Фронтовик, инженер, художник
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о жизни и творчестве дзержинского художника Николая Светлакова.
Николая Дмитриевича Светлакова можно по праву назвать человеком уникальным. Он принадлежит к поколению, на долю которого выпали тяготы войны, радость победы и мирного послевоенного труда. Ветеран Великой Отечественной, инженер-строитель, автор многих исследовательских работ и изобретений, педагог, более 30 лет преподававший в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Наконец, художник-любитель с многолетним творческим стажем, постоянный участник городских выставок. Трудно сказать, что из этого перечня занимает в его биографии наиболее важное место. В личности Светлакова соединились разнообразные интересы и направления деятельности. Сейчас он не оставляет занятий живописью и по мере сил участвует в общественной жизни Дзержинска.
Н.Д. Светлаков родился в 1924 г. в селе Сайгатка Пермского края и юношей оказался на Нижегородской земле – поступил в Горьковский строительный техникум. В конце 1942 г. был призван в армию, окончил военное училище, получив квалификацию специалиста по химической защите. Несмотря на то, что химическое оружие было запрещено, Германия производила его и удерживалась от применения только боязнью ответного аналогичного удара со стороны советских войск. С ноября 1944 по апрель 1945 г. Светлаков был командиром взвода химзащиты одного из стрелковых полков 48-й Ропшинской Краснознаменной дивизии, сражавшейся в составе 2-го Прибалтийского фронта. Победу встретил в Румынии, куда незадолго до того была переброшена его часть. (По воспоминаниям об этом радостном событии написана одна из картин Светлакова.)
После войны Николай Дмитриевич вернулся к профессии строителя, окончил техникум (1947 г.), а затем Всесоюзный заочный политехнический институт (1954 г.). Работал в Дзержинском филиале ГИАП по проектированию объектов химической промышленности, защитил диссертацию. С 1970 г. до выхода на пенсию в 2002 г. кандидат технических наук Светлаков преподавал в Горьковском инженерно-строительном институте им. В.П. Чкалова (ныне – Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) в ученом звании доцента по кафедре архитектуры, руководил дипломными работами, опубликовал несколько учебных пособий и методических разработок. Проектную и педагогическую работу он сочетал с научно-исследовательскими занятиями, результаты которых изложены в многочисленных статьях, в том числе в ведущих отраслевых журналах. Долгие годы Светлакова интересуют проблемы взрывозащиты промышленных сооружений и жилых зданий, им предложен ряд практических мер по минимизации ущерба от аварий.
В течение всей жизни Н.Д. Светлакову сопутствует увлечение изобразительным искусством. Рисунку и живописи учился самостоятельно, с середины 70-х годов посещал студию самодеятельных художников при городском отделе культуры, на основе которой позднее возникло творческое объединение «Ветеран». Как к любому делу, к занятиям живописью он подходит с чрезвычайной добросовестностью и ответственностью. Работа над картиной ведется неторопливо и тщательно, с обширным подготовительным материалом, со стремлением к точности каждой детали. Всякий раз он с особым вниманием продумывает построение пространства. Порой возвращается к давно исполненному произведению и дорабатывает его, не упуская из виду мелочей. Можно сказать, что привычка ученого и изобретателя к методичному каждодневному труду и вкус к точному расчету перенесены им и в живопись. Во многом это определяет творческую манеру Светлакова.
Охарактеризовать суть его искусства одним-двумя словами трудно. В основе всегда лежит реалистический подход, а тщательность исполнения напоминает о таком явлении в отечественной провинциальной живописи XVIII – середины XIX в., как «наивный реализм», заключающийся в стремлении максимально точно воспроизвести натуру при недостаточно уверенном владении приемами академического рисунка и живописи. Разумеется, не следует понимать это сравнение буквально, в плане стилистического сходства старого искусства и работ современного художника. Однако в обоих случаях отступления от некоторых правил мастерства ведут не к снижению качества произведения, а к возникновению своеобразной стилистики.
Постоянно и много Светлаков работал с натуры. Правда, к большинству своих этюдов художник относится именно как к подготовительным работам, менее значимым, чем картины. С подобной недооценкой трудно согласиться: многие этюды отмечены лирическим настроением и обладают подлинной свежестью восприятия мотива, более гибкой и нюансированной разработкой цвета, более точной передачей состояния атмосферы и эффектов света, чем законченные композиции. Если картины Светлакова демонстрируют стремление художника к созданию серьезного, глубоко содержательного образа, то в этюдах живописное мастерство подчас выше. Особенно привлекательны небольшие, гармонично написанные виды окрестностей нашего города, Желнина, речки Осовец.
Сюжетные композиции Светлакова посвящены Великой Отечественной войне и основаны на лично пережитых им ситуациях и эпизодах. Подразделения химической защиты выполняли общевойсковые задачи, участвовали в боях, разведке. В произведениях художника изображаются не выдающиеся события и грандиозные сражения, а повседневная жизнь и деятельность войск, «фронтовые будни» (так называется небольшая книжечка воспоминаний Светлакова, изданная в 2011 г.).
Первой картиной на военную тему стал написанный в 1983 г. небольшой натюрморт «Букет ветерану». Тюльпаны в стеклянном стакане показаны в окружении книг, тетрадей, калькулятора, чем создается незримое присутствие автора – человека интеллектуального труда. Конкретным боевым эпизодам посвящены полотна «Перед атакой» (1987 г.), «Возвращение с боевого задания» (2005 г.), «Кукушка» (изображение притаившегося на дереве вражеского снайпера). Композиционное построение и колорит «Возвращения…» рассчитаны на яркий эмоциональный эффект: посреди широкого заснеженного поля цепочка солдат спешно возвращается в безопасное место под ослепительным сиянием вражеской ракеты и трассирующими пулями противника. И небо, и покрытая снегом земля окрашены багровыми оттенками, свет пугающе яркий и мертвенный, что создает напряженно-тревожное настроение. Личное воспоминание художника – взвод Светлакова однажды благополучно вышел из-под пулеметного обстрела – перерастает в обобщенный образ каждодневной боевой работы: тысячи подобных случаев, незначительных в общем масштабе военных действий, требовали от людей собранности и решительности перед лицом смертельной опасности.
В композицию «Лучи победы (Последние залпы)» (2011 г.), основанную на воспоминаниях о первых майских днях 1945 г., когда враг еще оказывал ожесточенное сопротивление, автор вводит символические мотивы: противоборство уходящей на запад грозовой тучи и солнечного света, сцену борьбы двух хищных птиц в небе. Теме памяти о войне посвящена картина «Журавли» (2010 г.), навеянная торжественно-печальной песней композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова. Может быть, образ решен здесь с чрезмерной прямолинейностью, но ему нельзя отказать в проникновенной искренности. На последней выставке «Городу подаренные краски», ежегодно проводимой весной в залах краеведческого музея, Светлаков представил два новых, только что завершенных произведения, одно из которых изображает дымовую завесу, а другое – возвращение советских солдат с победой через пышно цветущие молдавские сады.
Главной чертой характера Николая Дмитриевича наряду с ответственным отношением к делу следует назвать неравнодушие. Он живо интересуется всем происходящим в городе, является активным членом совета ветеранов. В 2005 г. он был инициатором проведения выставки «Долг памяти», собравшей произведения дзержинских художников-фронтовиков и работы более молодых мастеров на военную тему и сопровождавшейся иллюстрированным каталогом. Думается, это начинание стоило бы возродить. В последние годы Светлаков обратился к истории архитектуры нашего города и опубликовал несколько содержательных статей в газете и краеведческих сборниках, не раз говорил о необходимости комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия Дзержинска.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.