«Я спешу, я боюсь не успеть расплескать по бумаге душу…»

Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о жизни и творчестве дзержинского литератора Владимира Хорошилова.
За свою сравнительно недолгую историю наш город оказался не обделен яркими литературными талантами. Вспомним хотя бы творчество уже ушедших из жизни Александра Сизова и Александра Ильина или же ныне здравствующих Валерия Лысякова и Николая Комиссарова. Для того, чтобы перечислить всех дзержинцев, причастных к искусству слова, потребовался бы целый абзац.
В сборнике «Дзержинск литературный», изданном в 2003 году, представлены произведения 26 авторов. За истекшее с тех пор время появились и новые имена. К числу наиболее интересных дзержинских литераторов, безусловно, принадлежит Владимир Хорошилов. 31 июля он отпразднует очередной день рождения. Дата некруглая, но оттого не менее приятно написать о человеке, для которого и в жизни, и в искусстве главными качествами являются искренность и вера в торжество красоты и добра.
В начале 2000-х годов у В.И. Хорошилова, до того известного читателям по газетным публикациям и устным выступлениям, одна за другой вышли в свет три книги. Первым был небольшой по объему сборник стихов «Эрогенная зона – душа» (2002 г.); за ним последовала книга рассказов (2004 г.), а к 75-летию Дзержинска был издан сборник очерков о горожанах – выдающихся людях и простых тружениках. В этих книгах автор предстает как писатель с определенными творческими установками, пробующий силы в различных литературных жанрах, буквально влюбленный в ставший для него родным город и черпающий материал в окружающей его повседневной жизни.
Творчество Хорошилова обладает глубоким внутренним единством. В его произведениях не найти сложно закрученных сюжетных коллизий, парадоксальных суждений и необычных стилистических приемов. Вероятно, его тексты разочаруют также любителей напряженных философских размышлений и острого психологического анализа. Просто и естественно он пишет – и в стихах, и в рассказах, и в очерках – о столь же простых и естественных житейских ситуациях и чувствах. Созданный им художественный мир наполнен привычными реалиями, заставляет задуматься о значении, казалось бы, обыденных событий и вещей и согрет неподдельным интересом и уважением автора к своим героям. Благодаря именно этим свойствам читатель простит порой встречающиеся в текстах неудачные сравнения («поэт в быту что вор на зоне») или банальные фразы (вроде «Рок судьбы за что меня карает?»).
Владимир Иванович Хорошилов родился в 1955 году в поселке в Ивановской области, недалеко от ее границы с Нижегородской, среди лесов и торфяных болот. Этот населенный пункт уничтожили лесные пожары 2010 года, после чего было решено не восстанавливать его, а переселить немногочисленных жителей. О своих родных местах писатель живо и с сердечной теплотой рассказывает в своих воспоминаниях. В Дзержинске он окончил химико-механический техникум и около 20 лет трудился на заводе им. Я.М. Свердлова. Потом была работа журналистом и в различных организациях города.
Хорошилов принадлежит к тем художникам (в широком смысле слова), у кого и жизнь, и искусство основаны на одних нравственных началах, не расходятся, а отражаются друг в друге. Человек открытый, эмоциональный, настроенный на то, чтобы вопреки всем обстоятельствам видеть вокруг лучшее, таким он предстает и в своих сочинениях.
Пусть твоя жизнь –
по ухабам дорога –
Бросит тебя с середины
на край,
Ты повторяй, что людей
добрых много,
Не унывай, не унывай…
Эти строчки воспринимаются как кредо автора. И еще – о творчестве:
Среди ночи встаю,
как во сне.
За работу сажусь
скорее.
Шепчут ходики
на стене:
Утро вечера мудренее.
Я спешу, я боюсь
не успеть
Расплескать по бумаге
душу.
Начал песню, так надо
петь.
Надо петь и часы
не слушать.
О сути поэтического творчества Хорошиловым написано немало. Это закономерная и необходимая потребность едва ли не каждого художника – осмыслить свое призвание. Не обошел он вниманием и тему разлада между творческой личностью и враждебной или равнодушной к ней действительностью.
Вновь приплывут
цветные сновиденья
И в нереальность
распахнуто окно.
Тогда пишу свои
стихотворенья,
Пью вдохновений
терпкое вино.
А поутру опять туман
и сырость,
Рациональный сумрак
бытия.
И ты, как пес,
надеешься на милость
К себе людей, судьбы
и жития.
Не беремся гадать, чего здесь больше: отголосков романтической традиции, противопоставляющей минуты вдохновения серому течению жизни, или личного опыта автора. Во всяком случае, какова бы ни была эта далекая от совершенства реальность, именно она, а не мир фантазий или отвлеченных абстракций составляет основу всего творчества Владимира Хорошилова.
Одним из наиболее привлекательных достоинств его лирики является заключенное в ней чувство природы, тонкое эмоциональное восприятие ее состояний. Мир природы для поэта – неиссякаемый источник красоты, гармонии и покоя, дающий отрадную возможность побыть наедине с собой, «отмыть соты» своей души. Этот мир рисуется лаконично, несколькими эмоционально верными фразами, поскольку описание природных красот как таковых вовсе не является самоцелью. Состояние природы и состояние человеческой души накладываются друг на друга, и во взаимообогащении рождается то, что на языке изобразительного искусства принято называть «пейзажем настроения».
Снова в осень бреду
не спеша
После летнего времени
бега.
Мироточит печалью
душа
В ожидании первого
снега.
Желто-серую краску
тоски
По природе размазала
осень.
Гонит ветер холодный
клочки
Облаков над вершинами
сосен.
Слышен крик
отлетающих птиц.
Тихой грустью
наполнился воздух.
Меж еловых
иголок-ресниц
Отцветает небесный
подсолнух.
Восхищенное ощущение красоты, элегически задумчивая светлая грусть, щемящее чувство ностальгии, взволнованное ожидание чего-то чистого и возвышенного – весь этот эмоциональный диапазон сопряжен в стихах Хорошилова с образами природы.
Крепкий чай –
по карьерам вода.
Гонобобеля синие
брызги.
По ночам я летаю туда,
Свои сны ностальгией
измызгав.
Спелой клюквой
подкислив рот,
Отдохну на еловых
лапах,
Успокоюсь тоской
болот,
Дегустируя ветра
запах.
На рассвете вернусь
опять
В место старта –
постель-одиночку,
Чтобы вновь завтра
в детство летать.
И не в силах поставить
точку.
Немало написано поэтом и в жанре любовной лирики. На наш взгляд, в этих стихотворениях содержится все-таки больше чувств – сильных, ничем не завуалированных, высказанных прямо, – чем поэзии как умения «выстроить» образное высказывание. Эмоции часто преобладают над мастерством, и удачные строки возникают скорее интуитивно, а не в процессе строгой работы над словом.
Все в любви изменчиво
до жути:
Ты сегодня любишь,
завтра – нет.
Но хмельнее самогонной
мути
Первый поцелуй
в шестнадцать лет.
А потом их много,
не считаешь,
И года идут,
а ты все ждешь…
Художественная форма стихов, отвечая их содержанию, проста и определенна. В этом отношении Хорошилов – традиционалист. Для того, чтобы высказаться, ему не нужны экзотические размеры и броские выразительные приемы. (Думается даже, что порой поэту следовало бы уделять более пристальное внимание формально-стилистическим качествам своих произведений. Правда, сам он убежден, что творчеству невозможно научиться согласно каким-то правилам: или поэтическое призвание есть, или нет.) Ему чужды смысловая неопределенность и смутные намеки. Интонация его текстов чаще всего доверительная, словно обращенная не к аудитории, а к собеседнику в задушевном разговоре, отчего многие стихотворения сильно выигрывают при чтении вслух. Сказанное, конечно же, не означает отсутствия у автора метафорического и ассоциативного мышления.
Мне луна сегодня –
как жена.
Затеплила желтый
костерок,
Набросала звездного
пшена
В неба закопченный
котелок.
Млечной пылью сдобрив
небосвод,
Отложив мерцающую
ложку,
В синий сумрак
беспокойных вод
Опустила светлую
дорожку.
Вернемся на минуту к очеркам Хорошилова, поскольку их чтение поможет лучше понять главные особенности его лирики. Здесь героями наравне с выдающимися руководителями города и предприятий, известными актерами, коллегами-литераторами, ветеранами Великой Отечественной стали «рядовые», «обыкновенные» дзержинцы. Писатель словно убеждает, что если неинтересные люди и встречаются на свете, то их совсем немного, и в каждом из нас заключено нечто, достойное уважения и внимания, то, о чем обязательно следует рассказать. Точно так же его поэзия утверждает эстетическую и нравственную ценность реальности, увиденной неравнодушным и одухотворенным взглядом.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.