Быль со сказочным концом
Дзержинцы увидели альтернативную версию сказки Александра Грина «Алые паруса» в исполнении артистов Ивановского музыкального театра.
Ивановский музыкальный театр гостил в Дзержинске на прошлой неделе. Осенние гастроли ивановских артистов в нашей драме – добрая традиция последних лет. В этом году ивановцы привезли к нам в том числе спектакль «Алые паруса».
Корреспондент «Репортера» – большая поклонница этой сказки и сравнила постановки нескольких театров. Ивановская оказалась не только самой музыкальной, но и... самой несказочной.
«Алые паруса» в исполнении и дзержинского драмтеатра, и нижегородской «Веры» – это две параллельные истории Ассоль и Грея и общий счастливый финал. У ивановского театра едва ли не на первый план выходят, казалось бы, второстепенные персонажи – родители, а Грей на протяжении всего спектакля вплоть до счастливой развязки остается не более чем иллюзией. Кроме того, ивановцы очень ярко и живо показали ровесника и заклятого врага Ассоль – безымянного сына Меннерса.
Напомним сюжет сказки. В портовом городке живут семьи Лангрена и Меннерса. Пока первый находится в море, его жена рожает дочь Ассоль и постоянно просит в долг у второго. У Меннерса в это же время рождается сын. Лангрен возвращается и узнает, что его жена умерла от болезни и голода. Он винит в этом Меннерса, который отказался помочь. Спустя время Меннерс попадает в беду на море, и Лангрен позволяет ему погибнуть, хотя мог бы помочь. Лангрен прощается с морем и растит Ассоль, не выпуская ее из дома, все в городе считают их сумасшедшими, Меннерс-младший растет хулиганом. Ассоль продает кораблики, которые делает отец. Местный юродивый «обещает» ей, что однажды за ней приплывет капитан Грей на фрегате с алыми парусами, – надо только верить и ждать. Каждое утро Ассоль встречала корабли на пристани и наконец действительно дождалась. Грей приплыл под обычными парусами, но, узнав историю Ассоль, покрасил их и вторично вошел в гавань.
Это книга Грина. Но гастролеры привезли нам немножко другую сказку. Ассоль не продает кораблики, а собирает их – каждый год на день рождения отец мастерит ей парусник. На 12-летие – фрегат с парусами из маминой красной косынки. Призрак матери появляется и исчезает на протяжении всего спектакля: мама следит за жизнью дочери, оберегает, помогает. Погибший Меннерс тоже является несколько раз – в его обличии говорит совесть Лангрена, и не только.
После встречи с юродивым Ассоль четыре года ждет. За это время спивается отец, вырастает и влюбляется в нее Меннерс-младший. И тут развивается практически шекспировский сюжет: две враждующих семьи с детьми-ровесниками. Но Ассоль не любит Меннерса, она, как «вдова, не видавшая мужа», ждет и любит призрачного Грея. Меннерс же понимает ее уникальность (то ли святая, то ли сумасшедшая) и стремится положить конец войне двух семей. Однако все его благие начинания заканчиваются дракой, и отец Ассоль попадает в тюрьму. Чтобы выкупить отца, Ассоль идет работать в кабак «Маяк» и там однажды встречает Грея – хотя и не знает, что это он. Меннерс неволит Ассоль к замужеству, она соглашается, перестает встречать рассвет на берегу, а Грей в это время красит красным вином свои белые паруса. Отец страдает за дочь: с одной стороны, он давно хотел, чтобы та перестала верить в сказки. Но с другой – понимает, что без сказки и веры она жить не сможет. Мать Меннерса тоже в муках и сомнениях: ее ненависть к Лангрену и Ассоль мешает счастью собственного сына. И только священник завидует бедной Ассоль: она верит так, как он не умеет… И вот в день свадьбы, когда этот неверующий священник венчает Ассоль и Меннерса, в город заходит фрегат под алыми парусами.
Страдания детей и родителей весь спектакль сопровождаются песнями хора под плеск, стук пивных кружек, шарканье метелок. Поют ивановцы так, что в зале многие плачут и кричат «Браво!» сквозь слезы. А вот танцуют, к сожалению, неуверенно и мало. Но не в этом суть. Финал вроде бы счастливый: Ассоль дождалась Грея, Меннерс и Лангрен простили друг друга, священник поверил, у жителей городка появилась надежда… Но остался осадок – будто пена на дне кружки: Грей превратился из иллюзии в реальность. А мог ведь и не превратиться.
Анна ДМИТРИЕВА