С 1 сентября Нижегородская область в числе 14 регионов подключится к общероссийскому эксперименту по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС)
Она придет в школы, колледжи, учреждения дополнительного образования. В роли экспериментаторов выступят Министерство просвещения и Минкомсвязи РФ, региональные и местные чиновники. В качестве подопытных – ученики, родители и педагоги.
Какие образовательные учреждения Дзержинска уже живут в режиме ЦОС, а какие присоединятся к эксперименту в новом учебном году и почему многие родители и учителя не ждут от этого ничего хорошего? И для чего разработчикам персональные данные участников эксперимента?
Операция «Эксперимент»
По словам руководителя городского департамента образования Ольги Палеевой, «Цифровая образовательная среда» – один из 10 федеральных проектов национального проекта «Образования». «Он предусматривает создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», – выдержкой из документов пояснила чиновница.
Развитая материально-техническая база и информационно-телекоммуникационная инфраструктура – необходимые условия для внедрения ЦОС. С этой целью образовательные учреждения планируется подключить к высокоскоростному Интернету (со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с – для сельской), оснастить техникой. Кроме того, будут модернизированы кабельные системы, локальные вычислительные сети, системы контроля и управления доступом и видеонаблюдения, сообщили в департаменте образования Дзержинска.
«Цифровая образовательная среда», которая придет в нижегородские образовательные учреждения в новом учебном году – пока только эксперимент. Прежде чем внедрить ЦОС по всей стране, разработчик – Министерство просвещения и Минкомсвязи РФ (в документах значится «соисполнителем») – решили опробовать систему в нескольких пилотных регионах. Участие, если верить документу, опубликованному на портале нормативных правовых актов, исключительно добровольное.
За время эксперимента в регионах должна заработать некая единая образовательная платформа, которая объединит данные обучающихся, родителей, учителей и административно-управленческого персонала.
«Внедрение информационных систем и ресурсов платформы ЦОС будет способствовать созданию электронного документооборота и планирования финансово-хозяйственной деятельности, электронного дневника и журнала, электронного расписания и электронной библиотеки, учета освоения дополнительных общеобразовательных программ, учета достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом», – поясняет Ольга Палеева.
Согласно проектной документации, эксперимент продлится с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года. В городском департаменте образования называют другие даты, ссылаясь на паспорт федерального проекта «ЦОС». В соответствии с ним сроки эксперимента – с 1 ноября 2018 года по 30 декабря 2024 года.
И значит, «цифровые опыты» уже вовсю проводятся? Только знает ли об этом кто-то из подопытных – большой вопрос. И это при том, что официально участники цифровой образовательной среды – обучающиеся, родители (законные представители) – «привлекаются к участию на добровольной основе»…
Дело шьют?
Между тем, речь в данном случае идет о персональных данных учеников, учителей и родителей, включенных в эту самую «Цифровую образовательную среду». На этот факт еще прошлым летом обратил внимание «Коммерсант», ссылаясь на проект приказа Минпросвещения и Министерства цифрового развития.
«Согласно проекту совместного приказа Министерства просвещения и Министерства цифрового развития для каждого из участников образовательного процесса будет заведено цифровое портфолио, а государство через ЦОС сможет проводить «мониторинг прохождения образовательных программ» и «объективное оценивание навыков и достижений пользователей, основанное на анализе данных...» – сообщало издание.
В проекте были представлены разработанные примеры анкет для каждого из участников образовательного процесса. Кроме персональных данных обучающийся, учитель и родитель должны будут указать в анкете ссылки на свои аккаунты в социальных сетях. В анкете «Обучающийся» кроме данных об успеваемости нужно будет указать своих репетиторов, перечислить одноклассников и заполнить графу «Правонарушения, учет». Цифровой профиль учителя будет содержать информацию о его квалификации, научных достижениях и нагрузке. Для профилей «Учитель» и «Родитель» также предусмотрены поля «Водительское удостоверение» и «Загранпаспорт».
Тогда же на просьбу издания объяснить, с какой целью нужно предоставлять такую информацию, в Министерстве просвещения ответили, что «такая консолидация данных позволит существенно упростить получение государственных и муниципальных услуг в сфере образования, в том числе в электронном виде». Кроме того, в Минпросе подчеркнули, что сбор данных будет добровольным. Эксперты в свою очередь назвали это «покушением на персональное пространство».
Школы, техникумы, колледж
Согласно проекту Минпроса, эксперимент затронет общее, среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, сферу профессионального обучения и дополнительного образования детей и взрослых.
В прошлом году в проект в Нижегородской области попали 24 образовательные организации, в 2020 году – 101, в планах на 2021 год – 220 и на 2022 год – 74.
В 2019 году в проект также уже вошли две дзержинские школы – № 7 и 27. Они получили оборудование на сумму порядка 2,5 млн рублей.
В 2020 году, по словам Ольги Палеевой, к эксперименту подключатся школы №4, 12, 68 и лицей № 21, в 2021-2022 годах – школы № 23, 36, 37, 39, 40.
Кроме того, в 2020 году в ЦОС войдет Дзержинский педагогический колледж, в 2021 году – Дзержинский индустриально-коммерческий техникум, в 2022-м – Дзержинский химический техникум имени Красной Армии, Дзержинский техникум бизнеса и технологий.
«К началу 2020-2021 учебного года шесть школ города приступят к реализации проекта. В настоящий момент поступает оборудование. Школы уже получили две широкоформатные цифровые панели, оборудованы два мобильных компьютерных класса на 30 нетбуков, также в школы поступили 15 нетбуков учащихся, 3 ноутбука учителя, 6 административных ноутбуков и множительная техника. Кроме того, в соответствии с утвержденным брендбуком оформляются кабинеты», – пояснила Ольга Палеева.
В 2020 году на реализацию эксперимента из федерального бюджета предусмотрено 16650 млн рублей, еще 15728,4 млн рублей – средства региона и муниципалитета. Средства, как пояснила руководитель департамента образования, выделяются на разработку и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, внедрение целевой модели ЦОС, создание центров цифрового образования детей «IT-куб», программы профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций.
Онлайн – бесплатно, в школе – за деньги
Многие родители и педагоги связывают эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» с «дистанционкой»: окончательным и бесповоротным переходом от традиционных занятий в школах к обучению в онлайн-режиме.
«Нам сказали, что будет так: очно – только русский и математика, все остальные предметы – дистанционно, дома. А потом совсем разделят: «онлайн» – бесплатно, очное обучение – за деньги», – рассказывает знакомый из Подмосковья. Приблизительно то же самое с различными вариациями можно услышать от всех родителей – мало кому хочется повторения эксперимента с «дистанционкой», экспромтом сыгранного весной. Официальным источникам – министрам, губернаторам, их замам уже мало кто верит.
Они же в свою очередь сообщают, что дистанционное обучение в школах сохранится, и даже намереваются четко прописать порядок его организации. При этом вроде как успокаивают. Например, министр просвещения РФ Сергей Кравцов говорит, что цифровая образовательная среда станет всего лишь «дополнением к традиционному обучению». Наработки же в области дистанционного образования будут использовать при необходимости – во время всплесков сезонной заболеваемости они придут на помощь учащимся, из-за болезни оставшимся дома, или ребятам, которые находятся на длительном лечении в стационарах.
«Проект и эксперимент в 2020-2022 годах не предполагают обязательного перехода только на дистанционные образовательные технологии», – также отмечают в Минпросе. Однако то, что «не предполагается» в 2020-2022 годах, может случиться чуть позже…
Готов ответ и у региональных чиновников. «Мы планируем, что новый учебный год начнется в привычном режиме», – написал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на странице в «Инстаграм». Министр образования области Сергей Злобин со своей стороны заявил, что проект «Цифровая образовательная среда» никак не связан с дистанционным обучением.
Вот и местные чиновники от образования – о том же. «Так называемая «дистанционка» никакого отношения к этому (ЦОС. – Прим. авт.) не имеет», - пояснила Ольга Палеева. Прямого ответа на вопрос, сядут ли в новом учебном году школьники Дзержинска за парты, получить не удалось…
Елена АРТЕМОВА.