Блин комом
В чем причина срыва краткосрочной программы капремонта в Нижегородской области?
Уже два года на территории Нижегородской области реализуется программа капремонта многоквартирных домов. Пора подводить первые итоги. А они, как нам кажется, неутешительны – первоначальные планы удалось реализовать лишь на 30%.
С такими темпами программа, рассчитанная на тридцать лет, может затянуться на все девяносто. Многие ли из нас в этом случае доживут до обещанного ремонта? А ведь платить за него нам приходится здесь и сейчас. Кстати, за счет «капитальных» средств в многоквартирных домах меняются и обветшавшие лифты, которые в последнее время все чаще становятся причиной разного рода ЧП (пока, к счастью, не у нас). И это тот случай, когда отсрочка смерти подобна.
Почему программа капремонта забуксовала? Кто в этом виноват? Как заставить ее работать? И что требуется сделать, чтобы в России не падали лифты? Эти и другие вопросы мы задали депутату Государственной думы от Дзержинска, члену фракции «Справедливая Россия», последовательному критику законодательства о капремонте Анатолию ШЕИНУ.
– Анатолий Алексеевич, сначала давайте затронем тему, начатую на страницах нашей газеты еще в прошлом году. В декабре в Госдуме произошло знаменательное событие: думское большинство наконец-то услышало и поддержало одну из социальных инициатив «СР» – не брать платежи за капремонт со стариков, которые боятся, что попросту не доживут до него. Когда норма вступит в силу?
– Федеральный закон дает право вводить такие льготы на местах, окончательное слово за регионами. Сейчас в Законодательном собрании Нижегородской области рассматривается соответствующий законопроект, он уже прошел первое чтение, так что, думаю, ждать его принятия осталось недолго.
Закон, напомню, освобождает от платы за капремонт одиноких пенсионеров старше 80 лет и одиноко проживающие супружеские пары, в которых кто-то перешагнул восьмидесятилетний рубеж. Кроме того, предусмотрена 50-процентная скидка на оплату капремонта одиноко проживающим пенсионерам от 70 до 80 лет.
А вот поправка, защищающая инвалидов (им также планируется предоставить 50-процентную скидку), уже действует, так как финансируется напрямую из федерального бюджета.
Полный провал
– «Справедливая Россия» с 2012 года выступала категорически против закона о капремонте в его нынешнем виде. Вы называли его несправедливым и непродуманным и, судя по первым результатам, оказались недалеки от истины.
– Считаю, что краткосрочная программа капремонта в Нижегородской области полностью провалена. Я направил запрос в администрацию Дзержинска и генеральному директору фонда капитального ремонта Нижегородской области Сергею Протасову и жду ответа. Но кое-какие выводы делать уже можно. Отчитываясь перед депутатами ОЗС, гендиректор фонда сообщил, что в 2014-2015 годах в Нижегородской области изначально планировалось отремонтировать около 600 домов. На 1 января 2016 года отремонтировано 200 домов (33% от первоначального плана), при этом акт приемки пока подписан только по 126 домам (21%). Такую работу нельзя считать удовлетворительной, ведь основная задача не выполнена. И все это происходит в условиях социальной напряженности, которую вызвал сам факт появления закона.
– А как обстоят дела в Дзержинске?
– Еще сложней, чем в целом по области. Планировали отремонтировать в 2014-2015 годах 32 дома, отремонтировали три (менее 10%)! Как можно это расценить? Правда, фонд, чтобы хоть как-то освоить деньги, собирался поменять в 2015 году 20 лифтов в дзержинских многоэтажках. Но отчета об их установке я пока не видел.
Сейчас начнутся поиски виновных, фонд будет кивать на администрацию города, администрация – на фонд. Но люди-то здесь при чем? Они платят деньги (не все, но все же большинство), а где отдача?
В ближайшее время я планирую встретиться с губернатором Валерием Павлиновичем Шанцевым и поднять эту тему. Думаю, что региональная власть должна вмешаться, нам надо понять причину сбоя, выяснить, на каком этапе застопорилось дело. Что больше всего способствовало провалу – изъяны федерального законодательства или же неумение руководителей фонда и глав районов и городов нормально организовать процесс?
Если сегодня не принять мер, то проблема будет нарастать, как снежный ком, тот же плачевный результат мы получим и в нынешнем году. Между тем в 2016 году в Нижегородской области планируется в общей сложности отремонтировать 900 домов на сумму 2 миллиарда 449 миллионов рублей.
Не инфляция, а организация
– Руководство фонда винит в срыве программы инфляцию, мол, материалы дорожают день ото дня.
– Конечно, наверняка существуют какие-то объективные помехи, трудности. Но на них можно ссылаться, когда план осуществлен хотя бы процентов на 80. Когда же выполнение едва превышает 30%, такие оправдания выглядят не очень убедительно.
Я убежден: главная проблема не в инфляции, а в организации процесса, в том, как осуществляется сбор документов, как составляются сметы, проводятся экспертизы домов и конкурсы среди подрядчиков.
Необходимо как можно скорее наладить этот механизм, чтобы жители наконец-то могли воочию увидеть результаты деятельности фонда, иначе программа окончательно будет дискредитирована в глазах наших граждан. Также нужна публичная отчетность о проделанной работе, причем информация должна быть доступной для всех людей, а не только для пользователей Интернета.
– Ну дзержинцы кое-что все-таки увидели в прошлом году: у нас была предпринята настоящая пиар-акция – горожанам долго и красочно рассказывали про образцово-показательный ремонт дома на улице Маяковского.
– Привели в порядок один дом и три недели показывали по телевизору. Вот если бы таких домов было 28 из 30, то да, можно было бы сказать: программа заработала.
Спрашивается, почему для образцово-показательного ремонта был выбран именно этот дом? Требуются четкие критерии для выстраивания очередности проведения капремонта, ясные методики определения технического состояния домов. Пока этого механизма нет.
В ближайшее время наша фракция внесет в Госдуму новые законопроекты, регулирующие работу региональных операторов. Они в случае принятия позволят сгладить последствия инфляционных процессов, а главное, – обяжут министерство строительства и ЖКХ выстроить понятную систему координат, разработать критерии, которыми будет руководствоваться региональный оператор при составлении программ капитального ремонта на местах, – как краткосрочных, так и долгосрочных. По нашему мнению, критерий здесь может быть только один – состояние того или иного дома.
Кроме того, мы предлагаем установить персональную ответственность главы субъекта за формирование и утверждение такой программы.
Вход – рубль, выход – два
– А может, лучше вообще распрощаться с этим оператором и обзавестись собственным счетом? Как считаете?
– Я всегда говорил: люди должны сами отвечать за свой дом и следить за его состоянием. Конечно, жителям многоквартирных высоток лучше открыть отдельный счет для своего дома и копить деньги там. Когда набежит энная сумма, по решению общего собрания можно будет провести какой-то вид капитального ремонта. Томиться в очереди 30 лет точно не придется.
Другое дело, что выйти из общего котла не так-то просто: вступить туда можно за три дня, а процедура расставания занимает два года. Прямо как в анекдоте: вход – рубль, а выход – два.
«СР» предлагает сократить этот процесс вдвое – до года. Убежден, что двенадцати месяцев вполне достаточно, чтобы все оформить документально. Это главный законопроект, над которым наша фракция сейчас работает, но неединственный.
Я сейчас готовлю проект закона, который позволил бы освободить от взносов за капремонт кооперативные дома.
– Их, насколько я знаю, жители всегда ремонтировали сами...
– В том-то и дело. Эти дома в советское время в просторечии звали «золотыми». Почему, не знаю, ведь люди фактически сами, за свой счет строили их, сами обслуживали последние 30-40 лет, в складчину ремонтировали, государство никак им не помогало.
Совсем недавно на мое имя пришло письмо из Балахны от жителя такой многоэтажки. Автор перечисляет, что за 30 с лишним лет существования дома жильцы поменяли все внутридомовые инженерные системы, отремонтировали кровлю, подвал, подъезды, заменили в них деревянные окна на пластиковые. Все за свой счет! А теперь им говорят: «Платите фонду, и через 30 лет будет вам ремонт». Где справедливость? И таких писем только у меня – десятки.
Я неоднократно поднимал эту проблему в Госдуме. В принципе, коллеги со мной согласны, но надо все хорошенько проработать юридически, грамотно сформулировать.
Планирую в первом квартале провести очередную встречу с членами и председателями дзержинских кооперативов, узнать их мнение по разным вопросам, обговорить все нюансы.
Принято к рассмотрению
– Анатолий Алексеевич, в прошлом году «СР» и КПРФ направили запросы в Конституционный суд РФ, в которых просят служителей Фемиды оценить саму конституционность взимания платы за капремонт в общий котел. Каков вердикт судей?
– Вердикта пока нет. Но в декабре КС принял дело к рассмотрению, то есть, как минимум, нам не отказали в рассмотрении.
Общий котел очень удобен для чиновников. Это ресурс, которым легко управлять, но такой принцип формирования фонда капремонта вызывает справедливое возмущение у плательщиков. Население, таким образом, фактически принуждают платить «за того парня», финансировать ремонт чужого имущества. Давайте смотреть правде в глаза: большинству людей придется ждать своей очереди лет 20-30. И будет ли к тому времени существовать этот фонд?
Чтобы лифт не упал…
– В конце января несколько депутатов фракции «СР» – среди них и вы – внесли в Госдуму законопроект, который должен навести порядок в лифтовом хозяйстве страны…
– Мы не могли не отреагировать на те трагедии, которые одна за другой произошли в России. Стали разбираться в причинах и пришли в ужас от того, в каком состоянии сейчас находится лифтовая отрасль. А ведь речь идет о безопасности людей…
Наша фракция предлагает внести изменения в статью 12-ю российского Жилищного кодекса, которая регулирует полномочия органов государственной власти в области жилищных отношений, обязать правительство установить требования к безопасности и эксплуатации лифтов на федеральном уровне. Они, эти требования, должны четко и недвусмысленно предписывать: обслуживать лифты могут только специализированные организации под жестким контролем жилинспекции и Ростехнадзора.
– Интересно, а кто их обслуживает сейчас?
– Да кто угодно. Дело пущено на самотек. В России фактически отсутствуют нормы, регламентирующие обязанности владельцев лифтов и обслуживающих компаний. Видимо, власть и здесь понадеялась на невидимую руку рынка. Сегодня мы пожинаем последствия этого либерализма.
Раньше лифты, которые совершенно справедливо считались опасными объектами, находились в ведении Ростехнадзора. Сотрудники организации контролировали проекты по их строительству, следили за тем, чтобы механизмы своевременно и качественно обслуживались. Кстати, этим занимались исключительно крупные спецорганизации, располагающие штатом квалифицированных сотрудников, часто – производители лифтового оборудования.
Около 10 лет назад было отменено лицензирование компаний, обслуживающих лифтовое оборудование. А в 2012 году лифты и вовсе были исключены из числа опасных объектов. Жесткие требования Ростехнадзора заменил регламент Таможенного союза с его довольно размытыми формулировками, которые к тому же носят рекомендательный характер.
– Ничего себе вольница!
– К слову сказать, Белоруссия и Казахстан нашли способ сохранить госконтроль за лифтовым хозяйством. Несмотря на новый регламент, союзники по нашему пути не пошли.
А что мы имеем в результате? За эксплуатацию лифтов теперь отвечают управляющие компании, которые зачастую доверяют обслуживание столь сложных и опасных устройств совершенно «левым» компаниям. Цель при выборе подрядчика нередко одна – экономия средств. Кто меньше запросит за свою работу, того и нанимают. Квалификация сотрудников и наличие необходимого оборудования у подрядчиков многих управленцев, судя по всему, не особо заботит. Если называть вещи своими именами, то фактически наша жизнь и безопасность зависят исключительно от порядочности руководства УК.
Наш законопроект предлагает вернуться к прежней практике. Думаю, что теперь, после гибели людей, порочность установившейся в последние годы практики стала для всех очевидной, тем более если учесть состояние, в котором находится российское лифтовое хозяйство.
– Да, многие лифты работают с советских времен…
– В целом по России 22% лифтов выработали свой ресурс и не поддаются даже технической диагностике, а в 22 регионах РФ эта цифра достигает 50%.
– Нижегородская область входит в число этих «счастливчиков»?
– К счастью, нет. Наш регион не относится ни к худшим, ни к лучшим – находится где-то в середине списка, но проблемы есть и в области, и в Дзержинске. Вопрос очень серьезный. Повторю: лифт – это объект повышенной опасности в жилом доме, и его содержание, эксплуатация должны быть четко регламентированы.
Наталья ПАНКРАТОВА.