчас вообще лишают эстетических качеств, это было бы чрезвычайно актуально.
Евгений Григорьевич Шалов был человеком редких душевных качеств. В данном случае это не стандартная для любого некролога фраза, а констатация факта. Открытость, общительность, умение находить общий язык с людьми разных профессий и статусов, способность не унывать ни в каких обстоятельствах составляли главные качества его характера. Ему были присущи неравнодушие, увлеченность всем новым, непоседливость: в разные годы он успел поработать в Дальнем Константинове, Воркуте, Омске. К сказанному нужно прибавить глубокую порядочность и скромность. Не секрет, что в художнической среде зачастую в большем, чем следовало бы, объеме имеют место взаимная неприязнь, зависть и прочие нелицеприятные моменты. Будучи в курсе всех событий, мнений и, честно сказать, слухов и сплетен, он всегда находился в стороне от различных дрязг и пользовался уважением, думается, если не всех, то большинства дзержинских художников. Прекрасным способом почтить память незаурядного земляка было бы проведение ретроспективной выставки его произведений, организация которой представляется делом чести не только для друзей и коллег покойного, но и для городской администрации.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.