Юрий Салов: Надо прекратить реализовывать все крупные социальные проекты, пока не восстановим финансовую независимость Дзержинска
Председатель городской организации ветеранов Афганистана и СВО Юрий САЛОВ – о том, почему, на его взгляд, городу необходимо на время «заморозить» реализацию крупных социальных проектов.
Вспоминаются к случаю публичные высказывания бывшего главы администрации И.Н. Носкова о мощном наполнении городского бюджета финансами, о больших проектах и много еще о чем… И награды его за такую деятельность тоже вспомнились…
Вот и решилась наша организация (городская организация ветеранов Афганистана и СВО. – Прим. ред.), учитывая успешную финансовую деятельность городской администрации, обратиться в городскую Думу с предложением создать муниципальную программу, направленную на улучшение ситуации в местном здравоохранении. Не секрет, что в поликлиниках критически не хватает как врачей, так и медперсонала. Бегут…
Что же предложила городская организация ветеранов Афганистана и СВО нашим депутатам включить в программу:
– ежемесячные доплаты медицинским работникам в зависимости от должности (за исключением частных клиник);
– целевое финансирование обучения на договорных условиях необходимых городу специалистов;
– обеспечение служебным жильем вновь приехавших специалистов;
– погашение части затрат по оплате услуг ЖКХ проживающим ныне в городе и т.д.
Одновременно нами было предложено прекратить разработку и финансирование из городского бюджета новых крупных социальных проектов, а на несколько лет сосредоточиться на решении социальных проблем города. В настоящее время их у нас две – это транспорт и медицина.
И если в муниципальном транспорте хоть что-то двигается в позитивном направлении, то в области медицины ситуация ухудшается систематически.
23 октября на заседании комитета под руководством А.Г. Терентьева наше предложение было рассмотрено. Результат – отказать. Отказали нам на основании 131-го Федерального закона о разделении полномочий на федеральные, региональные и местные. В списке обязательных к решению на местном уровне задач вопросов медицины не оказалось. А на нет – суда нет, как говорится.
Но это по их, депутатскому, пониманию, такое решение может иметь право на существование. Мы же не депутаты. И на полученном «отлупе» в Думе не остановились.
Нас насторожило то, что юридическая служба городской Думы акцент сделала именно на перечне обязательных к исполнению полномочий. Но ведь есть же и необязательные. Кто (или что) мешает городу выделить некую сумму средств из городского бюджета добровольно и самостоятельно, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию в здравоохранении?
И вот тут я предварительно сделаю сознательный реверанс в сторону и.о. главы города М.П. Клинкова. Потому что его ответ на наши предложения был качественно выше думского: емким, содержательным и все объясняющим.
Оказывается, наш город уже который год подряд является дотационным! То есть нам не хватает собственных средств на исполнение обязательных полномочий. Это было и в этом году, это уже определено и на будущий год. Кому интересно – поищите в правовых системах Приказы Министерства финансов Нижегородской области от 20.07.23 №158 и от 21.08.24 №198 «Об отнесении муниципальных образований Нижегородской области к группам в зависимости от доли дотаций».
Все крупные проекты в Дзержинске реализуются на федеральные или областные средства. Правда, бремя содержания построенных объектов ложится на плечи городского бюджета. При этом Дзержинск является дотационным: муниципалитету не хватает собственных средств на исполнение обязательных полномочий. Именно поэтому город не имеет права осуществлять какие-либо еще полномочия, кроме обязательных, определенных 131-м федеральным законом. Иными словами муниципалитет не имеет права выделять средства на городские программы, которые помогли бы решить, к примеру, проблему дефицита кадров в сфере здравоохранения.
Согласно этим приказам, мы входим во второй список и на «почетном» 34-м месте, уступая Выксе, Балахне, Городцу и т.д. А в этот список входят муниципалитеты, доля дотаций в бюджеты которых более 20 процентов. То есть как минимум пятую часть наших бюджетных средств составляют дотации – вливания из областного (или федерального) бюджетов.
И вот именно поэтому мы не имеем права осуществлять какие-либо еще полномочия, кроме обязательных, определенных 131-м законом. Это требование определено уже Бюджетным кодексом.
Была бы наша дотационная составляющая менее пяти процентов, как, например, в Кстово, то мы бы могли себе позволить некие позитивные шаги в сторону здравоохранения. Но при нынешнем состоянии городского бюджета никоим образом. Вот такое наследство досталось нам от предыдущего городского управленца…
И если бы это было все. Вспомним, какие масштабные проекты были осуществлены при Носкове. Парк «Утиное озеро» – деньги на этот проект поступили, если память не изменяет, из федерального бюджета. Но сам объект после его завершения остается на балансе города – соответственно, именно на городской бюджет ложится нагрузка по его содержанию.
Далее – пресловутый вейк-парк на озере Святом. Мало того, что работы проведены с большими нарушениями экологического законодательства. Теперь этот объект передан на баланс муниципального учреждения «Город спорта». То есть вновь вся нагрузка по содержанию этого объекта кладется на городской бюджет.
Возводимый в настоящее время парк в районе улицы Молодежной. Не буду строить догадки, на чьи средства его создают. Но содержать-то его нам вновь придется за свой собственный счет. И так далее…
То есть потенциально дотационная составляющая для городского бюджета будет только увеличиваться.
Вот почему мы и предлагали прекратить реализовывать все крупные социальные проекты, пока не восстановим финансовую независимость города. Но нет, депутатам этого не надо. И перспективы для Дзержинска не радужные… Или я не прав?!