«Расходовать бюджетные средства придется эффективнее»

В Дзержинске, как и в других муниципалитетах Нижегородской области, в 2019 году планируется внедрить «модельный бюджет». О его плюсах и минусах «Репортеру» рассказала председатель бюджетного комитета городской Думы Юлия Абызова.
– Юлия Юрьевна, расскажите, в чем суть «модельного бюджета»?
– Слово «модельный» говорит само за себя. Специалисты создают модель, в которой детально прописывают все расходные обязательства, существующие у бюджета муниципалитета на основании закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: это уборка дорог, содержание социальных, культурных, образовательных учреждений и т. д. Задача модели в том, чтобы просчитать и обосновать, сколько объективно стоит конкретная услуга. Региональным Минфином будут определены минимальные и максимальные расходы муниципалитета на исполнение каждого полномочия, и это станет ориентиром для органов МСУ при планировании и исполнении своих бюджетов.
Ведь, например, чистоту и порядок на улицах надо одинаково наводить и в Нижнем Новгороде, и в Дзержинске, и в Кстово. И надо понять, почему в разных городах бюджетные расходы по одной и той же статье существенно отличаются – часто по объективным причинам. Анализ можно сделать с помощью экономической математической модели, в которую заложены единые критерии и стандарты. В итоге, исходя из уровня расходов Дзержинска по всем позициям, Минфин определит и размер дотаций городу из областного бюджета.
– А на федеральном уровне данный «модельный» принцип уже работает?
– Да, это так. В частности, есть четкая и обоснованная стоимость множества государственных и муниципальных услуг. В обиход специалистов прочно вошли понятия сбалансированности бюджета, его выравнивания, межбюджетных отношений, качества и цены услуг. К этому мы успели привыкнуть с тех пор, как в 2000-х годах было проведено реформирование муниципальных финансов.
«Модельный бюджет» – это в какой-то степени завершение перехода на рыночный принцип формирования бюджета. Он подразумевает четкое разделение финансовых полномочий между муниципалитетом и регионом. Соответственно, и дотации из казны Нижегородской области будут уже более справедливыми по отношению к разным городам и районам.
Я думаю, что мы увидим бюджет Дзержинска на 2019 год несколько иным, нежели финансовые документы прежних лет. Он должен быть более качественным, более наполненным доходами и более четко структурированным по расходам. При этом сначала мы должны будем обеспечить все свои прямые расходные обязательства, а только потом, за счет дополнительных собственных доходов, выделять деньги на помощь, например, общественным или религиозным организациям. В целом, расходовать бюджетные средства придется эффективнее. Если же муниципальных денег на обслуживание основных обязательств не будет хватать, то субсидии поступят из областной казны.
– В соответствии с дорожной картой, утвержденной главой региона Глебом Никитиным, до 30 августа должны быть рассчитаны «модельные бюджеты» на 2019-2021 годы, а до 30 сентября – сформированы межбюджетные отношения на их основе. Успеют ли, на ваш взгляд, все сделать в срок?
– Уверена, что да. Законодательная база в значительной мере уже подготовлена, по ней работает региональный Минфин. Выявляются некоторые шероховатости, и сейчас специалисты трудятся над тем, чтобы решить спорные вопросы.
Понемногу модельный бюджет уже вводится в действие. Проходят семинары для руководителей профильных подразделений муниципалитетов, в ходе которых участники пользуются случаем задать актуальные вопросы.
– И с чем же эти вопросы связаны?
– Круг их достаточно небольшой. Специалисты, например, интересуются, кто будет покрывать в перспективе обслуживание муниципального долга: он у всех городов и районов разный, у Дзержинска и Нижнего Новгорода – достаточно крупный. Другой вопрос: как будут инвестиционные расходы рассчитываться? Это, в частности, стройки и ремонты, без которых развитие города немыслимо. Их в модель не заложишь, поскольку у всех муниципалитетов потребности разные. Эти два главных вопроса, я думаю, дискутируются. И, скорее всего, они будут выведены за рамки "модельных бюджетов".
– Какова будет судьба МУПов при переходе на «модельный бюджет»? К примеру, сможет ли МУП «Экспресс» получать дотации из местной казны?
– Для МУПов ничего не изменится. Данные предприятия – самостоятельные хозяйствующие субъекты на рынке, хотя и могут дотироваться из местной казны.
Между тем, у муниципалитета есть обязанность обеспечивать льготным общественным транспортом городской округ. Но как эта функция будет в перспективе осуществляться, поддержкой ли «Экспресса» или договорами с частными перевозчиками – это вопрос, не имеющий отношения к «модельному бюджету».
– В чем, по-вашему, плюсы и минусы «модельного бюджета»?
– К плюсам, пожалуй, стоит отнести, во-первых, дополнительную мотивацию муниципалитетов к наращиванию налоговой базы. В новых условиях местным властям придется повышать свои доходы, эффективнее заниматься приватизацией имущества и земли. Во-вторых, «модельные бюджеты» предполагают выравнивание бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями Нижегородской области, более справедливое распределение региональных дотаций.
Ну а к минусам можно отнести, например, возможное снижение гарантий исполнения некоторых муниципальных обязательств в случае, если «модельный» расчет покажет, что стоимость их значительно выше рекомендуемой. Может случиться, что подрядчики окажутся не готовы работать по сниженной цене. Но, в любом случае, все вероятные спорные вопросы будут решаться на региональном уровне.
Алексей СЕРГУНИН.