Жилищная инспекция проводит масштабную проверку лифтового хозяйства
Подобное сейчас происходит по всей стране. По всей видимости, проверки стали реакцией Министерства строительства и ЖКХ РФ на трагические события, произошедшие в Москве. В декабре прошлого года в одной из многоэтажек по причине технической неисправности рухнул лифт. В результате падения погиб 10-месячный ребенок. Лифт обрушился сразу после того, как мать завезла в него коляску с малышом. А пару недель назад в ЖК Алые Паруса из-за разрушения кабины лифта погибла 36-летняя женщина.
Пока следователи разбираются в случившемся, в интернете и на телевидении обсуждают разные версии. Кто-то винит фирму, ремонтировавшую лифты дома, кто-то – его управляющую компанию. Однако с точки зрения нашего сегодняшнего гостя, руководителя дзержинского ООО «Горлифт» Николая ПИВНЯКА, версия может быть только одна: к трагедии привела халатность организации, обслуживающей лифтовое оборудование.
– Николай Николаевич, в связи с последними событиями у многих жителей города возникает вопрос: а насколько безопасны наши лифты? Ведь если в московских многоэтажках происходит подобное, что говорить о наших, построенных еще в советское время…
– Конечно, дзержинский лифтовый парк изношен, но я вас уверяю, что все лифты исправны и находятся в рабочем состоянии. Мы следим за ними. Несмотря на то, что многое зависит от срока эксплуатации, часто решающим становится просто-напросто бережное отношение к механизму. И то, что произошло в Москве, подтверждает эту мысль.
Сейчас, сами понимаете, эпоха капитализма. Собственники хотят уменьшить расходы на содержание. В борьбе за объекты обслуживающие компании идут на снижение цены, соответственно, и своих издержек. В результате мы имеем непростительные ошибки в работе, ведущие к трагическим происшествиям.
Вот простой пример: сейчас в столице очень возросла нагрузка на механиков, обслуживающих лифты. В советское время было меньше 30 лифтов на механика, в настоящее время – уже почти 80. Даже наличие собственного транспорта не дает возможности так быстро перемещаться от объекта к объекту. Естественно, механики манкируют своими обязанностями. Известны даже случаи, когда, увидев, что с лифтом что-то не так, механик увольнялся, поскольку в случае опасного инцидента его первого обвинят в произошедшем. Кстати, лифт, ставший причиной трагедии в Москве, отнюдь не старый, ему меньше 15 лет.
У нас в Дзержинске тариф несколько выше, чем в Нижнем Новгороде. Это связано с более широким комплексом услуг и общей изношенностью лифтового парка. При этом наш тариф меньше, чем в Москве и во многих других городах.
Люди часто интересуются, что именно мы делаем. Могу заверить, что все деньги, которые нам платят, идут исключительно на безопасность тех, кто пользуется лифтом.
– А что именно вы делаете?
– Мы разве только не производим полную реконструкцию лифта за свой счет. Все остальное: замена комплектующих, линолеума и лампочек, уборка в кабине – в сфере нашей ответственности. Лифты постоянно находятся под нашим наблюдением и контролем. В системе качества активно задействованы жители, особенно представители ТСЖ и ТСН. Развито сотрудничество с управляющими компаниями.
Раз в год лифты в городе проверяет специальная организация, обладающая лицензией на проверку. Она действует по договору с собственниками лифта (то есть жильцами) и после своего мониторинга выдает нам предписание – где и что нужно починить или заменить. Периодически нас проверяет Ростехнадзор, устраивая уже государственные проверки.
Кроме того, наши механики проводят ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые ТО. В некоторых дзержинских домах лифты настолько старые, что им требуется особенно много внимания. Там наши специалисты бывают с осмотрами несколько раз в месяц.
И сейчас по поручению Министерства строительства и ЖКХ в течение двух-трех недель у нас проведут внеплановую проверку.
– Вы сказали, что лифтовой парк города изношен, но при этом все работает исправно. Есть какое-то противоречие в этом утверждении.
– В соответствии с нормативом назначенный срок службы лифта – 25 лет. На 26-м году он обязан пройти проверку на соответствие техническому регламенту. Если пройдет, срок службы продляют на три года. Потом – снова проверка и так далее.
– До бесконечности?
– Не забывайте, что отдельные части лифта меняются в процессе эксплуатации. Со временем модернизируется вся подвижная часть конструкции. Каркас и кабина остаются прежними, но ведь главное – механизм. Как я уже сказал, решающим порой становится бережное отношение. У нас в городе есть лифты, которым уже 40 лет, в некоторых российских городах до сих пор функционируют лифты, которым 60 лет.
Когда-нибудь их, конечно же, нужно будет заменить. Безусловно. Но для того и придумана программа капитального ремонта. У нас в Дзержинске, если помните, в прошлом году полностью заменили 27 лифтов. Это неплохой задел. И нужно продолжать в том же духе. Нашему городу нужно гораздо больше.
– А достаточно ли у вас механиков?
– Механиков у нас достаточно, и работают они в нормальном режиме. Мы их не перегружаем. Люди часто паникуют из-за того, что не видят, как механики работают. Но работа машинного отделения происходит постоянно. Если жильцы не видят этой работы, это не значит, что ее нет. В «Горлифте» каждый осознает, что от его действий зависит безопасность человеческой жизни.
Кстати, Дзержинск – один из немногих городов области и страны, где из каждой кабины можно связаться с диспетчером. Поверьте, во многих населенных пунктах этого нет даже в половине лифтов. А у нас наблюдение ведется постоянно, в круглосуточном режиме. И если что-то случилось, диспетчер может сам выйти на связь и вызвать аварийную службу.
Персонал аттестован и постоянно проходит обучение. Текучки нет. Почти все сотрудники «Горлифта» работают здесь не один год и помнят время 90-х, когда не давали зарплату, и начало 2000-х, когда в городе «стояло» до 200 лифтов одновременно.
Сейчас все по-другому. Сейчас я могу утром прийти на восьмичасовую планерку и узнать из отчетов, что абсолютно все лифты в городе исправны и работают нормально.
– Но ведь иногда они ломаются?
– Остановки лифтов периодически случаются. Если на улице гроза и разряд попадает в управляющие блоки, то могут остановиться лифты целого района. Порой кабина останавливается, поскольку в ней изношен механизм и требуется замена деталей. А бывает, что диспетчер фиксирует отсутствие связи с кабиной, и тогда исправный лифт останавливают, чтобы снизить риск возникновения опасной ситуации. Пускать лифт без связи – не в нашей привычке.
Еще одна наша проблема – вандальные действия. Хулиганы, которые жгут кнопки и выбивают двери. Некоторые из них даже устраивают поджоги. Это у нас называется «занесением пламени».
Хочу подчеркнуть, что аварий и серьезных инцидентов у нас не было. Мы не допускаем халатного отношения к работе.
– А есть проблемные дома?
– Есть. Но надо понимать, что работа лифта тесно связана с другими факторами. Допустим, у нас сами по себе проблемные электросети. Из-за них «вылезают» неисправности. Может, например, затопить машинное отделение, вода потечет по шахте лифта, и он отключится.
Есть в городе дома, в которых должен быть лифт, а его нет. К ним относится одно из общежитий на улице Удриса. Но там проблема с самим домом – его пересекает трещина.
Дома на улице Октябрьской тоже в определенном смысле проблемные – в них установлены старые финские лифты, которые давно сняли с производства. Чтобы подобрать к ним комплектующие, приходится делать заказы в специализированных предприятиях, а потом часами возиться с установкой этих деталей.
Иногда проблемы устраивают сами жители. Неполадки в механизме возникают не только от вандализма, но и по причине отсутствия элементарной культуры. Представьте: в двух или трех квартирах сделали ремонт и провезли несколько тонн строительных материалов. У нас же не принято аккуратненько все это запаковывать, убирать за собой мусор… В итоге пыль забивает контакты электрооборудования. Лифт останавливается.
– А где готовят электромехаников лифтового оборудования?
– Почти нигде. Тоже большая проблема, особенно если учесть, что это достаточно сложная работа, требующая серьезных умственных усилий. Я бы сказал, электромеханик лифтового оборудования – самый верх в иерархии рабочих специальностей. К сожалению, получить специальное образование не так-то просто, надо ехать в Москву, Санкт-Петербург или Краснодар. Можно еще получить общее специальное образование электромеханика. Или высшее – по подъемным машинам и оборудованию. Но в целом подготовка молодых кадров в нашем деле остается одной из многих трудностей.
– Как вы собираетесь справляться с этими многими трудностями?
– К сожалению, некоторые из них от нас не зависят. У нас в «Горлифте» в высшей степени профессиональный коллектив, и мы можем содержать лифты в порядке и должном состоянии. Но мы, например, не может ускорить программу капремонта или скорректировать ее таким образом, чтобы все лифты в городе разом обновились. Или не можем заставить некоторых граждан одуматься и не поджигать кабины лифта.
Но все от нас зависящее мы делаем. Московские происшествия показали, что экономить на человеческих жизнях нельзя. Халатность преступна. И в нашем приоритете безопасность жителей.
Записала Наталья СЛЕПНЕВА.
Кстати,
В прошлом году в Дзержинске прошли масштабные работы по замене лифтов. Новые кабины появились в домах на улицах Панфиловцев, Матросова и Самохвалова, а также на проспекте Ленина. Оборудование в этих домах давно отслужило положенный срок. Его замена произошла в рамках реализации региональной программы капитального ремонта.
Полная замена одного лифта стоит порядка миллиона рублей.
В данный момент в Дзержинске порядка 900 различных подъемных механизмов, из которых 800 – пассажирские лифты. Большая часть из них обслуживается компанией ООО «Горлифт». Кроме нее, на территории города существуют еще пять частных организаций, занимающихся лифтами.
Комплектующие для периодического ремонта дзержинских лифтов в основном приобретаются у двух российских производителей и одного белорусского.