Таланты и поклонники
Как добиться узнаваемости хотя бы в масштабах одного города? Страны? И что этому мешает?
Давайте на время отбросим в сторону рассуждения о роли Поэта в Истории, о его влиянии на родной Язык и умы Читателей, о том, что важнее – Талант или упорный Труд. Поэт, как ни крути, – человек, стремящийся быть услышанным, стало быть, желающий быть фигурой публичной, узнаваемой. А как добиться узнаваемости хотя бы в масштабах одного города? Страны? И что этому мешает? Вот об этом я хочу с вами поговорить.
Провинция и столица
Интерес к звучащему поэтическому слову был всегда. В начале прошлого века питерское литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» объединяло на одной сцене таких разных поэтов, как Хлебников и Бальмонт, Ахматова и Маяковский. В «Собаке» разыгрывались целые спектакли, соединявшие в себе поэзию, музыку, балет.
Гремели на всю страну знаменитые вечера в Политехническом музее. В шестидесятые собирали залы и стадионы Евтушенко и Рождественский.
Похоже, история повторяется. И поэтические выступления вновь стали модным веянием. В Москве при полном аншлаге проходят «Литпоны» – литературные вечера, организованные молодым поэтом Арс Пегасом (Арсением Молчановым), с просторов Интернета перекочевало на телеканал «Москва 24» «Шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина», своего рода поэтическая фабрика звезд. Толпы зрителей собирает в Питере проект «Поэзия улиц». В Северной столице существует и театр поэтов «Послушайте!».
Герои «асфальтового века поэзии» (так поспешили назвать новое явление культуртрегеры) заявляют о себе со сцен ночных клубов и уличных эстрад, со страниц газет и с экранов смартфонов. Появился ряд ярких имен: Вера Полозкова, Ес Соя, Стефания Данилова, Андрей Орловский, Арс Пегас, Ирина Астахова, Иван Фефелов, Надя Делаланд, Анна Русс. Они молоды и талантливы, активно гастролируют, издают книги, их стихи размещают в своих блогах пользователи соцсетей. Некоторым из них даже удается зарабатывать на жизнь своим ремеслом.
Скажете, что Москва и Питер – это другой, как принято сейчас именовать, культурный бэкграунд? Но жизнь литературная кипит везде. Одних только Союзов писателей с разнообразными приставками в России существует около дюжины. В год выпускаются сотни сборников, проводятся десятки фестивалей и конкурсов, чисто «сетевых» и очных – хорошо организованных, с мощным составом участников, именитыми гостями, и не только в столице. Проходят подобные мероприятия и в Нижегородской области: поэтический праздник «Сила слова» – в Выксе, «Ока литературная» – в Павлове, в Кстове работает Центр писателей Нижегородского края, в Варнавине за счет администрации района издаются книги местных поэтов. И для раздумий: в Выксе с 60-тысячным населением – пять членов Союза писателей России, а в Дзержинске – один. Мало талантов или?..
Читатель, ау?
Ровно год назад в беседе с Олегом Новосельцевым, идейным вдохновителем и организатором этно-бард-фестиваля «Исконь», я поделилась мечтой провести в своем городе поэтический фестиваль.
– Идея отличная, – сказал Олег, – но ты ответь на один вопрос: что в первую очередь для этого нужно?
– Деньги, спонсоры, – выпалила я.
– Неправильно! Ты не о том думаешь. Главное – это те, ради кого ты все затеваешь, – участники, а еще важнее – зрители. Будут они – подтянутся и меценаты.
Пришлось задуматься. А есть ли у наших талантов поклонники? Проведите эксперимент – спросите знакомых: кого из дзержинских поэтов они знают? Вряд ли кто-то ответит на этот вопрос. Да и стоит признать, что на фоне явного переизбытка пишущих и желающих быть услышанными поэтов мы видим явный недостаток читателей. Но читатель не появляется из ниоткуда. Его надо взрастить, заинтересовать, «прикормить». А кому это делать, если не самим авторам?
Ох, зря возмущался один местный деятель, что куда ни обратись – везде от ворот поворот: ни помещения для авторского вечера нигде не выбьешь, ни журналистов не созовешь, ни меценатов не докличешься. И библиотеки, и кафе готовы предоставить помещение для литературных вечеров, но при небольшом условии: нужно собрать зрителей. Найти деньги и выпустить книгу – тоже не очень сложно. Куда сложнее ее реализовать, не продать даже, а просто раздать заинтересованным читателям. Соглашусь, что поэзия – материя специфическая, не всем интересна. Но хотя бы полпроцента от населения города подобное мероприятие должно заинтересовать, а это уже почти полторы тысячи человек. Их как-то можно охватить?
Да, в нашем городе есть несколько литературных сообществ. И при этом за многие годы не издано ни одного полноценного литературного альманаха, не проведено ни одного масштабного литературного праздника, организованного силами самих литераторов. На редкие авторские вечера, организованные энтузиастами, приходят по дюжине гостей. К примеру, о моих вечерах многие узнавали постфактум: «Мы даже не знали, что подобное проводится в городе».
А что мешает объединению дзержинских поэтов? Равнодушие со стороны администрации и отдела культуры в частности? Кстати, отдел культуры и руководство библиотечной сети все-таки что-то делают для авторов: только за последние полгода были поэтические чтения в рамках парада оркестров, литературный День города, «Библионочь».
Значит, виной всему собственная инертность? Как я выяснила из общения с чиновниками, любое дело, будь то ремонт крыши или организация праздника, начинается с запроса. Многие ли из местных поэтов, читающих друг другу стихи в библиотечной тиши, обращались к чиновникам с просьбой: «Сделайте что-нибудь для нас, например…»? Нет, лучше что-то делить и выяснять, дробиться по мелким кружкам. Или жить в блаженном ожидании, что их заметят, оценят, наградят, потому, что «мы пишем для вечности».
А почему бы не реализовать личные амбиции в общем деле? Ведь удается же это художникам, музыкантам, экологам. Стало быть, дело в отсутствии лидера?
Навстречу Году литературы
В новостной ленте натыкаюсь на такое сообщение: «Стихи тольяттинской поэтессы опубликованы в российском альманахе». Что это – знаковое событие для города? Вряд ли. Но ведь рапортуем же об участниках многочисленных «селигеров» и конкурсов красоты. Возможно, среди дзержинцев тоже есть такие, кто успешно издает книги, публикуется в престижных журналах, получает международные премии. Только мы об их успехах ничего не знаем. И кто должен об этом успехе рассказать? Заявишься сам – схлопочешь от завистников.
Любому творческому человеку с амбициями, в том числе и поэту, мало местечкового успеха. Добиться иллюзии «всемирной славы» просто: достаточно разместить стихи в Интернете, благо литературных сайтов сейчас в избытке. Можно заняться активной концертной деятельностью – участвовать в чтениях, фестивалях, организовывать творческие вечера, даже целые гастроли, только поначалу это рискованно и накладно. Решится не каждый.
Можно действовать по старинке – рассылать стихи по «толстым» литературным журналам. Только тут оговорюсь сразу: тиражи их невелики (2-4 тыс. экз.) и на сайтах многих из них висит суровое предупреждение для новых авторов: «Самотек не рассматриваем». Стало быть, шансов у талантливого, но неизвестного поэта из глубинки опубликоваться в «толстяке» вроде «Нового мира» или «Юности» едва ли больше, чем у провинциальной красотки – появиться на обложке «Плейбоя». В обоих случаях помимо ярких данных нужна протекция. Или, как исключение, – громадное везение. Тем не менее, последнее некоторым красавицам из Дзержинска удалось, а как насчет поэтов? У нас, увы, нет авторитетных людей, могущих и хотящих «протолкнуть», замолвить слово.
«Толстые журналы сейчас – это клубы «для своих», – признается Евгений Степанов, президент Союза писателей ХХI века, издатель и главный редактор нескольких литературных журналов.
– Литератору, особенно начинающему, нужен агент, причем с хорошим вкусом, со связями, – не раз говорила мне Елена Крюкова, нижегородская писательница и поэтесса, активно издающаяся и в России и на Западе. – Агент – это как продюсер для артиста, он поможет выбрать из написанного тобой лучшее, отправить в нужное издательство, рекомендовать на соискание премии. (О том, как важно подобрать «репертуар» – стихи для того или иного конкурса или издания, знаю по собственному опыту.) Просто так на тебя всерьез никто не посмотрит.
А если нет агента, помочь должен руководитель литобъединения, особенно если он член Союза писателей. Писатель, который является членом какого-нибудь союза, становится фигурой статусной, у него уже есть полномочия номинировать на конкурсы, премии, составлять протекции. А у нас есть такой человек, и кому он помог?
Но все это важно, если речь идет о всероссийской «раскрутке»; в масштабах одного небольшого города все гораздо проще. Достаточно, отбросив обиды и личные амбиции, собраться, понять, чего хотим, наметить общую цель. К примеру, тот же городской литературно-художественный альманах – не книжку-малышку, изданную «для отчетности» с кучей ошибок и блеклым оформлением, а яркий интересный журнал, дающий полновесную информацию о литературной и творческой жизни города. Журнал, который не стыдно будет презентовать и дзержинцам, и гостям города.
Но для этого надо поработать, обсудить концепцию издания, прикинуть состав участников, чтобы не жаловаться потом, что о ком-то забыли или пропустили некачественный текст. Уверена, что заинтересованные чиновники и меценаты найдутся, ведь среди них тоже немало творческих людей. Пора, наконец, и литераторам Дзержинска доказать, что и они – лицо города. А заодно преподнести городу подарок на юбилей. А заодно и стране – ведь будущий 2015 год, по указу президента, объявлен Годом литературы.
Предложения и мнения на заданную тему, а также свои стихи направляйте по адресу: