Выйти в ноль
Муниципальный транспорт на распутье.
Глава администрации города Виктор Нестеров поручил руководителю МУП «Экспресс» Юрию Шахунцу представить график вывода предприятия «из зоны убыточности». Что сразу вызвало массу кривотолков на тему «Способно ли муниципальное транспортное предприятие приносить прибыль по определению?».
Почему не оптимизировали раньше?
В большинстве стран мира муниципальный транспорт убыточен. Хотя бы потому, что выполняет социальные функции, имеет не самую оптимальную (в отличие от частных перевозчиков) систему налогообложения.
Цены на электричество и топливо растут в стране ежегодно. Одновременно на 6-7 процентов в год уменьшается пассажиропоток в общественном транспорте. Дзержинцы сейчас гораздо чаще, чем в советское время, пользуются услугами такси. Либо вовсе покупают собственное авто, отказываясь от услуг автобуса и троллейбуса. В итоге расходы муниципального транспортного предприятия из года в год растут, а доходы от продажи билетов и проездных, к сожалению, сокращаются. В то же время денег на дотации в городском бюджете сегодня – кот наплакал. Вот и возникает время от времени идея взять и сделать МУП «Экспресс» прибыльным. Или хотя бы, как говорят предприниматели, найти для предприятия возможность «выйти в ноль».
Два месяца назад муниципальные автобусы в Дзержинске были переведены с бензина на газомоторное топливо. Текущие расходы мгновенно сократились на треть. Это, безусловно, шаг в правильном направлении. Почему очевидный шаг не был сделан раньше – загадка. Как не предпринимались и еще несколько напрашивающихся решений по сокращению расходов.
Подвинут ли частников?
Оптимизм Виктора Нестерова основывается на положительном опыте аналогичных МУПов в Павловском и Борском районах, где не только «вышли в ноль», но и смогли обеспечить ранее недостижимую доходность муниципального транспорта.
Так, если покупать электрическую энергию напрямую на федеральном оптовом рынке, вполне реально снизить ее стоимость на треть. Другое дело, что в передовых районах области не существует электротранспорта, тянущего дзержинский МУП на дно. Поэтому если решать проблему кардинально, возможно, вскоре зайдет речь о том, чтобы разделить единый МУП «Экспресс» на автобусников и троллейбусников. Хотя лучше все-таки попытаться обойтись без болезненного раскола единого МУПа.
Некоторые доходные городские маршруты сегодня по факту эксплуатируют частные перевозчики, объективно отбирающие хлеб у «на все согласных» муниципалов. Справедливости ради следует сказать, что частники заслужили это право. В 90-е годы, когда муниципальный транспорт в Дзержинске вообще практически перестал существовать, они смогли спасти город от транспортного коллапса. Неужели наступают времена, когда частный извоз вежливо попросят отдать муниципалам лучшие куски рынка пассажирских перевозок?
Думаю, что до глобального передела рынка все же не дойдет. По крайней мере – пока. Речь может идти о выходе на линию частных автобусов в утренние часы на помощь муниципалам. Или о том, чтобы в часы пик юркие маршрутки не забирали основную массу «денежных» пассажиров у троллейбусов.
Виктор Нестеров, насколько я понял, склонен идти по пути компромисса. Дескать, с частниками нужно договариваться. Глава МУП «Экспресс» Юрий Шахунц в свою очередь убежден, что без жесткой политической воли городского руководства в данном вопросе «выйти в ноль» муниципальному транспорту не удастся. Кто в итоге окажется прав – покажет время.
Сергей АНИСИМОВ.