На сегодняшний день у дзержинцев есть только одна возможность благоустроить свой двор – принять участие в программе «ФКГС».
Однако в последнее время местные чиновники и сотрудники УК жалуются: горожане не особо стремятся использовать свой шанс на преображение придомовой территории.
В этом году по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» («ФКГС») должно быть благоустроено 38 дворов. Цена вопроса – более 60 миллионов рублей. Глава города Иван Носков в своем телеграм-канале посетовал на то, что «по-прежнему немного проектов комплексного благоустройства с установкой детских или спортивных площадок, кортов, коробок для хоккея и т.д.»
Мэр призвал горожан подавать заявку на участие в программе, привлекать депутатов, управляющие компании.
«Главное, действуйте, проявляйте инициативу. Тогда все получится!» – обратился к горожанам градоначальник.
А сотрудники УК признают, что им приходится подталкивать жителей к участию в программе.
Не получается выполнить требования
Между тем на сегодняшний день участие в этом федеральном проекте – единственная возможность хоть как-то благоустроить свой двор. Почему же дзержинцы не горят желанием воспользоваться предоставленным шансом?
«Эта программа рассчитана на активных жителей, а у нас люди сидят и ждут, когда им кто-то что-то сделает, как во времена СССР, а они будут ходить и критиковать», – посетовал в разговоре с «Репортером» представитель местной власти.
С ним, однако, не согласны помощники депутатов, которые непосредственно взаимодействует с жителями, в том числе и по вопросам ФКГС, и с которыми нам удалось побеседовать.
«Да, нередко люди, услышав о ФКГС из СМИ, обращаются в управляющие компании или администрацию, будучи уверенными в том, что им надо только заявить о своем желании участвовать в проекте, а потом кто-то придет и все сделает. Но я все же не стала бы говорить о том, что горожане не хотят проявлять активность. У них зачастую просто не получается выполнить все те требования, которые предусмотрены федеральным законодательством. Дело в том, что большую часть подготовительных работ должны провести сами люди, а это долгий процесс: от его начала до завершения может пройти и год, и даже два», – рассуждает одна из наших собеседниц.
Сразу же возникают разногласия
Перво-наперво, что должны сделать жители дома, претендующего на благоустройство придомовой территории, – создать инициативную группу, хотя бы из нескольких человек. «Нужно получить принципиальное согласие собственников на организацию работы во дворе. Для этого должно быть проведено общее собрание. Собрать необходимое количество собственников в одном месте и в одно время практически невозможно, значит, необходимо проводить очно-заочное голосование, то есть ходить и собирать подписи по квартирам, – рассказывает помощник депутата. – Как минимум должен найтись человек, который готов взвалить на себя эту непростую обязанность. И желательно, чтобы этот человек умел общаться с людьми, убеждать их, потому что соседи бывают разные».
Если же речь идет не просто об асфальтировке, замене урн и лавочек, а о расширенном перечне благоустройства, то собственникам предстоит определиться: а что же они хотят видеть в своем дворе?
«Сразу же возникают разногласия и споры: кому-то нужна детская площадка, кому-то спортивная, кому-то парковка, а кому-то не нужно ни то, ни другое. Дело в том, что расширенный перечень благоустройства предполагает софинансирование со стороны граждан – 20%. Средства списываются со счета дома, со статьи «Содержание жилого помещения», и всегда будут люди, считающие, что на эти деньги лучше что-то отремонтировать в доме. Немало инициаторов бросают начатое вот на этом первоначальном этапе, когда дело еще не дошло ни до планировки, ни до сметы», – продолжает наша собеседница.
«Представляете, какая волокита»
Но даже если голосование завершилось успешно, собственники определились, что им нужно, это вовсе не значит, что сложности осталось позади.
«Нередко возникает ситуация, когда стоимость благоустройства значительно превышает ту сумму, которая за год собирается на счете дома. Приходится переделывать проект, что-то урезать или определяться, что делать в первую очередь, а что во вторую. В любом случае каждое такое изменение жители должны принимать на общем собрании собственников. Представляете, какая волокита!» – не скрывает эмоций помощник депутата.
«По сравнению с предыдущими годами стало намного хлопотнее: надо собрать множество бумаг. Активный человек с утра до ночи должен ходить, собирать подписи, с кем-то договариваться. Люди помучаются и плюют, говорят: «Пусть уж лучше все остается как есть, – подтверждает слова коллеги помощник другого думца. – Когда реализация этой программы только начиналась, было проще. Подавалась заявка, депутат делал проект, или жители обращались в какое-нибудь архитектурное бюро. Смету, хоть и с неохотой, делало МБУ «Город». И этого было достаточно. А потом началось... Чтобы получить это софинансирование, людям надо несколько кругов ада пройти. Слишком все забюрократизировано».
Площадки раздора
Причем беготня и волокита на подготовительном этапе сменяются непониманием и возмущением на этапе окончательном. Построенные площадки надо содержать, причем самим жильцам, вернее, это будет делать УК за их счет. А пользоваться ими по-прежнему смогут все.
«У нас одна такая детская площадка расположена неподалеку от школы. Естественно, школьники после уроков ей активно пользуются, и так каждый будний день. Жители ругаются, но что они могут сделать?» – рассказывает помощник депутата.
«Стоимость детской площадки может доходить до миллиона рублей. Жители того или иного дома профинансировали 20% этой суммы, взяли на себя ее содержание. А на нее начали ходить дети из десятка соседних домов. Естественно, площадка изнашивается в десять раз быстрее, а платить за содержание будут только жители одного дома. Это нормально? Нет. Поэтому недовольство людей вполне объяснимо. Возможно, софинансирование действительно сделает горожан более бережливыми в отношении дворового имущества, однако оно будет порождать конфликты и точно не будет способствовать добрососедским отношениям, – высказывает мнение в разговоре с «Репортером» один из местных депутатов. – Придется ставить у каждого дома маленькую качалку – целую площадку не каждый дом может потянуть – два шлагбаума и электронные ключи», – иронизирует народный избранник.
Маленьким здесь не место
Вообще, об издержках программы «ФКГС» можно писать долго. В городе предостаточно маленьких двух-, трехэтажных домов, жители которых финансово просто не в состоянии потянуть комплексное благоустройство, ведь чем меньше квартир, тем меньше средств на счете.
Кроме комплексного благоустройства есть еще минимальная программа благоустройства (она предполагает, как правило, только асфальтировку и не требует софинансирования со стороны жителей). И здесь ситуация обратная. Тем, кто желает поучаствовать в «минималке», порой слишком долго приходится ждать своей очереди.
«На нашем округе есть два дома, которые давно собрали подписи, но два года не попадают в эту программу», – подтверждает помощник депутата.
«Эта программа далека от совершенства, но если ее отменят, то я вообще не знаю, как мы дворы будем благоустраивать, – разводит руками местный думец. – Никаких других вариантов сегодня не существует. Знаете, на моем округе есть дом, рядом с ним широченная яма вместо асфальта. Я хотел было заасфальтировать ее за счет депутатского резерва поддержки территорий. Не разрешили, сказали: «Эта придомовая территория, пусть жители решают проблему с помощью программы «ФКГС». А жители против. Это место – проезд к магазину, там постоянно ездят и паркуются совершенно посторонние люди. Вообще, не понятно, по какому принципу у нас тот или иной земельный участок закрепляется за домом».
Это кажется маразмом
Главный вопрос, который напрашивается в этой ситуации: почему мы, налогоплательщики, ежемесячно отчисляющие энную сумму заработанных средств в бюджеты разных уровней, должны из кожи вон лезть, чтобы получить самые элементарные удобства?
«Это действительно кажется маразмом, потому что у нас априори должны быть благоустроенные дворы, – рассуждает помощник депутата. – На мой взгляд, руководство города делает ставку на федеральный проект «ФКГС», потому что в муниципальном бюджете на дворы нет средств. (Впрочем, на сомнительные затеи вроде строительства вейк-парка на Святом озере у администрации деньги находятся. – Прим. ред.)
Что касается самой программы, то совсем без волокиты, наверное, обойтись невозможно. Я понимаю логику законодателей, ведь всегда найдутся люди, которые будут против, которые скажут: «А мы хотели посадить кустарник не в этом углу, а в другом». Они будут писать жалобы на подрядчиков, кидаться под колеса трактора в знак протеста. И они имеют право возмущаться: это же территория их дома. Люди, принимавшие программу, видимо, хотели избежать таких скандалов, заручившись мнением большинства. Но получился маразм. Программу, безусловно, надо дорабатывать, в частности, придумать какой-то упрощенный вариант получения согласия жителей».
С тем, что программа нуждается в корректировке, согласен и наш собеседник из числа депутатов Гордумы.
«Ставить детские и спортивные площадки у конкретного дома – порочная практика, порождающая конфликты. Они, как и раньше, должны стоять в центре двора. То есть в софинансировании должен участвовать не один дом, а несколько, хотя договориться с жителями сразу нескольких домов сложнее технически. Но сейчас федеральное законодательство упорно требует свой проект благоустройства и свою смету для каждого конкретного дома», – объясняет народный избранник.
От себя хочется добавить, что федеральная программа в данном случае не панацея. За город, в том числе и за дворы, в первую очередь отвечает муниципальная власть. И то, что у нас нет никакой муниципальной программы дворового благоустройства, как минимум странно. Возможно, где-то в центре дворов еще есть муниципальная земля, где без проблем можно установить детские и спортивные площадки, общие для всех жителей.
Местная администрация в последние годы упорно занимается благоустройством каких-то знаковых территорий (видимо, потому что они на виду у большинства горожан). Проблема в том, что все эти территории уже давно сформированы. Типичный пример – Свадебная площадь.
И кажется, городские чиновники совершенно забыли о том, что в Дзержинске, вдали от городского центра, есть множество мест, которые находятся в неприглядном состоянии и которые действительно остро нуждаются в благоустройстве.
2024 год последний? Между тем в СМИ появилась информация со ссылкой на анонимные источники в российском правительстве о том, что проект «Формирование комфортной городской среды» после 2024 года прекратит свое существование. Причина – необходимость сократить расходы в условиях растущего дефицита российского бюджета. Решение якобы было озвучено на одном из недавних совещаний под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, хотя еще в начале 2023 года сенаторы верхней палаты Федерального собрания поддержали продление проекта до конца 2030 года.
Наталья ПАНКРАТОВА.