Шаг к коммунальному порядку
В весеннюю сессию Госдума активнее прежнего решала проблемы российского ЖКХ.
Очередная парламентская сессия, длившаяся с 9 января по 14 июля, завершена. За эти полгода статус закона получили свыше 250 законопроектов. Среди них были резонансные вроде так называемого закона о праве на забвение. Но по своей значимости для миллионов простых жителей России, безусловно, важнейшим является закон №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в конце июня (6 июля он был опубликован и вступил в законную силу).
За сложным и мало что говорящим названием скрывается ряд существенных новаций.
Вообще, скептики до последнего момента не верили, что документу дадут-таки «зеленый свет», слишком велико было сопротивление монополистов.
По словам депутата Госдумы от Дзержинска, члена комитета по жилищной политике и ЖКХ, справедливоросса Анатолия Шеина, из законопроектов, рассматривавшихся профильным думкомом в этом созыве, ни один другой не вызвал столь ожесточенных споров и жесткого противодействия, даже законопроекты о капремонте и лицензировании УК. Давление удалось преодолеть лишь благодаря принципиальной позиции Минстроя России и лично его руководителя Михаила Меня, его замов.
В прошлых номерах «Репортера» мы коротко упомянули о некоторых новшествах, тогда еще только предполагаемых. Теперь, когда они стали нормой права, мы попросили депутата Анатолия ШЕИНА рассказать о них подробней.
Капремонт в кредит
– Закон носит комплексный характер, он направлен на решение наиболее актуальных жилищно-коммунальных проблем. В нем, например, много положений, направленных на совершенствование процесса организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Он вносит изменения в целый ряд уже действующих законов: в Жилищный, Градостроительный кодексы, в закон о фонде содействия реформированию ЖКХ, об энергосбережении и в другие, – пояснил наш собеседник.
– Анатолий Алексеевич, говорят, теперь появилась возможность проводить капремонт многоквартирных домов (МКД) в кредит. Это еще зачем?
– Да, в законе прописаны правовые основы проведения капитального ремонта МКД в кредит, вводится понятие отсрочки платы за капремонт. Это касается как регионального оператора, так и собственников, накапливающих средства на спецсчетах.
Прежде всего, кредитная система дает возможность не откладывать ремонт в долгий ящик, не ждать его годами.
Сегодня ответственность по его обязательствам регионального оператора возлагается на бюджет субъекта федерации. Но что делать, если взносов, собранных собственниками к установленному региональной программой сроку начала ремонта, недостаточно, а объем средств регионального бюджета ограничен? Или как быть, если собственники захотят принять самостоятельные, внепрограммные решения, запланируют работы, не предусмотренные планом или повышающие стоимость ремонта? Что делать, если собственники считают нужным провести ремонт раньше планового срока?
Очевидно, что в таком случае требуется дополнительный источник финансирования. А значит, может понабиться привлечение кредитной организации. Смысл нововведения прост: банк-партнер выдает региональному оператору кредит под будущие поступления взносов, и оператор делает капремонт во всех домах, которые на данный момент в этом нуждаются. Помимо этого, кредитная система защитит сбережения фонда капремонта от обесценивания из-за инфляции.
Кстати, при оплате капремонта МКД теперь предусмотрены компенсации для ветеранов труда, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, «чернобыльцев» и «семипалатинцев». Скидка составляет 50%.
– Многие граждане сетуют, что региональный оператор – это такой черный ящик, попробуй разберись, как и куда там расходуются средства. В общем котле концов не найдешь…
– Закон содержит положения, которые делают работу оператора более прозрачной и понятной. С 2017 года вступают в силу требования к определению в региональной программе планового периода проведения капремонта МКД по каждому виду работ, который определяется либо конкретным календарным годом, либо периодом, не превышающим трех лет.
Устанавливается порядок контроля, в том числе финансового, за его деятельностью, назначение руководителя допускается только на конкурсной основе, сформулированы требования к его квалификации. Также определен порядок предоставления отчетности регионального оператора, в частности, предусматривается ежеквартальное размещение отчета о размере средств, направленных на капремонт.
Кроме того, закон обязал подбирать подрядчиков для работ по капремонту через электронные торги – до этого подобные процедуры обычно были непубличными.
Протокол тоже документ
– Новый закон, насколько я понимаю, несколько упрощает проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – главного органа по его управлению.
Это назревшее решение, потому что организовывать такие «сходы», особенно в больших домах, крайне проблематично. В результате они проводились в большинстве случаев только на бумаге. Думаете, поправки изменят ситуацию?
– Они для того и приняты, чтобы изменить эту ситуацию. Правила организации общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действительно существенно скорректированы. В частности, отменена необходимость обязательного проведения очного собрания перед тем, как проводить заочное голосование. В новой редакции ЖК появилась новая форма проведения собраний – очно-заочная, которая призвана упростить процедуру.
Очно-заочная форма предусматривает составление активными гражданами проекта решения конкретной задачи и доведение этого до сведения других жильцов многоквартирного дома, которые заочно подписывают протоколы. То есть голосовать можно лично или посредством связи – почтовой, телеграфной, электронной или иной, определенной на общем собрании собственников. Это очень удобно для тех, кто не может прийти на собрание в назначенное время.
Собрание собственников теперь может наделить совет многоквартирного дома полномочиями «на принятие решений о текущем ремонте общего имущества». Безусловно, это повысит оперативность принятия таких решений, ведь не придется по каждому вопросу, например, касающемуся какого-то ремонта, собирать как минимум половину жителей.
Наконец-то управляющим организациям предоставили право инициировать проведение общего собрания, если появилась в этом необходимость. И теперь «управленцам» не нужно искать собственника, который бы формально предложил всем собраться.
Кроме того, УК также обязана провести собрание, если собственники, обладающие не менее 10% от общего числа голосов в доме, обращаются к ней с данным предложением. Срок на его выполнение – 45 дней. Но есть нюанс: в этом случае собственники должны принять решение о возмещении затрат управляющей организации из своего кармана.
– А так ли важна форма, если отсутствует содержание, ведь не секрет, что протоколы зачастую просто подделываются?
– Именно для того, чтобы искоренить такую практику, закон серьезно ужесточает требования к документированию. Копии решений и протокола общего собрания обязательно предоставляются его инициатором в управляющую организацию или правление специализированного кооператива не позднее, чем через 10 дней. Они в свою очередь обязаны в течение 5 дней направить копии документов в ГЖИ для хранения на три года.
Если собственники принимают решение сменить УК или форму управления домом, соответствующий протокол должен быть размещен и на сайте ГЖИ, чтобы жители могли проверить законность подписей.
А главное, протоколы получили статус официального документа, за их подделку предусмотрена полноценная уголовная ответственность. Думаю, вскоре количество манипуляций при решении вопросов, которые регламентируются именно общим собранием жильцов дома, значительно сократится. Во-первых, не было механизма привлечения к ответственности, во-вторых, все понимали: они зачастую вынуждены заниматься подлогом – собрать людей трудно, а вопросы решать надо.
Практика покажет
Мы уже рассказывали в нашей газете об одном из главных новшеств Федерального закона №176 – переводе платежа ОДН из разряда коммунальных в жилищные. Почему принято такое решение?
Ответ очевиден. «Слишком уж несправедлива сейчас процедура начисления платы за ОДН. Платеж стал для ресурсопоставляющих компаний удобной возможностью компенсировать все свои «небалансы» за счет жителей. Добросовестные потребители расплачиваются за все утечки, воровство, недосборы. Что мы получили в результате? Систему средневековой круговой поруки. Понятно, что сложившуюся практику нужно было менять», – пояснил Анатолий Алексеевич.
С 1 апреля 2016 года расходы на ОДН – за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), – будут включены в состав платы, берущейся за содержание жилого помещения (именно так будет называться жилищный платеж).
Это позволит ограничить размер платы нормативом, который должны утвердить субъекты Российской Федерации к 1 сентября 2015 года.
Такой подход позволит покончить со спорами о необоснованности размеров начислений, с постоянным колебанием цифр, позволит сделать процедуру абсолютно прозрачной и снизить бремя оплаты для добросовестных потребителей.
Однако пока неизвестно, каким он будет, этот норматив. «Как закон будет воплощаться в жизнь, покажет правоприменительная практика. Понятно, что многое здесь будет зависеть от региональных властей. Им очень важно провести кропотливую работу и установить адекватные нормативы, которые не приведут к повышению оплаты», – подытожил депутат Анатолий Шеин.
Правда, есть в законе и исключение. Услуги на ОДН останутся коммунальными для жильцов домов, находящихся в непосредственном управлении собственников. Причем если сейчас такая форма управления может быть избрана для домов, где не более 16 квартир, то с нового года планка будет повышена до 30 квартир.
Брак и обсчет караются рублем
В законе есть норма, предусматривающая штраф в отношении исполнителей услуг в пользу потребителей – за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также за нарушение порядка расчета.
За плохую услугу управляющие компании и ресурсоснабжающие организации должны будут вернуть потребителю 30% от внесенной платы, а за ошибки в счетах – 15% от неправильно начисленной суммы.
Поработали плодотворно
В течение весенней сессии в нижнюю палату парламента поступили 873 законопроекта, 639 из них были рассмотрены.
Шесть раз принятые Госдумой законы отклонялись Советом Федерации (например, закон об отмене обязательного согласия родителя-иностранца для получения российского гражданства проживающим за границей ребенком, одним из родителей которого является гражданин России). Президент РФ правом вето не воспользовался ни разу. Все стадии законодательного процесса (то есть стали законами) прошли 255 законопроектов. Авторство наибольшего числа законопроектов, внесенных в Госдуму, принадлежит самим депутатам –1644. На втором месте – законодательные органы субъектов федерации (904 законопроекта), на третьем – Правительство РФ (510 законопроектов).
Самые инициативные
«Справедливая Россия» подготовила для рассмотрения 150 законодательных инициатив. По их количеству на одного депутата фракция «СР» опередила всех.
Увы, далеко не всегда инициативы «СР» находят отклик у парламентского большинства. Тем не менее, пять эсеровских проектов были одобрены Госдумой, подписаны президентом и вступили в силу: закон о продлении сроков приватизации, поправки в закон об обращении лекарственных средств в части государственной регистрации предельных отпускных цен, установленных производителями, уточнение ограничений в распространении рекламы, а также важные поправки в российский УПК в части преюдиции (обязательности всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица). Последний закон поможет защитить невиновных и уберечь представителей правосудия от ошибки.
Еще 114 законопроектов «СР» находятся на рассмотрении, из них четыре одобрены в первом чтении, один – во втором и четыре – в трех чтениях.
Среди отклоненных законопроектов «СР», в частности, инициатива об установлении запрета на рекламу услуг, связанных с предоставлением потребительских кредитов или займов. Тем не менее, справедливороссы не намерены отступать. «В осеннюю сессию наша фракция будет вносить целый пакет законопроектов, направленных на ликвидацию потребительского кредитного рабства в нашей стране», – пообещал председатель партии, руководитель партийной фракции «СР» в Госдуме Сергей Миронов.
Наталья ПАНКРАТОВА.