Все под контролем
ООО «Горлифт» отслеживает работу «подъемников» в режиме онлайн.
Тема безопасности лифтов вот уже третий месяц не сходит со страниц российских газет и с экранов телевизоров – после того, как в Москве одна за другой произошли несколько трагедий. Все из-за халатности организаций, обслуживающих подъемные механизмы.
В Дзержинске за всю его историю, к счастью, ничего подобного не происходило. Но горожан, понятное дело, очень интересует, как обстоят дела с безопасностью городского лифтового хозяйства.
За комментариями мы обратились к Николаю ПИВНЯКУ, директору ООО «Горлифт» – старейшей и крупнейшей в Дзержинске организации по обслуживанию лифтов.
– Николай Николаевич, если уж в столице творится такая вакханалия, что же у нас?
– Поверьте, у нас порядка в лифтовой отрасти куда больше, чем в Москве, а безопасность, несмотря на то, что значительная часть лифтового парка выработала положенный ресурс в 25 лет, выше.
У них тоже не было проблем, пока работал «Мосгорлифт». Но потом в рыночном угаре, в погоне за прибылью любыми средствами многие частные компании, пришедшие на этот рынок, перешли все разумные пределы. Ради экономии они неоправданно сокращали количество механиков, отдавали предпочтение плохо обученным, но не требующим большой зарплаты людям, в том числе гастарбайтерам. Они отказывались от содержания дорогостоящей, но необходимой материально-технической базы, при этом стремились максимально расширить количество обслуживаемых домов. О каком качестве обслуживания можно говорить в этом случае? Это не обслуживание, а одно название.
Мы для себя сразу решили, что никогда по этому пути не пойдем. В лифтовом хозяйстве безопасность – это основа основ. Нам, например, регулярно поступают предложения по обслуживанию из других городов, но мы от них отказываемся. Ну невозможно обеспечить достойное качество на большом расстоянии. У нас очень жесткий регламент: если лифт остановился, мы должны вызволить людей в течение 30 минут, не больше. А для этого неподалеку должна быть хорошо оборудованная диспетчерская.
– Видимо, именно поэтому ООО «Горлифт» считается одной из лучших лифтовых компаний в области?
– Наша организация сохранила четко регламентированное отношение к работе. Можно назвать такой подход советским, но именно он и дает столь необходимую при обслуживании лифтового хозяйства надежность.
Советские ГОСТы не на пустом месте появились, они были по-научному выверенными. И практика показывает, что в тех городах, где осталась эта традиционная система, где четко соблюдаются все нормы, в частности, по количеству диспетчеров и механиков на лифт, где не стали гнаться за большим рублем, – система функционирует нормально.
«Обь» и труд все перетрут
– В свое время ваша организация установила дорогостоящую систему диагностики и диспетчеризации лифтов «Обь». Тотальная автоматизация оправдала себя?
– Ее установка помогла существенно усовершенствовать и оптимизировать нашу работу. Вплоть до начала 2000-х лифтовое хозяйство города было весьма громоздким: лифтерная находилась в каждой многоэтажке. За каждой было закреплено по несколько лифтеров (они работали сутками), которые убирали кабины, контролировали работу механизмов, помогали механикам в освобождении застрявших жителей, выполняли работу консьержей.
Системы диагностики и диспетчеризации лифтов были разработаны в Новосибирске. Мы выбрали «Обь» как наиболее адекватную и подходящую для наших условий. Ее монтаж начался в 2004 году. Дзержинск стал одним из первых крупных городов, которые перешли на систему «Обь».
– Так какие же преимущества она дает?
– Преимуществ множество. Благодаря автоматизации основных процессов комплекс позволяет снизить трудозатраты на обслуживание лифтового хозяйства, организовать контроль качества работы электромехаников, объединять все объекты в единую систему. Мы в несколько раз сократили количество лифтеров, а сэкономленные в результате деньги были вложены в восстановление подъемников. Теперь у нас 10 диспетчерских пунктов, работающих круглосуточно. Один лифтер-оператор, благодаря автоматике, обслуживает порядка 20 домов.
Но не это главное. Городские лифты стали соответствовать всем современным требованиям безопасности. «Обь» – уникальная система, позволяющая организовать полный мониторинг работы лифтов, контроль всех его параметров. Диспетчер в режиме онлайн с помощью монитора наблюдает за функционированием всех лифтовых механизмов, за передвижениями кабины: поехал, открылся, закрылся, встал. Когда пошел сигнал, диспетчер связывается с кабиной, проверяет, есть ли кто в лифте. Если же возникла неисправность, система сигнализирует: какая именно и где.
Кроме того, «Обь» – это еще и охранная система, которая срабатывает, если кто-то проникает в лифтовую шахту, машинное отделение. Это тоже немаловажно – оборудование-то хоть и неновое, но дорогостоящее. У нас есть несколько домов, где мы ставили под охрану даже подвалы, – «Обь» это позволяет.
Кстати, у нас категорически запрещено запускать лифт с диспетчерской после сигнала об остановке, даже если на связь никто не вышел. Многие грешат этим в других городах, но мы обязательно посылаем механика проверить кабину, потому что были случаи, к счастью, не у нас, когда человеку стало плохо и он не мог ответить диспетчеру.
Главное – надежность
– Но насколько мне известно, вы до сих пор применяете проводную связь. Это в наш-то век GPS.
– ООО «Горлифт» за последние пять лет перепробовало все варианты связи. Мы пришли к выводу: проводная – самая надежная в наших условиях. Наш город расположен на равнине, в единой плоскости, а потому радиосигнал может блокировать любой дом. А в приокский район она вообще не пробивается – железная дорога глушит сигнал.
Интернет-связь слишком сильно зависит от электропитания и многих других факторов, а потому стабильно, в худшем смысле этого слова, по несколько раз в неделю пропадает.
А для того, чтобы отключилась проводная связь, должен быть обесточен целый квартал, что, к счастью, случается крайне редко. В таких случаях тут же включаются аварийная связь, освещение, и тогда весь персонал в работе.
Так что единственный существенный минус проводов – их может сорвать сильный порыв ветра, тогда мы быстро меняем поврежденные линии.
Вообще, когда речь идет о таких отраслях, как лифтовая, нужно максимально соблюдать осторожность: не стоять на месте, развиваться, применять технические новинки, но только в том случае, если они уже проверены временем и доказано безопасны.
Ирина РЫЖОВА.