«Чтобы привести в порядок дворы, нужен план»
Комплексное благоустройство дворовых территорий в Дзержинске с треском провалилось. Причины бесславного финала: нежелание жителей участвовать в софинансировании, организационная неразбериха и самоустранение чиновников.
В начале года городская администрация торжественно объявила: в 2019 году более 50 дзержинских дворов ждет благоустройство – в рамках приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС). Причем в шести дворах преобразование должно было быть комплексным, соответствующим «современным урбанистическим нормам»: с парковками, игровыми и спортивными площадками, зонами отдыха. Конечный список этих благ предстояло утвердить самим жителям. На сегодняшний момент можно констатировать: комплексное благоустройство не состоялось ни в одном из шести дворов.
Доставайте кошельки
Эта программа отличалась от предыдущих тем, что предполагала софинансирование со стороны жителей: они должны были оплатить минимум 20% от затраченной на благоустройство суммы. Более того, дальнейшее содержание благоустроенного двора тоже ложилось на плечи его обитателей. Далеко не все дзержинцы были готовы к такой постановке вопроса. «Жители приняли решение о том, что они не будут деньги сдавать», – объяснил Владимир Лотиди, помощник депутата от 22-го избирательного округа Александра Терентьева. По предварительным расчетам, с каждой квартиры двора требовалось собрать около шести тысяч рублей. «Это не наша прихоть и не наше желание. Это федеральное законодательство, – уточнил наш собеседник. – Задумка была великолепная, были подобраны великолепные места – большие дворовые территории, где можно разместить много объектов социального назначения. Но все кануло в Лету».
Кстати, заплатить за жителей могли управляющие компании (разумеется, с возвратом из жилищного тарифа), но, по нашей информации, не всегда шли на это: отказывали тем домам, за которыми числился долг.
Не только деньги
Впрочем, не только финансовый вопрос стал камнем преткновения в реализации программы. Складывается впечатление, что исполнительная власть города потеряла к ней интерес, едва успев анонсировать. Со всеми вытекающими из этого последствиями. «Сейчас тот случай, когда это (комплексное благоустройство. – Прим. ред.) можно сделать: есть желание и есть, что немаловажно, финансирование. Осталось приложить управленческое умение, инженерное решение и запустить процесс, – говорил тогдашний директор департамента благоустройства и дорожного хозяйства Петр Лунин в начале февраля одному из дзержинских СМИ. – Мы выбрали шесть дворов. Основные усилия сконцентрируем на разработке дизайн-проектов, рабочей документации. Работа предстоит огромная».
На практике же «огромная работа» предстояла вовсе не чиновникам. Да, формально ФКГС подразумевает инициативу снизу. Но требовать самоорганизации от жителей огромного двора, объединяющего несколько многоэтажек (речь порой шла о пяти – семи домах), – утопия. С руководителями многих управляющих компаний, которых можно было бы централизованно подключить к решению большинства «протокольных» вопросов, у администрации, говорят, сложились натянутые отношения. В итоге крутиться пришлось прежде всего помощникам депутатов.
«Надо было, кроме всего прочего, поставить дома на кадастровый учет: провести собрание, собрать подписи. Потом узнать, нужна ли жителям, например, асфальтировка, потом отдельно заручиться согласием на софинансирование – на то, что с них будут брать деньги за это», – рассказывает Наталия Суркова, помощник депутата Виктора Романова. (Речь шла о дворе из семи домов. – Прим. ред.) «Надо было обговорить с жителями все нюансы, собрать согласие двух третей собственников, собрать деньги, перечислить их на счет. Кто-то хочет, кто-то нет. Я понял, что это путь в никуда, – опять дополнительные расходы – на пенсионеров», – вторит ей Сергей Булаткин, помощник депутата Бориса Пухова.
И это при всем при том, что полномочий у помощников депутатов – кот наплакал. «У нас нет законных оснований на проведение подобной работы, – жаловалась «Репортеру» помощница депутата, пожелавшая остаться неизвестной, еще в конце февраля. – Согласно ЖК РФ, инициировать собрания могут либо сами жильцы, либо управляющие компании. Помощники депутата могут действовать лишь на основании доверенности от инициатора, коим является администрация».
Непродуманная организация еще больше обострила и без того болезненный «финансовый вопрос». Поначалу с людей, по сути, требовали деньги за «кота в мешке». «Мы собрали представителей домов, записали их пожелания. Но нас попросили собрать подписи: подтвердить, что все жители согласны. А что подтверждать, если проекта нет? Подписаться под неизвестно чем и платить потом за содержание, – рассуждает Сергей Булаткин. – Когда предварительный проект все же был сделан, часть жителей не согласилась с ним. В итоге дело заглохло».
Деньги улетели на «Утиное озеро»
Впрочем, некоторым депутатам и их представителям удалось успешно пройти этот тернистый путь согласований и даже заручиться согласием жителей на софинансирование. Но в итоге никакого комплексного благоустройства не дождались и они. «Все, что от нас зависело, мы сделали. Все протоколы, все решения были переданы в администрацию, – сообщила нам по телефону помощница депутата Юрия Шахунца Марина Усачева. – Нам было обещано, что в течение месяца сделают план, вывесят его перед домами, чтобы жители его утвердили. Но пока тишина. Я так поняла, что нет финансирования. Ждут денег». Похожая ситуация сложилась и на округе депутата Михаила Орлова.
Между тем, по нашей информации, средства, предназначенные на комплексное благоустройство дворов, уже переброшены на обустройство «Утиного озера». Так что, думается, жителям рассчитывать особо не на что. По крайней мере, в этом году.
Нужен план!
Для чего нужно было городить весь этот огород, не понимает никто. Самое интересное, что буквально в позапрошлом году в городе был проведен очень успешный проект по благоустройству – «Лучший двор». «От депутатов требовались только проекты. В итоге получились очень красивые дворы», – вспоминают наши собеседники.
А еще, по их мнению, для того, чтобы привести в порядок дворовые территории, нужен городской план. «Соберите заявки с депутатов, составьте смету и график. Мы, по крайней мере, будем знать, какой двор, в каком году будет ремонтироваться. Так работали при социализме, такая программа действовала в городе с 2007 по 2011 год. Потихоньку заасфальтировали все дворы».
Будет ли в следующем году проводиться комплексное благоустройство дворовых территорий – вопрос открытый. Складывается впечатление, что чиновники заинтересуются им только в том случае, если всю организационную работу возьмут на себя сами горожане. Но пока слабо верится в то, что жители согласятся за собственный счет ставить земельные участки на кадастровый учет и нести расходы по их содержанию. И это помимо 20-процентного софинансирования...
Наталья ПАНКРАТОВА.