В краеведческом музее открылась художественная выставка «Арт-март»
Это традиционный творческий отчет дзержинских мастеров живописи и рисунка за прошедший год.
Больше художников, хороших и разных
«Арт-март» – выставка, единственная в своем роде. Как сказала на открытии директор краеведческого музея Светлана Гусева, «Арт-март» – это выставка, которую ждут и зрители, и художники. Почему ждут художники? В Дзержинске немало сильных живописцев, которые известны за пределами нашего города, области и даже страны. Они часто выставляются в родном городе, их картины пользуются спросом, они на виду и на слуху. Это Алексей Аникин, Ольга Устинова, Александр Рудаков, Яна Федотова и некоторые другие.
Но есть и такие, которые не обласканы зрительской любовью. Сделать персональную выставку в родном городе не всегда удается. «Арт-март» для таких художников – едва ли не единственная возможность показать публике свои новые работы.
На выставке представлен 41 автор. Скажу честно, есть откровенно слабые работы. Почему они попадают на выставку? Насколько я понимаю, одна из задач «Арт-марта» – представить как можно больше художников. Каждый автор представил не более трех работ. Часть работ зарубили. Причем не по эстетическим, а по морально-нравственным соображениям, как выражались в советское время. Мол, к нам ходят дети, поэтому картин эротического содержания у нас быть не должно. Странно, конечно. Почему детям можно ходить в Пушкинский музей и Третьяковку в Москве или Русский музей и Эрмитаж в Питере, а также художественный музей в Нижнем Новгороде, где эротики, что называется, завались, но нельзя посещать Дзержинский краеведческий, если туда вдруг проникнет обнаженка?
Модные тенденции
Кто больше всех удивил на выставке? Пожалуй, Александр Рудаков. Рудаков – уникальный человек. Стал свободным художником после 12 лет работы на заводе. Параллельно с живописью занимается зимним плаванием. И не просто занимается, но периодически привозит в Дзержинск медали различных соревнований российского и международного уровня.
А еще Александр постоянно пробует что-то новое. Вот и на «Арт-марте» Рудаков стал единственным участником, который предложил на суд публики серию картин «Испанская коррида» в новомодной технике «Компьютерная графика».
По словам художника, основа работ – акриловая заливка. Получился некий коллаж, в основе которого – обычное вроде бы фото из Интернета. Но как сделано! По словам Рудакова, акриловой заливкой сегодня занимается весь мир. Очень модная техника, которую может применять каждый. Сам себе режиссер, сам себе художник. Когда еще дойдет до Дзержинска в массовом порядке мировая мода, а у Рудакова уже есть. Работы Рудакова удивили ценителей. В частности, известного экскурсовода Ольгу Клещевникову.
«Масло, акварель, гуашь, пастель. И вдруг – цифра. Рудаковский ярко-красный цвет прекрасно соответствует теме агрессивности корриды», – считает Ольга Николаевна.
Родные акварели и чуждый поп-арт
Понравились Клещевниковой акварели двух Николаев: Кузнецова и Еряшкина.
«Кузнецов – стильный, уверенный, спокойный, элегантный. Его работы привлекают своей стильностью. В то же время у Николая Еряшкина – мощный импульс. Каждый мазок – сгусток энергии. Каждое пятнышко трепещет. Художники разные, но и того и другого смотреть интересно», – полагает Ольга Клещевникова.
Отец Виктора Кузнецова был художником. Николай Филиппович Кузнецов – основатель детской художественной школы в Дзержинске. Деревянное здание художественной школы в 50-е годы располагалось возле противотуберкулезного диспансера на улице Попова, а затем школа переехала в здание краеведческого музея. В 60-е годы в стенах, где сейчас располагается выставка «Арт-март», были классы художественной школы. Художники старшего возраста спустя более полувека выставляются там, где в детстве учились живописи.
Один из таких – Вячеслав Грунцов. Большинство дзержинцев учились в средних специальных и высших художественных учебных заведениях в областном центре, во Владимире, Суздале, Костроме. Грунцов окончил Московский художественный институт им. С.Г. Строганова. На выставке Вячеслав представил две работы: акварель «Зимний вечер» и работу в стиле поп-арт «Листопад». Поп-арт – направление в изобразительном искусстве, когда в качестве объекта живописи используются образы продуктов потребления. У Грунцова в ход идут старые газеты, оконные рамы, грампластинки, гаечные ключи и прочее. На выставке «Арт-март» Вячеслав использовал настоящие кленовые листы. В Москве и Питере такое любят. В Дзержинске – не очень. Не все понимают. В советское время поп-арт клеймили как буржуазную заразу и псевдоискусство. Многие до сих пор так считают.
Сочетание несочетаемого
Работа Елены Веселовой «Отражение», которая на выставке привлекала внимание многих, – это тоже поп-арт.
«Использование Еленой в качестве полотна холстины, или рогожки, стало для меня откровением, – говорит Ольга Клещевникова. – Рогожка прикрывает некую тайну. Сидит девушка, красит губки – интимная тема. Как бы никто не должен это видеть. Рогожка нежно закрывает эту тайну. А художник подсмотрел и показал».
Наиболее популярные жанры на выставке – пейзаж и натюрморт. Портрет и жанровая многофигурная композиция совсем непопулярные. Причем мужчины чаще пишут пейзаж, а женщины, соответственно, натюрморт. И не просто натюрморт, а натюрморт, где изображены цветы.
Например, художник Галина Шафранская пишет исключительно цветы. Нашла свою тему. Вот такое «разделение труда». Почему все же пейзаж остается самым популярным жанром? Его любят зрители. Но больше зрителей пейзажи любят сами художники. Почему? Портрет – тема очень сложная, люди должны быть похожи на себя. Не все за это берутся. Кстати, есть на выставке один парадный портрет военного, исполненный в забытом стиле социалистического реализма. Не очень хорошо, кстати говоря, исполненный: в художественной школе часто рисуют портреты лучше. Тогда зачем это здесь? Несколько факторов.
Нужно показать, что в Дзержинске есть художники самых разных направлений. В том числе и тех, которые были востребованы лет 40–50 назад. Также это дань преклонному возрасту некоторых дзержинских художников. Они, возможно, по яркости палитры и качеству самой живописи уступают нынешним грандам дзержинской живописи, тем не менее имеют право быть представленными на отчетной выставке. Эти художники, если говорить правду, безнадежно устарели, но организаторам важно показать, что в Дзержинске есть и такие.
В конце концов, живопись грандов на фоне не самых известных живописцев города химиков прошлых лет реалистического направления действительно играет новыми красками. Хотите реализм – вот он. Желаете наследников русского авангарда – получите и распишитесь.
Тот же ярко выраженный представитель примитивизма Олег Губин. Сами названия работ у него вызывающие: «Про дверь зеленую», «Про штаны фиолетовые». Про картины таких, как Губин, обычно говорят: «Я тоже так смогу». Рисунок для Губина – не главное. Главное – цвет. «Цвет у Губина просто невероятный, он у него сияющий. Вроде бы сочетание несочетаемого, но глаз не забивает, гармония присутствует», – резюмирует Ольга Клещевникова.
Выставка «Арт-март» будет работать до 23 апреля.
Марина ФЕДОРОВА.