Новые веяния Жилищного кодекса
Депутаты Госдумы приняли поправки, способные существенно изменить облик российского ЖКХ.
9 июня Госдума одобрила сразу во втором и третьем чтениях пакет из десятков поправок в Жилищный кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие сферу ЖКХ.
Судьба этого законопроекта, разработанного парламентариями по поручению президента для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и повышения платежной дисциплины, была очень непростой. Для его прохождения через Госдуму потребовалось без малого год. Его первое чтение состоялось еще в 2014 году, а последующие все откладывались, заинтересованные стороны все никак не могли договориться. Так что у многих экспертов зародилось сомнение в том, что документ вообще будет когда-либо принят.
Между тем изменения предлагались если не революционные, то, как минимум, очень существенные: введение штрафных санкций в отношении УК и ресурсоснабжающих организаций за ненадлежащую работу, введение новых форм голосования на общем собрании, фиксация платы за ОДН.
«Из законопроектов, рассматривавшихся нашим комитетом в этом созыве, ни один другой не вызвал столь ожесточенных споров и жесткого противодействия, даже законопроекты о капремонте и лицензировании УК, тоже очень важные, – признается депутат Госдумы от Дзержинска, член комитета по жилищной политике и ЖКХ, справедливоросс Анатолий Шеин. – Было много разногласий с энергетиками: им этот закон совершенно невыгоден.
Но благодаря принципиальной позиции Минстроя России и лично его руководителя Михаила Меня, его замов давление удалось преодолеть».
Так что же новый закон сулит нам, простым потребителям? Как будем рассчитываться за ОДН, сколько будут платить жильцы, не установившие счетчики в своих квартирах? Как будут проводиться общие собрания собственников? Эти и другие вопросы мы задаем сегодня Анатолию ШЕИНУ.
Практика покажет
– Анатолий Алексеевич, одно из главных новшеств закона – перевод платежа ОДН из разряда коммунальных в жилищные. Почему принято такое решение?
– Ответ очевиден. Слишком уж несправедлива сейчас процедура начисление платы за ОДН. Если говорить откровенно, этот платеж стал для ресурсопоставляющих компаний удобной возможностью компенсировать все свои «небалансы» за счет жителей. Для этого используется предельно простая формула: из показаний общедомового прибора учета вычитается сумма показаний внутриквартирных счетчиков и платежей по нормативу (для квартир без счетчика). Полученная цифра делится на всех в доме. Вот и получается, что добросовестные потребители расплачиваются за все утечки, воровство, недосборы. Они платят в буквальном смысле за себя и за того парня: за соседа-должника, соседа, «сматывающего» счетчик, за магазин в подвале, а иногда и за соседний дом, который по ошибке присоединен к чужим коммуникациям, – такой случай был в Дзержинске.
Человек получает астрономические счета, и если ситуацию с магазином и соседним домом как-то удается уладить, то с соседями по своему дому ему предлагают разбираться самостоятельно. Но какие у него для этого есть полномочия? И почему он должен этим заниматься?
Что мы получили в результате? Систему средневековой круговой поруки. Понятно, что сложившуюся практику нужно было менять.
– Насколько я понимаю, с будущего года за ОДН будем платить по твердому нормативу?
– Да, с 1 апреля 2016 года расходы на ОДН – за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), – будут включены в состав платы, берущейся за содержание жилого помещения (именно так будет называться жилищный платеж).
Это позволит ограничить размер платы нормативом, который должны утвердить субъекты Российской Федерации к 1 сентября 2015 года.
Такой подход позволит, наконец, покончить со спорами о необоснованности размеров начислений, с постоянным колебанием цифр, позволит сделать процедуру абсолютно прозрачной и снизить бремя оплаты для добросовестных потребителей.
– А нет ли опасения, что предложенная в законе схема – взимание по нормативу – породит новое недовольство, ведь еще неизвестно, каким он будет, этот норматив?
– Опасения есть, и не только у меня. Как закон будет воплощаться в жизнь, покажет правоприменительная практика. Понятно, что многое здесь будет зависеть от региональных властей. Им очень важно провести кропотливую работу и установить адекватные нормативы, которые не приведут к повышению оплаты.
Порядка будет больше
– Закон вводит новую очно-заочную форму собрания собственников помещений многоквартирных домов (МКД). Не приведет ли это к дальнейшему отстранению основной массы жителей от принятия важных решений, касающихся дома?
– Напротив, очно-заочная форма должна способствовать вовлечению жителей в решение общедомовых проблем. Она призвана упростить процедуру проведения общих собраний собственников, которая у нас очень сложна, что мешает самоорганизации людей и, как следствие, не позволяет эффективно обслуживать дом.
Очно-заочная форма предусматривает составление активными гражданами проекта решения конкретной задачи и доведение этого до сведения других жильцов многоквартирного дома, которые заочно подписывают протоколы. То есть голосовать можно лично или посредством связи: почтовой, телеграфной, электронной или иной, определенной на общем собрании собственников. Это очень удобно для тех, кто не может прийти на собрание в назначенное время.
Кстати, протокол общего собрания жильцов становится официальным документом, который подлежит хранению в органе Государственного жилищного надзора субъекта РФ. За его подделку предполагается уголовная ответственность по статье 327 УК РФ. Прежде подобные «художества», как правило, сходили с рук организаторам. Во-первых, не было механизма привлечения к ответственности, во-вторых, все понимали: они зачастую вынуждены заниматься подлогом – собрать людей трудно, а вопросы решать надо.
Нет счетчика – получи коэффициент
– Нелегко теперь придется тем жителям, которые так и не установили в квартирах счетчики при наличии технической возможности. Для них вводятся-таки повышающие коэффициенты, платить которые придется даже льготникам...
– Фракция «Справедливой России» и конкретно председатель нашего комитета по жилищной политике и ЖКХ, справедливоросс Галина Хованская выступили против такого нововведения. СР считает, что это решение приведет к незаконному обогащению ресурсоснабжающих организаций. Люди и так платят по завышенным нормативам. Причем речь-то, как правило, идет о малообеспеченных людях, которые просто не в состоянии оплатить установку счетчика. Как они будут оплачивать новые счета? Подобными решениями мы попросту будем увеличивать армию неплательщиков. К сожалению, думское большинство к этим доводам не прислушалось.
– Тем не менее, насколько я понимаю, эсерам во главе с Хованской удалось убедить коллег не принимать норму, предусматривающую значительное увеличение размеров пеней за долги.
– Увы, этот вопрос не снят с повестки дня, а только отложен до осени. Причем он будет обсуждаться в рамках другого законопроекта, за который отвечает думский комитет по энергетике. По мнению депутатов нашей фракции, это слишком жесткий подход к неплательщикам. За несвоевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предлагается установить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка с первого по 90-й день задолженности, а с 91-го дня задолженности – 1/170 ставки. То есть штраф составит 25% от суммы просроченного за год платежа.
Да, сегодня общая задолженность потребителей достигла одного триллиона рублей. Но далеко не каждая российская семья, которая вовремя не рассчиталась за воду и тепло, сможет выплатить такие пени. На заседании думского комитета по вопросам ЖКХ, состоявшегося незадолго до рассмотрения законопроекта на пленарном заседании, наша фракция раскритиковала это нововведение.
«Справедливая Россия» предлагает другой, более мягкий вариант: не брать пени в первые три месяца просрочки платежа. По нашему мнению, в данном случае жесткость только навредит – она усугубит долговую кабалу, в которую многие люди попали из-за бедности. Им нужно помогать, а не наказывать.
– А норма, предусматривающая штраф в отношении исполнителей услуг в пользу потребителей – за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также за нарушение порядка расчета, осталась в законе?
– Осталась. Штрафы, думаю, будут полезны. За плохую услугу управляющие компании и ресурсоснабжающие организации должны будут вернуть потребителю 30% от внесенной платы, а за ошибки в счетах – 15% от неправильно начисленной суммы.
Некоторые другие нововведения закона
Несколько расширяются полномочия как общего собрания собственников, так и совета многоквартирных домов (СМД) в тех домах, где нет ТСЖ. Собрание, например, может направить на капитальный ремонт доходы от передачи общего имущества в пользование, от ведения хозяйственной деятельности, а СМД может принимать решение о проведении текущего ремонта. Разрешено выплачивать вознаграждение председателю и членам совета.
Уточнен порядок составления планов капитального ремонта многоквартирных домов. В некоторых регионах эти планы составлялись на 25-30 лет вперед, но без указания четкого графика проведения работ. Нынешние законодательные поправки установили: плановый срок проведения капремонта отдельного дома ограничивается тремя годами, а в самих планах теперь следует указывать конкретные адреса домов, подлежащих ремонту.
Денежные средства собственников нельзя будет взыскать по обязательствам регионального оператора (в случае банкротства оператора). Вводятся льготы по уплате взносов для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, чернобыльцев, семипалатинцев, инвалидов, семей с детьми-инвалидами.
Уточнен порядок раскрытия информации управляющими организациями и дополнительные меры их ответственности. В случае получения двух административных наказаний (за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания) компания лишается всех домов, которые обслуживает. Внеплановые проверки УК в рамках лицензионного контроля могут осуществляться жилищной инспекцией без согласования с прокуратурой.
Наталья ПАНКРАТОВА.