«Должны сделать все, чтобы не ущемить интересы горожан»
На вопросы «Репортера» ответил заместитель главы администрации по городскому хозяйству, строительству и экономике Александр Кабанов.
Имеет ли смысл привлекать частные инвестиции в благоустройство города? Успеет ли город подготовиться к Чемпионату мира? Умерщвлять или стерилизовать бездомных животных? Будет ли ходить троллейбус по Красноармейской улице?
На эти вопросы мы попросили ответить заместителя главы администрации по городскому хозяйству, строительству и экономике Александра КАБАНОВА.
– Александр Николаевич, как вы относитесь к муниципально-частному партнерству? Можно ли с помощью этого механизма решить проблемы благоустройства городских территорий, например, благоустроить нижнюю часть Окской набережной, Первомайский лес, лес за ТЦ «Карусель»? Насколько выгоден для города этот механизм, особенно в условиях ограниченного городского бюджета?
– Вы правы, ситуация с городским бюджетом достаточно серьезная. Но, несмотря на это, сегодня все равно необходимо решать вопросы по благоустройству городских территорий, которые надо превращать в культурные места отдыха.
В данном контексте муниципально-частное партнерство – это один из механизмов привлечения частного бизнеса к решению таких проблем. Здесь обоюдная выгода: город за счет частного инвестора решает общегородские задачи, а предприниматель, вкладывая деньги, вправе рассчитывать, согласно закону, на компенсацию части своих выпадающих доходов. Поэтому данный механизм считаю достаточно привлекательным, и городская администрация планирует широко его применять. Стоит признать, что опыта такого у нас нет, но мы активно изучаем опыт других городов Нижегородской области. Уверен, что это движение наберет силу и будет широко распространенным явлением.
В настоящее время мы рассматриваем различные возможности применения механизма муниципально-частного партнерства. В качестве примера рассмотрим ситуацию с Утиным озером. Считаю, что после того, как мы городскими силами приведем в порядок его территорию, можно будет рассмотреть вопрос о привлечении частных инвесторов для того, чтобы превратить ее в зону культурного отдыха горожан.
Недавно от одного из предпринимателей поступило предложение благоустроить нижнюю часть Окской набережной. Но здесь мы решили не спешить, так как понимаем, насколько огромные требуются вложения в это гидротехническое сооружение. Я считаю, что только силами предпринимателя данный вопрос решить будет нельзя.
В настоящее время там идет процесс разрушения: есть провал грунта, связанный с его вымыванием, и так далее. Поэтому со своей стороны мы должны предоставить предпринимателю информацию о том, какие требуются вложения. Чтобы предприниматель понимал: какую нагрузку он на себя берет, сможет ли он ее осилить? А мы должны знать: нужна ли и в каком объеме помощь города; сколько средств, и кем они будут вноситься на каждом этапе реализации проекта; какие виды работ необходимы и так далее. То есть не должно получиться так, что предприниматель в итоге скажет, что больше «не тянет» проект…
Окская набережная – объект, очень важный для города. И в данном случае мы в первую очередь должны сделать все, чтобы не ущемить интересы горожан, особенно тех, кто проживает рядом с ней.
Но еще раз повторю: мы постараемся сделать первые шаги на поприще муниципально-частного партнерства и получить положительный эффект для города.
– Какова ситуация с ходом реконструкции стадиона «Химик»? Почему так долго идет поиск подрядчика? Успеет ли город выполнить необходимые работы к ЧМ-2018?
– У нас в городе два объекта, которые необходимо подготовить к Чемпионату мира. Это стадион «Химик» и подъездные пути к отелю «Чайка», в котором будет проживать футбольная команда. Подробнее остановлюсь на ходе реконструкции стадиона.
Напомню, что в 2013 году был разработан проект, который требовал огромных финансовых вложений. В итоге прежняя администрация приняла решение его не реализовывать и сделать проект, который с одной стороны удовлетворял бы требованиям FIFA, а с другой – предполагал использование реконструированного стадиона после чемпионата в так называемом режиме наследия. Считаю, что это разумное решение, ведь Чемпионат мира продлится всего месяц, а нам эти объекты придется содержать и эксплуатировать.
Недавно проект был отправлен на согласование в структуры МВД, МЧС, ФСБ и в оргкомитет подготовки к Чемпионату мира. Мы получили замечания. Подчеркну, что они некритические. Замечания касались в первую очередь вопросов безопасности и контроля доступа на стадион. Мы их учли и направили откорректированный проект в госэкспертизу. В ближайшее время рассчитываем получить положительное заключение. Затем мы через конкурс определим подрядную организацию, которая приступит к реализации проекта.
Напомню, что мы получим в итоге. Административно-бытовой корпус (АБК) площадью 1000 кв. м. Он будет разделен на две зоны для двух тренирующихся команд с раздевалками, душевыми, залом для пресс-конференций и так далее. АБК мы спроектировали таким образом, чтобы в последующем с торцевых сторон можно было бы пристроить тренажерный или спортивный зал, в который можно будет попасть не через улицу, а непосредственно из раздевалок, минуя улицу.
Будет постелено тренировочное поле с естественным покрытием. Близлежащая территория будет благоустроена, рядом – оборудованная автопарковка, подъездные пути, отремонтированные уже существующие здания и объекты стадиона «Химик».
Кроме того, планируется комплекс мероприятий по организации безопасности движения на площади Дзержинского, на улице Урицкого и Парковой аллее. Будет благоустроена территория перед плавательным бассейном.
В планах – ремонт западной трибуны. Найден компромисс и по северной трибуне. В настоящее время мы рассматриваем несколько вариантов, в том числе либо ее снос, либо создание декоративного ограждения.
Есть еще ряд на первый взгляд незначительных мероприятий, складывающихся в единую работу, которую город будет выполнять за счет собственных средств.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в программе подготовки к чемпионату есть план-график, согласно которому начало строительно-монтажных работ по реконструкции стадиона «Химик» запланировано на январь 2017 года, а их окончание – на март 2018 года. В настоящее время мы идем с опережением графика работ, так как планируем закончить их в течение 2017 года и ввести объект в эксплуатацию. Поэтому не стоит паниковать по поводу того, что мы не успеем подготовиться к Чемпионату мира.
– Появление ВСМ «Москва – Казань» – благо для города или нет? Ведь от ее строительства пострадают жители ближайших поселков и владельцы садовых участков.
– Для начала приведу несколько цифр, чтобы понимать масштаб этого проекта. Протяженность магистрали составит 1600 км. Планируемые перевозки – от 10 до 13 млн. человек в год. Время в пути между остановочными пунктами составит 3-3,5 часа, а общее время от Москвы до Екатеринбурга составит порядка 8 часов. Предварительная стоимость строительства – более одного миллиарда рублей. Эта ВСМ свяжет направления Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани.
В границах нашего городского округа протяженность трассы ВСМ составит 32,5 км. Она пройдет с запада на восток преимущественно вдоль федеральной трассы М7. На участке примыкания к трассе М7 (в районе выезда из Дзержинска и поселка Гнилицкие Дворики) планируется размещение железнодорожного вокзала «ВСМ-2 Дзержинск».
На мой взгляд, появление высокоскоростной магистрали придаст дополнительный импульс для развития города. Согласитесь, находиться в транспортной связи с Москвой, Казанью, Екатеринбургом, когда время проезда сведено к минимуму, – это большой плюс для горожан, для деловых кругов, для города как инвестиционной промышленной площадки.
Конечно, есть вопросы, которые возникают у людей, по чьим земельным участкам и садоводческим товариществам пройдет трасса. Хочу сказать, что сейчас разработан и утвержден проект планировки и межевания территорий, определены границы ВСМ и полосы отвода. Они находятся на сайте Министерства транспорта РФ, туда можно зайти и посмотреть, попадает ли земельный участок в полосу отвода.
В Министерстве экономического развития РФ сейчас разрабатывается методика по оценке стоимости выкупаемого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности. Этой работой будет заниматься заказчик по строительству ВСМ, определенный Правительством РФ. Все необходимые данные мы направим в соответствующие структуры.
Что-то конкретное по методике, способу, срокам, размерам оплаты я пока сказать не могу. Но могу уверить, что просто так бульдозер не приедет и не снесет садоводческие товарищества. Все будет выполнено в рамках закона.
Однако хочу обратить внимание на то, что по поручению областного министерства государственных имущественных и земельных отношений мы должны будем провести работу по освобождению полосы отвода от незаконных строений, объектов и сооружений.
– Как оцените ход ремонта городских дорог? Довольны ли вы качеством выполненных работ? Когда начнутся работы по расширению улицы Красноармейской?
– Ремонт городских дорог – одна из наболевших тем для горожан. Весной этого года ситуация с состоянием дорог была очень непростой. Нам приходилось засыпать ямы щебенкой, пескоструйной смесью в рамках аварийного и ямочного ремонта… Но осенью мы приступили к полноценному ремонту. Так, на условиях софинансирования с областным бюджетом мы выполнили ремонт десяти городских дорог. Отмечу, что мы вместе со специалистами Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области очень серьезно подошли к контролю качества работ по укладке асфальтового покрытия. Помимо проверки линейных параметров дорог (длины и ширины проезжей части) мы берем пробы на определение физико-механических свойств асфальтобетонной смеси (плотность ее укладки, водонасыщаемость и так далее). Отмечу, что все параметры в норме, что говорит о хорошем качестве ремонта.
Кстати, в 2017 году мы также рассчитываем на помощь из областного бюджета. По нашей информации, помощь область нам окажет. Поэтому будем готовить перечень дорог, нуждающихся в ремонте.
Конечно, хотелось бы, чтобы в следующем году решение о выделении денег на ремонт было принято в более краткие сроки, чтобы мы не ушли, как в этом году, в осень. Но здесь не все от нас зависит. Мы со своей стороны все необходимые шаги сделали.
Что касается улицы Красноармейской… Сейчас в Главном управлении автомобильных дорог идет разработка проекта по ее расширению. Это достаточно серьезный объект, так как в непосредственной близости от дороги проходят сети коммунальной инфраструктуры. Кроме того, через проезжую часть (которая будет четырехполосной) проходят пути железнодорожного переезда…
Мы планируем, что проект будет завершен к концу 2016 или началу 2017 года. Начать работы рассчитываем в 2017 году. Подчеркну, что деньги в областном бюджете на реализацию проекта по расширению проезжей части улицы Красноармейской предусмотрены.
Хотелось бы сказать пару слов по поводу организации транспортного движения. Мы планируем организовать троллейбусное движение в сторону завода Свердлова взамен трамвая. Параметры дороги для этих целей подходят, останется только установить контактную сеть и питающие подстанции. Уверен, что маршрут будет востребован.
– Широкий общественный резонанс получила тема способа регулирования численности бездомных животных. Какова позиция администрации города по этому вопросу?
– В этом вопросе очень важна морально-этическая составляющая. Конечно, нам необходимо обеспечить безопасность горожан от бездомных собак, чтобы не было распространения различных заболеваний, например, бешенства. Но мы должны понимать, что это животные, живые существа. И бездушное отношение к ним должно остаться в прошлом.
Сейчас у нас, в соответствии с законодательством, заключен контракт с фирмой «ЭБС», который предусматривает эвтаназию бесхозных животных. Но эвтаназия должна применяться только к нежизнеспособным животным, чтобы прекратить их страдания. Умерщвление животных также допускается при обороне человека от агрессивных собак или в том случае, если жизнь здорового человека находится в опасности.
Тем не менее мы изучили опыт коллег в Нижнем Новгороде, на Бору, где применяют гуманный способ регулирования численности бездомных животных. Как следствие – мы приняли волевое решение и заключили контракт с фирмой «Зоозащита», который предусматривает выполнение мероприятий по стерилизации (кастрации) безнадзорных собак. Теперь животные после стерилизации, прививок, чипирования выпускаются в ту же среду обитания (кроме детских учреждений и социальных объектов). По словам специалистов, стерилизованные животные не производят потомства, вытесняют конкурентов с территории, стаи собак не разрастаются. И самое главное – они перестают быть агрессивными.
В настоящее время в областном Законодательном собрании создана рабочая группа, которая пересматривает методику расчета выделения областных субсидий муниципалитетам для регулирования численности безнадзорных животных. Надеюсь, что после того, как размер субсидии для Дзержинска будет увеличен, мы станем регулировать численность животных только гуманным способом.
– Совсем скоро зима. Как оцените ход подготовки к отопительному сезону? На сегодняшний день существуют ли проблемы с подачей тепла?
– На сегодняшний день работа по подготовке города к отопительному сезону завершена. Несмотря на некоторые проблемы с теплоснабжением, которые у нас возникали в начале кампании (наличие воздуха в теплоносителе, завоздушивание внутридомовых инженерных систем отопления многоквартирных домов), подача теплоносителя осуществляется в штатном режиме, достаточно контролируемом. Параметры теплоносителя от Дзержинской ТЭЦ и газовых котельных соответствуют температурным графикам. На фоне этого отмечаем снижение обращений жителей по вопросам теплоснабжения. Здесь надо отдать должное работникам управляющих жилфондом компаний, которые на первоначальном этапе в круглосуточном режиме проводили необходимые мероприятия по устранению воздуха из внутридомовых систем теплоснабжения, оперативно реагировали на обращения жителей, на наши обращения. Данная огромная работа была проведена в довольно сжатые сроки и позволила избежать массового обращения жителей на отсутствие тепла.