Зрелищность и содержательность
Кандидат искусствоведения Сергей АКИМОВ объясняет, почему Дзержинский краеведческий музей теперь по праву может быть назван одним из лучших в Нижегородской области.
За последние годы Дзержинский краеведческий музей по-настоящему преобразился. Все началось с ремонта выставочных помещений, затем постепенно были обновлены постоянные экспозиции, а раздел, посвященный советскому периоду, по сути, создан заново. Теперь музей по праву может быть назван одним из лучших в Нижегородской области не только по объему и разнообразию коллекций, но и по качеству экспозиции, представляющей историю наших мест от древнейшего прошлого до 1950-1960-х годов.
О том, как шел процесс реэкспозиции, разумеется, никто не расскажет лучше, чем сотрудники Дзержинского краеведческого музея (ДКМ) во главе с директором Светланой Викторовной Гусевой. Поэтому поговорим о результатах. А они действительно впечатляют.
Построение музейной экспозиции – долгий и сложный процесс, основными этапами которого являются разработка научной концепции, подбор экспонатов и вспомогательных материалов (текстов, схем, диаграмм и т. д.), составление тематико-экспозиционного плана, поиск художественного оформления. Работа экспозиционера в равной степени требует и глубоких знаний, и хорошего вкуса, и популяризаторского таланта, потому что итог этой работы должен быть информативным и увлекательным, научно обоснованным и эмоционально выразительным. И конечно же, ничто не должно мешать восприятию музейных предметов – подлинных свидетелей прошлого. Всем этим требованиям вполне отвечает экспозиция ДКМ.
Первое из очевидных достоинств экспозиции – продуманное до мелочей дизайнерское решение.
Именно оно способствует созданию запоминающегося образа каждой эпохи и помогающее зрителю с неизменной заинтересованностью двигаться от одного экспозиционного комплекса к другому. Во-вторых, новая экспозиция позволила показать множество ранее не демонстрировавшихся предметов из фондов музея. Его собрание включает археологические находки, предметы быта, произведения изобразительного и прикладного искусства, документы и старопечатные книги, фотографии и насчитывает более 40 тысяч единиц хранения основного фонда и около 25 тысяч – научно-вспомогательного. В-третьих, дореволюционное прошлое Черноречья и история самого города теперь отражены равномерно по объему. В предшествующей экспозиции акцент был сделан на досоветском времени, тогда как развитие Дзержинска было представлено недостаточно полно. С открытием осенью 2018 года советского раздела, разместившегося в четырех залах, этот дисбаланс исчез, правда, «музейное повествование» доведено пока только до 60-х годов включительно.
Нет необходимости подробно описывать всю экспозицию (музей ждет посетителей шесть дней в неделю), поэтому отметим лишь наиболее важные с профессиональной точки зрения моменты. Один из них – удачно найденное оформление зоны, предваряющей музейные залы. Встречая зрителя, она, подобно предисловию в книге, вводит его в курс дела и создает настрой на восприятие дальнейшего «текста». Карта Дзержинска, стенд со справочными сведениями о городе, эффектные панорамные фотографии у человека, еще не знакомого с городом, сразу сформируют определенное представление о нем. Здесь же находится стенд с краткой информацией об истории музея и фотоснимками экспозиций разных лет. Музей – почти ровесник города (его открытие состоялось 30 ноября 1932 года). Он всегда достойно выполнял свою миссию, и дань уважения предшественникам тоже является показателем профессиональной культуры нынешнего коллектива.
Первым в ходе реэкспозиции был модернизирован отдел природы и археологии. Сделано это было весьма тактично, с сохранением всего хорошего, чем обладала прежняя экспозиция. Вместе с тем новое оборудование и по-новому организованное освещение словно освежили пространство залов, сделали его соответствующим современным представлениям о музейной эстетике. Исчез налет некоторой провинциальности, с каковым сейчас уже воспринимается предшествующее экспозиционное решение. Более упорядоченным стал показ археологических артефактов: из обширного собрания были отобраны наиболее характерные изделия балахнинской и волосовской культур, предметы эпохи бронзового века и находки с древнейших славянских поселений. Что же касается раздела природы, то биогруппа на живописном или фотографическом фоне, воспроизводящая уголок леса, болота, поля и т. д. с его обитателями, до сих пор остается самым распространенным и эффективным приемом естественнонаучной экспозиции, и здесь в ДКМ все выполнено добротно и красиво.
Для исторических экспозиций как основной был избран ансамблевый метод, позволяющий показать экспонаты в привычных для них среде и взаимосвязях, наглядно воссоздающий фрагменты давно ушедшей действительности. Большую часть одного из залов занимают предметы быта второй половины XIX – начала XX в., сгруппированные так, как они могли бы находиться в интерьере зажиточного дома купца или представителя интеллигенции. По тому же принципу построены экспозиционные комплексы, рассказывающие о домашнем быте и труде чернореченских крестьян. Свое место в экспозиции нашла тема промыслов и развития фабричного производства в конце XIX – начале XX в. Здесь особенно привлекает внимание комплекс, посвященный К.Ф. Бочкареву (1802-1873), уроженцу села Бабино, талантливому механику-самоучке, столяру, резчику, сконструировавшему несколько хозяйственных механизмов и часов.
Ансамблевый подход сродни созданию художественного образа, только не на основе свободного вымысла, а на строго научной базе.
Его главное преимущество состоит в том, что экспозиция легко воспринимается зрителем и производит на него непосредственное эмоциональное впечатление. Вместе с тем такие экспозиции порой могут быть недостаточно информативными, и этот упрек отчасти относится и к дзержинскому музею: мы как бы перелистываем картинки прошлого, но иногда к ним не хватает содержательного комментария. В дореволюционном разделе лишь небольшой стенд с картой населенных пунктов и репродукциями старинных фотографий рассказывает о проложенной через нашу местность железной дороге (ее участок от Владимира до Нижнего Новгорода был открыт в 1862 году) и Выселках села Черного. Жаль, что в залах советского периода не представлена информация о выдающихся дзержинцах.
По понятным причинам авторы экспозиции сосредоточили свое внимание на непосредственной предыстории города.
Возможности музейной коллекции небезграничны, и предметов XIX – начала XX в. в ней гораздо больше, чем памятников более ранних периодов. И все же история Черноречья берет свой отсчет намного раньше: как минимум с упоминания наших мест в документах начала XVII столетия, а то и с возникновения на противоположном берегу Оки Дудина монастыря, о котором впервые упоминается в 1408 году как об уже существующем. Тем не менее еще раз отдадим должное устроителям экспозиции, которая отличается последовательной реализацией выбранного подхода к проектированию, целостностью и никак не может быть названа скучной. Она оставляет очень разнообразные впечатления во многом благодаря не только музейным предметам, но и грамотному использованию вспомогательных материалов, прежде всего – макетов.
Четыре зла посвящены развитию города на протяжении примерно пятидесяти лет. У каждого из них своя тема: «От Растяпина к Дзержинску», город в 30-х годах, в период Великой Отечественной войны и в 50-60-х годах. Особенно ярко показано, как Дзержинск расширялся, хорошел, как менялась его архитектура, строились важнейшие общественные объекты. Эта тема начинается в первом зале и проходит через всю экспозицию. Представить облик города в первое десятилетие его существования дает возможность отлично выполненный макет, реконструирующий центральную часть Дзержинска того времени, когда здесь среди соснового леса появились первые здания. Посетители музея также могут увидеть многочисленные фотографии, запечатлевшие поселки на территории города и промышленной зоны. И в этом, и в следующих залах снимки подобраны очень тщательно и продуманно, перед зрителем разворачивается целая фотолетопись Дзержинска. О том, как жили горожане в довоенные годы, наглядно свидетельствуют предметы обихода – от керосиновой лампы и банкнот до телефонного аппарата.
Одним словом, в экспозиции советского периода авторам удалось совместить зрелищность и содержательность.
Здесь присутствует немало дизайнерских находок вроде размещения черно-белых снимков на фоне цветной фотографической пейзажной панорамы или вмонтированных в стенд небольших макетов, изображающих жилище первых строителей Дзержинска. Ознакомиться с этими залами будет интересно и тем, кто впервые пришел в музей, и тем, кто хорошо ориентируется в истории города.
Завершая обзор, отметим еще две особенности новой экспозиции. В современной музейной практике все шире используются мультимедийные и интерактивные технологии, и ДКМ постарался не отстать от этой тенденции. Подобные элементы введены в экспозицию дозированно, как дополнительные, и это верный подход, поскольку никакие самые яркие виртуальные спецэффекты не заменят того воздействия, которое способно оказать на зрителя подлинное свидетельство прошлого. Зато в виде информационного сопровождения к музейным предметам это совершенно необходимо. Например, обратившись к электронной панели, посетитель найдет немало сведений о Великой Отечественной войне, и музейная экспозиция словно погружается в общий исторический контекст героических и трудных военных лет.
Экспозиция органично вписалась в интерьеры, которые сами являются произведением архитектуры, не заслоняет их строгую красоту. Здание построено по проекту А.Ф. Кусакина, видного представителя неоклассицизма в советском зодчестве 40-50-х годов, главного архитектора Дзержинска в тот период; большие арочные окна, лепная отделка вокруг входных проемов и на потолке, оттеняющая общую сдержанность в решении интерьера, точно рассчитанные пропорции придают пространству спокойную торжественность, столь уместную в музее.
От души поздравляя коллектив ДКМ с творческой удачей, мы надеемся, что в будущем сотрудники музея возьмут на себя не менее важную задачу – подготовить и издать путеводитель по экспозиции. Думается, неплохо было бы со временем опубликовать и альбом, посвященный наиболее ценным предметам из фондов, тем более что таковых наберется немало.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.