7 марта начался семинедельный Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех православных постов
Рассказываем, почему пост – Великий и почему пост – это не только про воздержание от еды.
Но Великим он назван не поэтому, а потому что предваряет самый торжественный и любимый у православных христианский праздник – Пасху, или, как ее еще называют, праздник праздников. Для многих обывателей пост – это время воздержания от пищи животного происхождения, но на самом деле пост касается не только еды, но и духовного состояния человека: следует воздерживаться от всякого зла, забывать обиды и делать много добра людям от чистого сердца – пусть это малые дела, но их будет много.
Покаяние и очищение
Появление Великого поста, когда христиане полностью отказывались от еды, известно еще с апостольских времен, правда, тогда он продолжался недолго – от 24 до 40 часов. Но уже в середине III века пост стал шестидневным. А в IV–V веках Великий пост стал обязательным, и не соблюдавшие его люди даже отлучались от Церкви на некоторое время.
Позже длительность поста возросла до 40 дней – Сорокадесятницы, установленной Церковью в память о сорока днях, проведенных Иисусом в пустыне перед тем, как он начал возвещать свое учение. Строгие ограничения в трапезе имели своей основой идею питаться скромно, дешевыми продуктами и быстрыми в приготовлении блюдами, чтобы сэкономленные деньги и время потратить на благотворительность и участие в богослужениях.
Вот что писал о посте Иоанн Златоуст: «…Воздержанию свойственны здравие и крепость. От невоздержания же болезни и недуг…», «…Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».
Собственно, и в наши дни эти правила, призванные помочь истинному христианину очиститься не только физически, но и духовно, остаются неизменными. И многие священнослужители подчеркивают, что пост – это не просто ограничения в еде, но и время аскезы в мыслях и поступках. То есть время молитв, посещения церкви и покаяния. Не зря Великий пост делится на время покаяния, Четыредесятницу, и очищения – последнюю неделю поста, или Страстную неделю. Первые сорок дней главная задача для верующих – признать и осмыслить свои грехи. Именно поэтому современное толкование одной из глав Евангелия звучит как «Оскверняет не то, что идет в уста. Оскверняет то, что исходит из уст».
Впрочем, соблюдение Великого поста – дело сугубо добровольное, даже истинным верующим в бешеном ритме современной жизни делать это порой непросто. Существуют, к слову, и послабления: не поститься могут беременные женщины и кормящие мамочки, дети до 7 лет и пожилые люди старше 80 лет. Освобождаются от соблюдения Великого поста и воины.
Многие священнослужители призывают если не к полному и строгому отказу от пищи животного происхождения, то хотя бы к наложению на себя некоторых ограничений: отказаться хотя бы на неделю от просмотра телевизора или от сквернословия. Для многих из нас уже это будет сродни подвигу…
Разумный подход
Между тем врачи-специалисты, например эндокринологи или гастроэнтерологи, не приветствуют столь длительное и строгое ограничение в еде ради соблюдения поста. Медики ратуют за разумные ограничения. К сожалению, и среди пожилых людей, чаще придерживающихся поста, и среди молодых, следующих моде поститься, мало абсолютно здоровых людей, способных выдержать семинедельное ограничение в белковой пище.
«Постная еда, как правило, лишена белков и жиров. Восполнить их дефицит при помощи только растительной пищи на самом деле очень сложно, – поясняет врач терапевт-гастроэнтеролог клиники «Ультрамед» Ольга Заремба. – Грибы или орехи не способны заменить в рационе постящегося человека полноценный белок, получаемый из мясной пищи. А грибы и орехи в большом количестве, да еще на фоне белкового дефицита, тяжелы в усвоении организмом.
В любом случае такой строгий пост – это стресс для организма. Поэтому я – за разумные ограничения. Исключите, например, тяжелую, жареную пищу, но не отказывайтесь от кусочка отварного мяса 2–3 раза в неделю. То же самое касается творога или яиц – уменьшите количество их употребления, но не отказывайтесь совсем. Заменить их полностью растительной пищей, которой рекомендуется съедать 400–600 граммов в день, не получится».
Кроме того, специалисты также не приветствуют подобные строгие ограничения в еде во время поста для людей с хроническими заболеваниями, в особенности желудочно-кишечного тракта, для больных анемией, диабетом и онкологией. По их наблюдениям, с началом поста число таких пациентов обычно возрастает, нередки и случаи госпитализации после окончания поста: поджелудочная железа у некоторых воздерживавшихся от полноценного питания людей не выдерживает резкого перехода от полуголодного режима к обильной пасхальной трапезе. Не годится Великий пост и в качестве своеобразной диеты для похудения. Продавцы кондитерских отделов во время поста отмечают резкий рост выручки от продажи именно постных изделий, а постные – не значит малокалорийные.
Поэтому, взвесив все за и против, каждый сам для себя принимает решение – поститься или нет. Однако если вы сделаете выбор в пользу аскезы и ограничений, помните, что в пост приветствуется совершать как можно больше добрых дел. Настает самое время, чтобы уделять больше времени близким, искренне помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. Это именно то, чего сейчас не хватает всему миру.
Арина НОВИКОВА.