Городская Дума утвердила новые правила оформления фасадов зданий и сооружений
Это сделано ради повышения визуальной привлекательности и сохранения сложившегося архитектурного облика Дзержинска.
Стилевое единство
Изменения в Правила благоустройства и санитарного содержания города предусмотрены новой редакцией статьи 18 этого нормативного акта. Ранее статья касалась оформления и оборудования зданий и сооружений. Теперь же ее положения регламентируют и внешний вид фасадов жилых домов и учреждений.
Так, впредь городские строения должны выдерживаться в стилевом единстве с архитектурно-художественным образом города. При проведении реставрации, ремонта и окраски фасадов зданий или их элементов Правила требуют ориентироваться на колерный паспорт здания. Указанному там цветовому решению должны соответствовать также оконные переплеты и дверные проемы, а кабельные каналы электропроводов, сетей технического и инженерного оборудования должны быть декорированы в цвет фасада здания.
Для домов, расположенных в историческом центре, установлены особые требования. Их окраску нужно будет проводить с учетом архитектурно-художественной концепции, отражающей общее цветовое решение застройки улиц и территорий. Саму же концепцию разработает и утвердит администрация города.
Без всяких излишеств
Регламентирующие нормы коснулись также размещения рекламных конструкций, блоков кондиционеров и антенн на фасадах домов. Так, для установки рекламы, согласно Правилам, могут использоваться только глухие боковые фасады многоквартирных домов, предельное число конструкций – четыре единицы.
Кондиционеры и антенны на зданиях вдоль магистральных улиц городского значения или в исторической части Правила требуют устанавливать в рамках единой системы размещения. Иначе говоря, не прямо на фасаде, а в простенках между окнами (не нарушая горизонтальных и вертикальных осей здания), а также используя маскирующие решетки, раскрашенные в единый с домом цвет.
На собственников зданий документ налагает обязанность содержать объекты в исправном состоянии, в том числе контролировать состояние фасадов и их элементов, очищать и промывать их, проводить ремонт.
Авторитетные мнения
Мы попросили известных в Дзержинске людей прокомментировать изменения в Правила благоустройства и санитарного содержания города.
Юрий Шахунц, председатель комитета городской Думы по строительству, архитектуре и землепользованию:
– Дзержинск имеет красивую планировку, интересные архитектурные решения как в центре, так и в новых районах. Горожанам есть чем гордиться. Однако восприятие города в целом его жителями и гостями во многом зависит от состояния фасадов зданий. Например, проблему засилья рекламы на улицах и на зданиях города депутаты нашего комитета обсуждали не единожды. Теперь ее можно размещать лишь на глухих фасадах, а на главных – нежелательно. И все это должно происходить по согласованию с жителями дома и с управляющими компаниями. Важно, чтобы реклама приносила прибыль дому, шла на компенсацию общедомовой платы за жилищно-коммунальные услуги.
Наличие кондиционеров на фасадах значимых для города зданий не прибавляет привлекательности внешнему облику Дзержинска. Однако, по большому счету, и без них не обойтись. Наличие этих приборов, по моему мнению, надо принять как неотъемлемую часть зданий. Иначе людям задохнуться что ли? Поэтому в ряде случаев более приемлемым представляется вариант с маскирующими решетками.
В целом же принятый документ – это нужный шаг для наведения порядка в отношении цветового решения городских улиц, размещения на зданиях рекламы. Теперь дело за претворением его в жизнь.
Станислав Шальнов, журналист и краевед:
– Стремление придать нашему городу единое архитектурное оформление присутствовало в разные годы. Так, с конца 1960-х и до начала 1990-х, когда главным архитектором Дзержинска был Евгений Александрович Синявский, работала специальная группа оформителей внешнего вида зданий, в том числе и фасадов. В тот период безликость единообразных серых зданий старались нивелировать украшением фасадов замечательными мозаиками. Для этого были приглашены талантливые художники. И они под руководством Синявского разрабатывали совместную концепцию украшения зданий какими-то декоративными элементами. Эти мозаики сохранены в Дзержинске на фасадах бывшего магазина «Детский мир» (ныне ТЦ «Эдем»), на Доме книги, внутри интерьера автовокзала, на здании Политехнического института.
Также Сергей Иванович Чернюк, сменивший Синявского, в бытность главным архитектором Дзержинска большое внимание уделял единству архитектурного облика города. Тогда даже вопрос не вставал, что кто-то что-то нарушит. Все делалось в едином ключе, только с разрешения главного архитектора.
А при Вадиме Васильевиче Воронкове, бывшем главным архитектором Дзержинска на рубеже 1950-1960-х годов, торцевые стороны многоэтажек также украшали такими сграффито, как, например, с изображение Менделеева на торце одного из домов по ул. Терешковой. Их в то время тоже было много, таких панно.
Что касается окраски фасадов зданий, она производилась только в историческом центре. В более молодых микрорайонах ни кирпичные, ни панельные дома не украшались никак. В советское время с архитектурным обликом города стало еще хуже, когда пошла мода на застекление балконов. Тогда люди стали это делать в своих квартирах – кто во что горазд. Естественно, вскоре вставал вопрос о том, чтобы привести все это в единый стиль. Но ни в 1990-е, ни в 2000-е годы это властями не было поддержано. Такая практика балконного остекления, конечно, серьезно испортила внешний вид фасадов.
Сейчас, если посмотреть на рекламные вывески на фасадах магазинов и других учреждений, они настолько разношерстные, что в глазах рябит. Безвкусицы очень много. Безусловно, упорядочение рекламы нужно, чтобы она была в каком-то едином стиле. Было бы хорошо, если б это удалось сделать.
Между тем, множество жилых домов, которые сейчас строятся, выполнены, на мой взгляд, с использованием интересных архитектурных решений, качественно отделаны. Новые высотки, которые появляются, смотрятся очень хорошо, разнообразят унылый вид массивов окружающих их серых многоэтажек.
Алексей Сенин, депутат городской Думы:
– Решение о том, чтобы реставрировать дома в историческом центре с учетом общего цветового оформления застройки улиц и территорий – действительно правильное и своевременное. Но все это может стать бессмысленным, если с наших центральных магистралей не убрать незаконную рекламу. Эта яркая безвкусица уродует внешний облик нашего города, и я только за то, чтобы подобное безобразие поснимать с фасадов домов. Нужно, чтобы красиво было.
Что же касается ограничений относительно размещения кондиционеров, могу сказать только одно: это оборудование – удобство для жителей, гарантированное законом. У нас тут что, исторический европейский город, которому 500 лет? Нет, Дзержинск – город молодой, и его жители должны пользоваться всеми благами современной цивилизации. Может быть, для исторической части Санкт-Петербурга серьезные меры по скрытию из вида кондиционеров и будут актуальными, а в Дзержинске – я сильно сомневаюсь.
На мой взгляд, здесь важнее другие задачи. Например, сносить большое количество торговых центров и непонятных строений, которые уродуют архитектурный облик нашего города несравненно больше любых кондиционеров.
«Будем придерживаться классической цветовой гаммы»
Главный архитектор Дзержинска Илья Соколов рассказал «Репортеру» о нюансах архитектурной концепции исторической части города.
– С вашей точки зрения, какие акценты необходимо сделать при разработке концепции?
– Мы уже обсудили с городским отделом охраны объектов культурного наследия (ООКН) всю концепцию в целом. Работа масштабная, но мы справимся. Будем придерживаться классической цветовой схемы.
Техническая работа по изготовлению компьютерной модели полностью ложится на отдел ООКН, но я буду курировать проект на всех его стадиях.
Обязательно надо обратить внимание на качество проработки деталей, ничего не упустить. Каждый дом в Дзержинске является «мазком краски», который и составляет общую картину нашего города.
– На чем должна основываться общая цветовая гамма, например, улицы или квартала?
– Цветовая схема положит свое начало из центра города, с площади Дзержинского. Цвета фасадов на площади зададут тон улицам, которые расходятся лучами от нее. Затем уже внимательно изучим остальную сеть улиц.
Как я уже сказал, мы будем придерживаться классической окраски зданий, но в некоторых случаях деликатно применять и новые решения. Понятно, что классика, проверенная временем, привычна и не вызывает отчуждения. Ведь зачастую все новое вызывает у людей противоречивые чувства.
Но, тем не менее, мы не исключаем современного подхода к разработке цветового кода города. Например, использование художественных идей на «скучных» фасадах. Опыт использования подобных вещей широко используется в мире, в России и даже в Нижегородской области.
– Сможет ли теперь предприниматель, чей магазин располагается на первом этаже дома, оформить входную группу в фирменной цветовой гамме? Или ему придется красить фасад всего дома?
– Первоначальная наша цель – создать общий вид улиц и определить цветовую гамму для каждого здания. Затем будем разрабатывать процедуру согласования входных групп для предпринимателей. В идеале предприниматель должен благоустраивать не только границы своего помещения, но и здание в целом. С моей точки зрения, необходимо привить предпринимателям культуру, повысив степень их ответственности. Согласитесь, что здание смотрится целостно, когда каждая входная группа оформлена в едином стиле, идеально подходящем к фасаду дома, в котором находится.
– Если говорить о новой застройке, на основании чего будет определяться архитектурное и колористическое решение зданий?
– В этом случае каждый проект будет рассматриваться индивидуально. Предварительно, конечно, на цветовые решения и выбор отделочного материала должен обратить внимание проектировщик. Я могу скорректировать некоторые цветовые решения, которые сильно диссонируют с общей застройкой локации. В свою очередь, областной архитектурный совет также может внести коррективы в проект.
Но в любом случае, разрабатываемая концепция поможет проектировщикам на первоначальном этапе грамотно определить цветовое решение здания.
Алексей МУХИН.