Не мытьем, так катаньем
НКС выбивают из населения мифические долги?
Не так давно многие жители дома №12 по улице Попова получили от ОАО «Нижегородские коммунальные системы» странные извещения, названные исковыми заявлениями о взыскании задолженности.
Что же в них, спросите, странного? А то, что подписаны они только представителем ОАО «НКС». Судебные работники в них почему-то никаких отметок не оставили. Да и распространялись эти «письма счастья» подозрительно безалаберно для судебных документов – элементарно бросались в почтовые ящики, причем без конвертов, как обычные рекламные буклетики или платежки.
Кстати, о платежках… О них монополист тоже не забыл. Квитанция прилагалась к «претензии» – другой бумажке, которая наряду с «исковым заявлением» оказалась в почтовых ящиках жителей дома. В ней предлагалось оплатить задолженность в течение 10 дней с момента получения «документов».
Что это? Какой-то новый способ выбивания долгов из населения?
Обычная «липа»?
Рискну предположить, что упомянутые «исковые заявления» – обычная липа. Действительно, зачем затевать реальные судебные тяжбы (это хлопотно и рискованно), когда можно просто припугнуть неплательщиков. Насколько подобная тактика согласуется с законом, монополистов, видимо, не очень волнует.
Однако применительно к дому №12 по улице Попова подобная самодеятельность выглядит особенно двусмысленной, так как большинство здешних «должников» в исковой период (сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года) перечисляли деньги на счета печально известной УК ООО «ДЕССА лтд», которая в свою очередь должна была переводить на счета поставщиков ресурса.
Куда в реальности девались эти деньги, большой вопрос. По одной из версий, средства, собранные у населения, осели в УК ООО «ДЕССА лтд», по другой – были переданы по назначению, только ОАО «НКС» об этом благополучно забыло. Так или иначе, лепить в данном случае из жителей злостных неплательщиков, по которым суд плачет, по меньшей мере странно.
Двоевластие на дому
Жители этого дома оказались заложниками конкурентной борьбы двух управляющих компаний. Началась эта запутанная история еще в 2008 году. В апреле, как следует из документов, в доме было создано ТСЖ «Попова-12». А уже 27 июля 2008 года подписан договор о передаче полномочий Председателя Правления ТСЖ и самого Правления управляющей организации ООО «ДЕССА лтд». (Весьма странная, но распространенная у нас практика.)
Еще более странным было то, что многие жители дома узнали, что они являются членами ТСЖ только 1 сентября 2008 года, когда были вывешены соответствующие объявления… Часть жильцов сначала пыталась судиться, потом готова была смириться, но найти компромисса с руководством управляющей компании и председателем ТСЖ не удалось.
Тогда на очередном собрании собственников недовольные решили изменить форму управления домом и сменить управляющую компанию. Это удалось сделать в августе 2010 года. Как следует из документов заочного голосования, «за» высказались 58,63% собственников. В сентябре «Дзержинская обслуживающая компания», входящая в холдинг «Управдом», заключила договоры со всеми собственниками, которые этого желали, и сразу приступила к ремонтным работам в подвале дома со сменой совсем проржавевших водяных труб. Казалось, жители добились своего…
Не тут-то было. Вскоре выяснилось, что проблемы только начинаются. УК ООО «ДЕССА лтд» отказалась выполнить решение собрания собственников (посчитав его нелегитимным) и передать новым управленцам техническую документацию на дом и документы паспортной службы, а также продолжила выставление счетов.
В результате на Попова, 12 воцарилось тягостное двоевластие со всеми вытекающими из него негативными последствиями. Жители дома получали по две квитанции. Какую ни оплачивай, все равно будешь числиться должником! Мало того, большинство жителей, по словам представителей дома, не могли получить элементарную справку о составе семьи, выписку из домовой книги. Было невозможно оформить рождение ребенка, женитьбу, субсидию…
Далее последовали суды, которые в конце концов признали правоту жителей, – через несколько месяцев после обращения в прокуратуру с просьбой восстановить права жителей «ДОК». (Прокуратура проанализировала весь пакет представленных документов, подтвердила законность действий жителей и потребовала от УК ООО «ДЕССА лтд» «прекратить оказание услуг управления домом, выставление счетов за работу и передать все техническую и иную документацию «ДОКу».) Добровольно руководитель УК ООО «ДЕССА лтд» даже не расписывался в получении представления прокуратуры и ничего из требований надзорного органа не исполнял. Тем не менее, руководству компании все сошло с рук, никакой юридической ответственности за свои действия оно не понесло. По нашей информации, УК продолжает работать, ну а жители дома №12 по улице Попова – расхлебывать последствия «смутного времени» 2010 года, устроенного на отдельно взятом доме не без участия УК ООО «ДЕССА лтд».
Удобные жертвы?
Постепенно все вроде бы устаканилось. Но около года назад пред судом предстала одна из жительниц дома, у которой все за те же три месяца 2010 года требовала «расплаты» УК ООО «ДЕССА лтд». Между тем ответчица (пожилая женщина), получив пенсию, первым делом всегда шла платить по жилищно-коммунальным счетам. Просто деньги она в исковой период перечисляла компании «ДОК», с которой к тому времени был подписан договор у доброй половины жителей. К счастью для пенсионерки, в удовлетворении иска УК ООО «ДЕССА лтд» было отказано. («Репортер» подробно писал об этой истории.)
Теперь, судя по всему, пришла пора понервничать тем жителям, которые в период «управленческого» двоевластия перечисляли платежи УК ООО «ДЕССА лтд». Кстати, некоторые жители делали это вынужденно, так как, повторюсь, долгое время руководство этой компании просто отказывалось передать своему сменщику («ДОКу») документы паспортной службы. И справку из домоуправления можно было получить только оплатив «дессовские» счета.
К УК претензий нет
Итак, спустя четыре года «проснулось» ОАО «НКС» и вспомнило о забытых долгах. Главный вопрос, который в данной ситуации возникает: а кто же должник? Еще раз повторим: псевдоиски получили жители, которые перечисляли деньги за тепло и ГВС своей УК. Это она не расплатилась с поставщиком ресурса, следовательно, она и является неплательщиком. Так почему же ОАО «НКС» не адресует свои претензии ей? Или, может быть, ОАО «НКС» деньги получило, но счастливо забыло об этом и решило получить еще раз?
Заподозрить амнезию у монополиста позволяет судебное решение, вынесенное в 2011 году. Тогда жительница дома №12 по улице Попова подавала в суд иск, в котором требовала у УК ООО «ДЕССА лтд» вернуть ей деньги, перечисленные на счета управляющей компании для оплаты коммунальных услуг, но не дошедшие, судя по платежкам с проставленной задолженностью и звонкам из коллекторских агентств, до адресатов. Судья отказала в удовлетворении иска – как представляется, не в последнюю очередь из-за странной позиции ресурсоснабжающих организаций. Так, представитель ОАО «НКС», который выступал в суде в качестве третьего лица, заявил, что за спорный период (три месяца 2010 года) «ООО «ДЕССА лтд» перед ОАО «НКС» задолженности не имеет»!!!
В общем, налицо непонятные шараханья крупной и вроде бы уважаемой компании и сомнительные методы, при помощи которых она пытается взыскать «долги». Но надо признать, они эффективны. По нашей информации, некоторые получатели «исков» поспешили во второй раз заплатить за тепло и ГВС. Лишь бы не предстать перед судьей.
Кстати, судебные перспективы у ОАО «НКС» в данном случае весьма туманны. Срок исковой давности давно вышел, иски должны быть отклонены по первому требованию ответчиков.
Ответ НКС на официальный запрос «Репортера»
Жителям дома №12 по улице Попова в октябре 2014 года со стороны ОАО «НКС» были ошибочны направлены копии исковых заявлений о взыскании задолженности за период с 01.09.2010 по 31.03.2011 г. Подготовка документов осуществлялась с помощью программного комплекса, технический сбой работы которого и привел к ошибке. В настоящее время неполадки в работе программного комплекса устранены.
Наша компания планирует в срок до 31.10.2014 г. направить письма с пояснением ситуации всем жителям дома №12 по улице Попова, которые получили исковые заявления от имени ОАО «НКС». У жителей данного дома отсутствует задолженность за отопление в период с 01.09.2010 по 31.03.2011 г. перед ОАО «НКС».
ОАО «НКС» приложит все усилия для предовтращения возникновения подобных ситуаций в дальнейшем.