Грядет Великий пост
Настоятель юганецкого храма отец ВИКТОР – о том, как ситуация с пандемией повлияет на соблюдение поста.
С 15 марта начинается Великий пост, а значит, – ограничения как физического, так и духовного плана для истинно верующих. Они касаются и приема пищи: выдержать семь недель воздержания непросто даже в обычное время, а что говорить о нынешнем, пандемийном, когда у многих и ослаблен иммунитет, и оставляет желать лучшего моральное состояние. Так, может быть, стоит дать себе послабление и не изнурять свой организм постом? А что на этот счет думает Церковь? С этим вопросом мы обратились к отцу Виктору – настоятелю юганецкого храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Поститься надо так, чтобы не нанести откровенный вред здоровью
– Отец Виктор, грядет Великий пост. Наверняка многие, особенно пожилые граждане, собираются его соблюдать. Но стоит ли в условиях пандемии это делать настолько строго, как предписывают каноны?
– А при чем тут вообще пандемия?
– Иммунитет у людей и так ослаблен, в том числе на нервной почве. Одни переболели коронавирусом, другие болеют, третьи не застрахованы от заболевания. Не скажется ли строгое соблюдение поста негативно на и без того подорванном здоровье людей?
– Я считаю, что пандемия и пост никак не взаимосвязаны, никакого отношения друг к другу не имеют и никакого влияния друг на друга не оказывают. Мы же знаем, что всё – по вере. Поэтому если человек искренне хочет поститься, знает, для чего это ему нужно, пандемия помехой не станет и не навредит.
Господь подает помощь всем, кто к нему стремится. Понимаете? Поэтому если человек хочет быть с Господом, а пост – одно из проявлений этого, Господь всегда пошлет ему помощь, и никакие пандемии ему не страшны.
– И все-таки тем, кто переболел или болеет, может быть, разумно дать себе послабление во время строгого поста?
– Есть общие правила, как надо поститься. Но жизненные ситуации у людей бывают разные. И в каждом конкретном случае все решается индивидуально. Если человек оказался в ситуации, когда по каким-либо причинам не может следовать общепринятым правилам поста, он должен подойти к батюшке и посоветоваться с ним.
Допустим, если человеку в связи с каким-либо заболеванием нельзя есть ничего, кроме молочных продуктов, то, конечно, он будет в Великий пост есть молоко и молочные продукты.
И вообще, независимо от наличия или отсутствия пандемии, поститься надо так, чтобы не нанести откровенный вред здоровью. Это общее правило.
Пост – это борьба со страстями
– Отец Виктор, некоторые люди на пост смотрят всего-навсего как на своего рода средство для похудения. Стоит ли без веры, только чтобы сбросить вес, придерживаться поста, поможет ли он?
– Похудеть, наверное, поможет. Но это будет только маленькая толика той пользы, которую может принести пост человеку, подходящему к нему осознанно, то есть с верой. Надо понимать, что пост – это ограничение не столько в еде. Это лишь его видимая часть. А суть гораздо глубже.
Пост – это ограничение и отказ от внутренних «неправильностей» человека, это борьба со страстями. А пост как отказ от определенного вида еды просто помогает в этой борьбе. То есть пост не самоцель, а просто некий инструмент, который может помочь человеку стать лучше, победить свои страсти.
Если же человек просто хочет похудеть – пусть худеет. Но это же можно делать в любое время – можно подождать, когда пандемия закончится.
– Есть такое выражение: главное не то, что в уста, а то, что из уст. Вы с ним согласны?
– Как я могу быть не согласен с тем, что сказал сам Господь? Конечно, согласен. Только надо правильно понимать смысл, который Господь вложил в эти слова. Нельзя трактовать их так, что есть можно и должно, что угодно, когда угодно и в любых количествах. Он совсем другое имел в виду.
– И что же именно? Просветите…
– Попробую. Он имел в виду, что оскверняет человека не столько то, что он вкушает, сколько недобрые помыслы, которые носит в себе, в своем испорченном сердце, очерствевшей душе. Ведь все дурное, что есть в человеке, рождается у него в сердце, а потом уже выходит наружу теми или иными способами. В частности, словами, которые изливаются из уст человека.
А то, что человек вкушает, то есть всяко, что «входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит».
Поэтому не надо забывать, что пост – это в первую очередь событие духовного плана, а не гастрономического. И семь недель поста надо прежде всего посвящать молитве, покаянию и воздержанию, отнюдь не только в пище.
Вера без дел мертва
– Посоветуйте людям, как лучше провести пост: с какими мыслями, чувствами, какими сопровождать его делами. На чем сосредоточиться?
– Сосредоточиться надо на своем внутреннем мире, проанализировать свою жизнь, найти в ней «неправильности» – у каждого человека есть то, что он совершил и совершает неправильно. Так вот, надо найти это, понять и попытаться исправить и отказаться от этого. Это можно сделать только с помощью Церкви. Нигде в другом месте вы не получите нужного результата.
– Вы сказали, сосредоточиться на своем внутреннем мире, а как же быть с внешним? Не надо ли стремиться хотя бы в пост делать больше добра окружающим, приносить больше пользы?
– Естественно, и это надо. Ведь известно, что вера без дел мертва. Но все-таки стремление делать добро рождается из внутреннего устроения человека. Если у человека внутреннее устроение правильное, тогда и наружное устроение у него будет правильное. Тогда будут правильные поступки, стремление помогать людям, совершать добрые дела. Причем это будет у человека не просто осознанием долга, а потребностью. Хотя исполнять добрые дела в качестве долга тоже хорошо.
Факты о Великом посте:
– сорокадневный пост установлен в Православной Церкви в подражание сорокадневному посту Христа в пустыне;
– точная продолжительность Великого поста составляет 36,5 суток — ровно десятую часть от количества дней в году;
– Страстная неделя не является частью Великого поста. В древности она называлась иногда «Пасхой Крестной»;
– по церковному уставу во все дни Великого Поста, кроме выходных и праздничных дней, пища принимается один раз в день – вечером;
– во время Великого Поста, как и других многодневных постов, не совершается таинство венчания;
– повсеместное распространение практики поститься 40 дней перед Пасхой современная церковно-историческая наука относит к началу IV века. До этого продолжительность и качество поста в разных Поместных Церквях очень сильно отличались.
Алла ЕГОРОВА.