Дзержинские художники на «Осеннем вернисаже»
29 августа в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась традиционная выставка «Осенний вернисаж», объединяющая художников Нижегородской области.
В этот раз свои произведения представили более двухсот авторов: живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Среди них и такие корифеи нижегородского искусства, как заслуженный художник РФ Ким Шихов, показавший три новые картины, и представители среднего поколения – живописцы Валерий Крылатов, Алексей Быков, Александр Осминин, акварелист Валерий Хазов. Довольно много работ молодых авторов. Несмотря на определенную хаотичность в построении экспозиции (произведения зачастую сгруппированы бессистемно, в неудачном друг для друга соседстве либо же работы одного автора рассредоточены по нескольким залам), перед посетителем разворачивается широкая панорама современной художественной жизни региона.
В 2018 году Нижегородское областное отделение Союза художников (СХ) России отметило 85-летие со дня основания. Оно является одним из крупнейших в стране и продолжает пополняться новыми кадрами. Экспозиция выставки включила произведения как членов этого объединения, так и тех, кто не состоит в Союзе. Достойно представлены на «Осеннем вернисаже» дзержинские художники. Более того, именно с ними связаны два интересных и важных сюрприза, ожидающих посетителей.
Первый – это особый раздел выставки, посвященный творчеству Светланы Анатольевны Ушковой, безвременно скончавшейся в августе прошлого года. В одном из залов для ее произведений отвели отдельное пространство, так что получился своего рода мемориальный уголок. Художница работала в первую очередь как график, создавала иллюстрации и фантазийные композиции. Искусство Ушковой – декоративно-утонченное, нарядное, порой несколько ироничное и парадоксальное, но неизменно жизнеутверждающее. Воображение ее казалось неистощимым. Выразительные приемы, сложившиеся в ее графике, она перенесла и в живопись, для которой характерны плоскостность, орнаментальное начало, тонкая гармония сложных, тщательно подобранных оттенков («Июль», «Август», обе – 2018 г., ДВП, акрил). В мае 2019 года художница отметила бы 50-летие, и очень отрадно, что устроители выставки отдали должное одаренному и неординарному мастеру.
Второй сюрприз – включение в экспозицию трех работ Николая Александровича Чернобровцева (1919-2003). Дзержинцам старшего поколения это имя знакомо, но молодежи уже вряд ли известно. Жизнь художника прошла в поселке Решетиха, где он в юности работал на сетевязальной фабрике. Затем поступил в Горьковское художественное училище, но окончил его уже после войны, которая прервала учебу. Преподавал в средней школе в Решетихе и в Дзержинской художественной школе, получил высшее образование в педагогическом институте в Чебоксарах. Главным жанром в его творчестве всегда был пейзаж, и в этих работах Чернобровцев предстает человеком, бесконечно любящим природу и тонко чувствующим ее жизнь. Очень привлекательны его рисунки пером, детализированные, исполненные аккуратными, разнообразными по длине, форме и плотности штрихами. Этой технике он отдавал особое предпочтение. Есть нечто наивно-трогательное в том, как на лесной поляне расположился еж («Пейзаж с ежиком», 2002 г.), а лист «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться» (1978 г.) своей завершенностью, характером передачи листвы и почвы вызывает отдаленные ассоциации с европейской графикой Ренессанса и эпохи барокко, но без каких-либо заимствований оттуда. Простой по мотиву этюд «Осень в провинции» (1997 г., картон, масло) хоть и не принадлежит к числу значительных произведений мастера, исполнен легко и непринужденно.
Подлинными жемчужинами в графической части выставки являются две небольшие ксилографии Владимира Михайловича Огудина (род. в 1942 г., член СХ России). Они не бросаются в глаза, но внимательный взгляд оценит кроющееся за внешней простотой мастерство. В листе «Заповедный парк А.С. Пушкина в Болдине» (2016 г.) красив открывающийся с пригорка вид со стройными деревьями на первом плане, зеркалом пруда вдалеке, расстилающимися до горизонта чуть холмистыми просторами. Реалистичность органично сочетается здесь с условностью в передаче солнечных лучей. В иной манере сделана ксилография «Горбатовка» (2017 г.), где главным выразительным средством служит ритм. Его создают силуэты высоких деревьев, повторяющиеся очертания двухскатных крыш, доски заборов; скрывающая горизонт полоса леса изображена плотной вертикальной штриховкой, а небо и снег – просто белая бумага. Художник очень экономно пользуется изобразительными приемами и создает ощущение тишины и покоя, не нарушаемое присутствием людей.
Характерное для своего творчества полотно «Стрелка» (2019 г., холст, масло) представил Иван Иванович Еськов (род. в 1944 г., член СХ), для которого жанр городского пейзажа является одним из любимых. За многие годы художник создал целый «живописный путеводитель» по Нижнему Новгороду. В новой работе горизонтальный формат позволяет охватить протяженное пространство и подчеркнуть величие открывающейся с высокого берега панорамы слияния рек. Сдержанность цвета, преобладание горизонтальных линий, оттененных силуэтами Строгановской церкви на первом плане и собора Александра Невского напротив через Оку, простое и ясное решение композиции – все эти черты составляют узнаваемую творческую манеру Еськова.
Одну работу – акварель «Южная ночь» (2019 г.) – показала талантливый график, член Союза художников России Клавдия Петровна Еськова (род. в 1944 г.). Точно найденная мера стилизации в трактовке форм, гармония приглушенных красок, поверхность моря, словно излучающая неяркий серебристый свет, создают ощущение такое, словно в открытое окно вливаются ароматы цветов, растворенные во влажном воздухе.
Среди произведений дзержинских авторов, как и в целом на выставке, преобладает пейзаж. Лаконичную и красивую по цвету, этюдного характера работу «Нижний Новгород. Улица Пожарского» (2019 г., холст, масло) представила Наталья Викторовна Панина (род. в 1969 г.). Художница не получила профессионального образования и стала заниматься живописью в начале 2000-х годов, но назвать ее творчество самодеятельным нельзя ни в коем случае. Зачастую любители стараются как можно педантичнее срисовывать натуру, делать «как на фотографии». В отличие от них Панина быстро обрела собственное видение и никогда не стремится просто воспроизвести увиденное. Она пишет крупными плоскостями цвета, использует фактурный мазок, добивается светоносности красок. Особенно красивы работы в сдержанной холодноватой гамме, когда художница находит множество оттенков серого и деликатно вводит теплые пятна. Таков и рассматриваемый пейзаж, в котором пасмурное небо приглушает окраску зданий, объединяет все цвета и формы смягчающей их световоздушной средой.
Интересен и «Вечер на озере Неро» (2019 г.) члена Союза художников России Сергея Юрьевича Белосельского (род. в 1967 г.). Несмотря на скромный размер холста, в созданном художником образе отчетливо звучит эпическое начало. В работах Белосельского часто какой-либо один мотив – крыльцо, стена старинного монастыря, группа деревьев или густые травы – показывается максимально крупным планом; здесь этот композиционный прием дополнен изображением обширной водной глади, увиденной с высокой точки. Письмо небольшими раздельными разноцветными мазками воспринимается как индивидуально интерпретированное воспоминание об импрессионистической технике, правда, дом, крона дерева, неровности земли выглядят весомо и материально.
Работы в жанре натюрморта представили живописцы, члены Союза художников России Марина Адиадовна Ганина («Гладиолусы и фрукты», 2017 г., холст, масло), супруги Марина Алексеевна и Михаил Станиславович Поляковы.
В разделе декоративно-прикладного искусства, несомненно, одним из наиболее запоминающихся экспонатов является гобелен Валентины Александровны Белосельской (род. в 1945 г., член СХ) «Лилии и эльфы». Светлое поле изображения имеет устойчивый, почти квадратный формат и окружено темным обрамлением, более широким сверху и снизу. Уже этим задаются основные особенности композиции. Фигурки сказочных существ с разноцветными крылышками очерчены тонкими изящными контурами, светлые краски создают впечатление невесомой легкости персонажей, порхающих вокруг цветка. Нити расположены не строго горизонтально, а в наклон и в легком волнообразном изгибе, так что возникает ощущение подвижной и прозрачной среды, в которой происходит действие, будто струи воздуха, колышимые крыльями эльфов. Среди гобеленов Валентины Белосельской есть образы и символико-метафорического характера, и почти абстрактные декоративные композиции, и даже бытовые и пейзажные сюжеты. По колористической гармонии и поэтичности образного строя экспонат «Осеннего вернисажа» принадлежит к числу лучших ее произведений.
Из молодых дзержинских художников участие в выставке приняли Илья Спиченков (род. в 1989 г.) и Екатерина Наседкина (род. в 1995 г.). Трехчастная картина Спиченкова «Красная луна» (2019 г., холст, акрил) своими размерами и пестротой буквально требует от зрителя, чтобы ее заметили. Броскость во что бы то ни стало вообще свойственна творчеству этого автора, пользующегося любым случаем заявить о себе. Прислоненные к стене холсты, натюрморт с цветами у окна, в котором видна странная луна, более похожая на надкушенную баранку, шкаф со старыми вещами указывают на тему «в мастерской художника». Но ради чего все это изображено, честно сказать, не очень понятно. В одной из статей Илья Спиченков был назван стихийным художником, который не подчиняется правилам и может быть вдохновлен чем угодно. Весьма меткое определение, но это, увы, не творческая свобода, а обычное оригинальничанье.
О живописи Екатерины Наседкиной, выпускницы Нижегородского художественного училища, дзержинцы уже успели составить представление по ее регулярному участию в городских выставках. Две из показанных ею на «Осеннем вернисаже» работ – «Бабочка» и «Лодки» – этой весной уже демонстрировались на «Арт-марте» в краеведческом музее.
Кроме нижегородцев и дзержинцев экспонентами выставки стали художники из Богородска, Городца, Заволжья, Сарова, Павлова, Семенова. Еще раз подчеркнем, что в столь представительном контексте произведения наших земляков не теряются, и пожелаем всем мастерам новых успехов. «Осенний вернисаж» продлится до 29 сентября.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.