В НГВК открылась выставка «Осенний вернисаж». В ней приняли участие художники из Дзержинска
Несмотря на обилие и разнообразие экспонатов, представлено очень много работ, случайных для авторов, да и откровенно слабых. Но есть и произведения, ради которых стоит посетить Нижегородский государственный выставочный комплекс.
Сюрпризы и разочарования «Осеннего вернисажа»
С 27 августа в Нижегородском государственном выставочном комплексе открыта традиционная выставка «Осенний вернисаж», объединяющая художников со всей Нижегородской области. В нашем регионе это самый длительный и масштабный выставочный проект – данная экспозиция уже 28-я по счету. Участие в ней приняли мастера из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Бора, Семенова, Городца, Сарова, куратором же, как и в прошлые годы, выступила известный искусствовед, член Союза художников России Ирина Маршева. То, что выставка состоялась даже в нынешней коронавирусной ситуации, – несомненная заслуга организаторов. Однако, несмотря на обилие и разнообразие экспонатов, представлено очень много работ, случайных для авторов, да и откровенно слабых. Но есть и произведения, ради которых стоит посетить НГВК.
Много имен, мало индивидуальностей
«Осенний вернисаж» собрал в этот год 166 участников. Среди них немало новых имен, в том числе молодых авторов, но, к сожалению, лишь немногие произведения обладают индивидуальным почерком и запоминаются. Даже такие признанные художники, как Марина и Михаил Поляковы или Михаил Дуцев, выставили ничем не примечательные, «проходные» вещи.
Как и в прежние годы, среди экспонатов преобладают работы этюдного характера, а если художники и обратились к сюжетным композициям, то результаты у многих получились скорее ученическими, почти дилетантскими, чем по-настоящему творческими. Поэтому в таком контексте особенно ярко выделяются произведения тех авторов, кто ставит перед собой задачи более сложные, чем простое воспроизведение натуры или создание рассказа в картинках.
К числу самых интересных экспонатов принадлежит серия из трех карандашных рисунков Светланы Рязановой на тему проходившего несколько лет назад в окрестностях Нижнего Новгорода фестиваля электронной музыки. Светлана Валерьевна разбирается в музыке профессионально, получив соответствующее образование и уже затем окончив художественное училище и институт им. И. Е. Репина, что помогло ей найти оптимальные выразительные средства для создания образа. Серия имеет подзаголовок «Грезы о будущем», и действительно изображения выглядят одновременно и вполне конкретно – поле, декорации, люди, и почти фантастически. Пространство фестиваля предстает как какой-то особый мир полуреальности-полувидения, а техника карандаша с его приглушенным серебристо-стальным отливом подчеркивает это ощущение.
Крупный размер, тщательная проработка деталей, плотная насыщенность цвета присущи акварелям заслуженного художника РФ Владимира Величко, более 20 лет являющегося бессменным председателем Нижегородского отделения Союза художников России. На «Осеннем вернисаже» он представил три пейзажных листа, по которым зрители получат ясное представление о манере мастера. Небольшая работа Андрея Гладкова «Встреча Нового года. Испания, город Кадис, ратушная площадь» (2020 г., бумага, акварель, гуашь, темпера) сочетает изящную декоративность и почти миниатюрную тонкость деталей со светлым и немного наивным настроением. Соединение графической недосказанности и живописного внимания к цвету свойственно гуаши Алексея Мясникова.
Среди живописных произведений выделяются картины двух авторов – Александра Осминина и Алексея Быкова. Будучи давними друзьями, они схожим образом смотрят на многие вопросы искусства, но в творчестве каждый идет своей дорогой. Общим для них является стремление максимально раскрыть эмоциональные возможности цвета, дополнить реалистический подход элементами преображения натуры и фантазии.
В творчестве Осминина главное место занимают деревенские мотивы, вдохновленные его родным селом Русское Маклаково в Спасском районе, а в стилистике работ сказывается полученное им образование театрального художника. В полотне «Стрекоза» (2020 г., холст, масло) незатейливая простота изображенной сцены и светлые краски создают настроение безмятежной радости и почти по-детски простодушного восхищения красотой мира.
В пейзаже «Вечер. Полнолунье» (2019 г., картон, масло) создана сложная гармония теплых и холодных цветов, рефлексами отражающихся друг в друге. В живописи Алексея Быкова – иное понимание пространства и формы, колористическое решение строится на взаимодействии крупных пятен, то контрастных («У колодца», 2016 г., холст, масло), то объединенных общим серебристо-холодным состоянием воздуха и света («Летний день», 2020 г., холст, масло).
Типичные для него работы представил член-корреспондент Международной академии культуры и искусства Евгений Юсов. Он, кстати, является уроженцем Дзержинска и в начале 70-х некоторое время преподавал в городской художественной школе. Среди нижегородцев он – один из очень немногих, кто выбрал путь не реалистического, а абстрактного искусства и при этом глубоко понимает его законы.
Картины Юсова – это динамичная пространственная среда, сотканная из геометризированных пятен цвета, в которых угадываются очертания человеческой фигуры, лица или природного мотива. Язык его живописи близок монументальному искусству, образ основывается на ассоциациях и настроении, вызываемом цветовыми созвучиями и словно идущим изнутри картины светом.
Таков пейзаж «Арзамас. Соборная площадь» (2019 г., холст, масло). Уверенно владея академическим рисунком, художник порой комбинирует абстрактные и абсолютно конкретные элементы изображения, как в показанном на выставке виде нижегородского Печерского монастыря (2020 г., холст, масло). Здесь архитектурный ансамбль и открывающаяся позади него панорама реки отделены от зрителя абстрактной цветной массой. В целом же картина воспринимается как современный парафраз известного полотна Алексея Саврасова (1871 г.) из собрания Нижегородского художественного музея.
Произведения дзержинских художников
Довольно активное участие в «Осеннем вернисаже» приняли дзержинцы. Самыми запоминающимися из их работ являются, на наш взгляд, акварельные портреты Николая Еряшкина. Акварелью пишут многие нижегородцы, но мало кто так же хорошо чувствует ее специфику, как Еряшкин, умеющий раскрыть богатейшие возможности этой сложной техники.
В его «Женском портрете» (2018) тщательно выписанное лицо объемно выступает из среды, обозначенной текучими пятнами краски и мягко окутывающей фигуру. Впечатление экспромта производит экспрессивно написанный «Портрет» (2019), изображающий художника Ивана Еськова. Здесь акварель ложится то заливками, то энергичными движениями кисти, передавая внешность и характер модели. Произведения Еряшкина – самые живые, непосредственные и выразительные портреты во всей экспозиции.
Совсем иначе работает акварелью Виктор Кузнецов, представивший три больших листа, посвященных итальянским впечатлениям (2020 г.). В них основным выразительным средством является четкий рисунок, конструктивно-пространственное начало преобладает над сдержанным цветом.
Натюрморт с букетами цветов – один из излюбленных жанров Марины Ганиной, которая также обращается к пейзажу, интерьеру. Ее произведениям свойственны мягкость живописной моделировки, светлая палитра, создающая лирическое настроение, по-женски элегантное внимание к мелочам. В ее работах всегда чувствуются традиции московской живописной школы: Марина Адиадовна в 1986 г. окончила институт им. В. И. Сурикова. Вместе с тем в произведениях художницы подчас присутствует определенная доля однообразия, повторения самой себя.
Два представленных на выставке натюрморта – «Анютины глазки» и «Пионы» (оба – 2019 г., холст, масло) – перекликаются по композиционному решению, подбору предметов, колориту. В обоих пышные букеты заполняют почти все картинное пространство, стоят на застланном светлой скатертью столе на светлом же фоне, дополнены предметами из стекла и фарфора.
С еще большим основанием можно упрекнуть в однообразии молодую художницу Екатерину Наседкину, в последние годы активно принимающую участие в областных и городских (в Дзержинске) выставках. За какой бы сюжет она ни бралась, используемые технические приемы, характер дробного мазка, не строящего, а, наоборот, «разваливающего» пространство и формы, не меняются.
Примером тому могут служить показанные на «Осеннем вернисаже» работы «Солнечно», «Пасека», «Утреннее солнце» (все – 2019 г., холст, масло). В них автор стремится к импрессионистической передаче световых эффектов, но не достигает убедительности. В первой из названных картин дом, ствол дерева, трава выглядят сделанными из крашеной ваты. Вероятно, это прозвучит обидно, но впечатление такое, что обучение в Институте им. В. И. Сурикова, куда она поступила после Нижегородского художественного училища, прошло для Е. Наседкиной даром: никакого творческого роста не видно.
«Полярник» Ивана Еськова (2019 г., ДВП, масло) – пример того, как, художник сообщает портрету определенный сюжет, обусловленный особенностями внешности и характера модели: в полярника не без доли иронии «превращен» нижегородский литератор Владимир Терехов.
Из двух картин Юрия Пешехонова хотелось бы отметить холст «Болдино. Осень» (2016 г.). Здесь нет всем знакомых видов пушкинской усадьбы, только крупным планом старое дерево, желтая листва и колонны беседки на фоне осеннего парка. В сдержанной по цвету живописи мастер передал ощущение тишины, покоя, уединения, настраивающих на лирический лад. Вторая же работа – «Ожидание» (2020 г., холст, масло) – не принадлежит к удачам художника, у которого есть гораздо более содержательно задуманные и сильно написанные сюжетные произведения.
Несколько пейзажных рисунков и один офорт выставила преподаватель Дзержинской художественной школы Ольга Бормотова. Им нельзя отказать в изящности: художница работает тонкой контурной линией, моделирует объемы мягкими мазками белил по тонированной бумаге. Однако есть и композиционные просчеты, связанные с неудачным выбором «кадра». Тем не менее можно искренне порадоваться за автора, который все более активно включается в художественную жизнь Дзержинска и Нижнего Новгорода.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.