Концессия: есть место для дискуссий?
Председатель бюджетного комитета городской Думы Дзержинска Юлия Абызова – об ажиотаже вокруг возможной передачи муниципального транспорта в концессию.
На страницах газет и в дзержинском сегменте сети Интернет развернулась жаркая дискуссия, посвященная вопросам «трамвайно-троллейбусной концессии». Страсти кипят. Споры перерастают в якобы «шпионские скандалы» и прямые оскорбления участников дискуссии. При этом за всем этим обсуждением забывается главная цель, ради которой, собственно, вся эта дискуссия и началась.
Напомню, что первопричиной появления темы концессии стали большие расходы городского бюджета на дотирование деятельности муниципального предприятия «Экспресс». Депутаты неоднократно обращали внимание администрации города на то, что эффективность работы «Экспресса» вызывает сомнение и затраты муниципалитета на содержание предприятия несовместимы с возможностями местного бюджета (65-80 млн. рублей в год). Концессия должна была если не полностью снять вопрос с дотациями, то, по крайней мере, сократить их в два-три раза, чтобы и высвободившиеся денежные средства могли быть направлены на решения других насущных городских проблем, например, на благоустройство. При этом, естественно, передача электротранспорта в концессию не предусматривает инвестиций муниципалитета в эту отрасль. Развитие транспорта должно идти за счет сторонних частных вливаний, а иначе тему концессии даже нечего затевать.
Осмелюсь заявить, что все то обсуждение, которое идет на страницах социальных сетей и газет в отношении предложений москвичей по развитию трамвая или ярославцев по развитию троллейбуса, беспредметно и бессмысленно. Споры и взаимные обвинения участников – наглядное доказательство этому, потому что спорим ни о чем. И в этом есть определенная вина администрации. Ей необходимо было изначально огласить непременные условия концессии. На мой взгляд, они должны быть следующие.
Первое: предмет концессии не трамвай и не троллейбус, а муниципальный электротранспорт. Концессионер сам предлагает направления развития электротранспорта и формирует бизнес-модель, которая позволит ему извлечь прибыль. Концессионер сам определяет объем инвестиций и механизм их возврата. Источник привлечения инвестиций – это задача концессионера.
Второе: все существующие на сегодняшний день льготы по проезду должны быть сохранены. При этом концессионер должен удовлетвориться тем объемом компенсации льгот, который сегодня применяется в отношении муниципального предприятия.
Третье: объем дотаций из городского бюджета должен существенно сократиться или даже сойти на нет. С моей точки зрения, предельная сумма дотирования всего транспорта в городе должна быть не выше 30 млн. рублей в год (в ценах 2017 года).
Четвертое: должна сохраниться конкуренция на рынке перевозок. Концессионер не должен требовать для себя преференций по формированию транспортной схемы и объему пассажиропотока.
Пятое: концессия не должна привести к безудержному росту стоимости проезда, хотя инфляционное удорожание при этом возможно и допустимо.
Я не исключаю, что обозначенные условия не самые легкие. Давайте обсуждать. То, что в Дзержинске стали развиваться дискуссии, – хороший знак, но при всей остроте споров не стоит забывать о взаимной вежливости. Как говорил Вольтер: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».