Пьеро, примеряющий костюм Арлекина
Дзержинский художник Петр Засухин – о современном искусстве и не только.
Петр Засухин – автор ангела, который погожим летним днем 2015 года появился на Доме книги. Ангел взорвал общество, которое разделилось на два лагеря – «за» и «против» человечка с крыльями, покрытого золотой краской. Петру пришлось даже дать интервью, в котором он, не особо стесняясь в выражениях, назвал всех недовольных… скажем, дилетантами от искусства.
Он был уверен и смел. Он обличал. И в этот момент больше всего походил на Арлекина – дерзкого, ироничного, злого на язык персонажа итальянского театра. И лишь немногие понимали: он Пьеро, примеривший костюм Арлекина. Ранимый, тонкий, остро чувствующий и чуть наивный Пьеро, который скрывается от насмешек и ехидных выкриков толпы под улыбающейся маской.
Картины Засухина своеобразны, их нужно обсуждать с точки зрения эксперта или не обсуждать совсем – просто смотреть. В причудливых образах нет-нет да и промелькнет что-то неуловимо близкое, завораживающее, глубинно-печальное. Или не промелькнет. Это уж кому как повезет.
Говорить о себе Петр Засухин не слишком расположен. Вместо того чтобы, как подобает Арлекину, хвалить себя, он вспоминает об умерших художниках, демонстрирует альбомы и картины коллег и обязательно рассказывает, чем все эти люди знамениты и почему он восхищен их творчеством. Удивительный человек, ей-богу…
В интервью с ним не будет привычных вопросов и ответов. Он сам непривычен и не подходит ни под одни рамки. Кем он будет сегодня? Самим собой? Или снова наденет костюм Арлекина? Решайте сами.
О публике и современном искусстве
«Если провести в Дзержинске выставку современного искусства, то основная масса зрителей скажет: «Что за бред!?». И это нормально, люди воспринимают искусство на чувственном, эмоциональном уровне, пользуясь критерием «нравится не нравится». Я тоже не всем нравлюсь, публика не слишком хорошо развита в художественном плане».
О «Пусси Райт»
«Пусси Райт» – не современное искусство, а обыкновенное хулиганство, и я не понимаю, зачем им сделали такую рекламу. Последний раз такого внимания удостоилась разве что «Бульдозерная выставка». Но возможно, наша сегодняшняя власть просто пыталась пресечь конфликт именно на религиозной почве».
«Петр Павленский, который зашивал себе рот и прибивал к Красной площади половые органы, считается представителем актуального искусства. Я уважаю его за то, что он не оскорбляет религиозных, национальных чувств. Если он что-то и прибивал к Красной площади, то это была его личная… вещь».
О коллекционерах
«В Дзержинске они есть, но мало. Однажды заметил в багетной мастерской картину нижегородского художника Сорокина, кто-то отдавал сделать для нее раму. Я знаю, сколько стоят картины Сорокина, – ценовая шкала начинается от ста тысяч рублей. Поэтому был приятно удивлен тому, что в городе есть люди, которые разбираются в современном искусстве и готовы тратить такие деньги на картины».
О наивности
«Это очень тонкий вопрос. Стиль, в котором я работаю, называют примитивизмом, наивным примитивизмом. Или вот сейчас появилось модное московское название для таких художников – аутсайдеры. Меня не обижает, когда меня называют наивным художником или примитивистом. Все народное творчество примитивно в основе своей, хотя сейчас среди тех, кто расписывает под хохлому, масса членов Союза художников».
«Наша наивная художница Дикарская входит в сотню величайших художников-примитивистов мира. Это уникальная женщина, которая в гражданскую войну в буденовке скакала на коне, всю жизнь проработала на железной дороге и уже в пенсионном возрасте начала рисовать. Наши художники никогда не направляли ее, чтобы не появилась «живопИсь». Она была уникальна именно своей самобытностью и «неумением». Наивностью».
Об Олимпиаде
«После чемпионата Европы по футболу я разочаровался в российском спорте».
«Абсолютно все едят этот мельдоний или его аналоги, но кому-то нужно создать мнение о России, как о стране монстров, стране кошмара и лжи, которая несет угрозу всей Европе».
«А параолимпийцев за что лишили права участия в Олимпийских играх?».
«Не люблю, когда начинают ругать спортсменов за вторые и третьи места. Вы сами хотя бы отберитесь на Олимпиаду, а потом можно будет о чем-то говорить».
О войне и политике
«Россия заколебалась освобождать Европу от политических маньяков – Наполеона, Гитлера. В Первую мировую тоже… Если записать все страны, которые обязаны нам своим существованием и независимостью, получится внушительный список. Такие есть на всех континентах, кроме, может быть, Австралии».
«Латвия, прежде чем требовать от России каких-то компенсаций, пусть вспомнит красных латышских стрелков».
О выставках
«Хотелось бы сделать выставку художников, которые уже не живут в Дзержинске, – очень многие считаются теперь нижегородцами, питерцами, москвичами».
«В Нижнем Новгороде ни разу не было выставки дзержинских художников. Благодаря этому нижегородцы считают, что у нас в городе вообще никто не рисовал и нет никаких традиций. Безумие какое-то…»
«Иногда на выставке недостаточно продавать картины, покупатель хочет дополнительно купить каталог, альманах, брошюру. Для него это важно. Если вдруг гости спросят, что за муйню он купил и на стену повесил, можно предъявить каталог со званиями и регалиями художника. Престижно!»
«На хорошую выставку в наш городской музей приходит до полутора тысяч человек. Но хорошие выставки у нас проходят нечасто. Реже, чем хотелось бы. Реже, чем можно и нужно их проводить».
О Пикассо
«Говорят, Пикассо попросили расписать тарелку, еще не обожженную. Он поставил черной краской три точки и подписал: «Пикассо». Присутствующий журналист сказал: «Но я тоже могу просто поставить три точки!» «Можешь, – ответил Пикассо, – но подписаться «Пикассо» могу только я!»
…О кузнечике и подводя итог. Мы говорили с Петром Засухиным в его мастерской больше четырех часов. И о многом поговорить так и не успели. Уже выходя из дома, встретили на первом этаже кузнечика. Самого обыкновенного, как в детской песне – зелененького. Я прошла мимо, предупредив: «Не раздави!» Засухин придержал дверь, аккуратно вытолкал заблудшего на улицу. Буднично подытожил: «Теперь не задавят!» – и неспешно пошел в сторону дома.
Пьеро, примеряющий костюм Арлекина…
Елена ЛАЗАРЕВА.