Насколько обосновано общественное возмущение по поводу повышения стоимости проезда в Дзержинске?
На прошлой неделе по Дзержинску прокатилась волна общественных протестов, связанных с повышением стоимости проезда на городском транспорте. В воскресенье, 12 ноября, на остановках общественного транспорта прошли одиночные пикеты. В среду, 15 ноября, общественники призвали устроить бойкот частным перевозчикам, которые повысили проезд до 25 рублей. В пятницу, 17 ноября, в Центре общественно-политической работы прошел митинг против повышения стоимости проезда, на который пригласили общественников, представителей администрации, МУП «Экспресс» и экспертов самого разного уровня.
«Репортер» внимательно следил за чередой событий и готов поделиться наблюдениями с читателями.
Насколько оправданно было столь резкое повышение стоимости проезда?
Первыми в Дзержинске цены на проезд подняли частные перевозчики. По закону, они не должны отчитываться ни перед администрацией, ни перед потребителями в принятом решении. Более того, муниципалитет не имеет никаких рычагов давления на частный бизнес. Другое дело – муниципальный транспорт. Повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте, как правило, идет вслед за частным бизнесом. Но насколько оно обоснованно?
На встрече с общественниками директор МУП «Экспресс» Александр Медведев сообщил, что, по расчетам экономистов предприятия, сегодня одна поездка в троллейбусе обходится городу в 28 рублей 39 копеек. Это почти на 5 рублей выше установленного тарифа.
Начальник управления транспорта и связи администрации Дзержинска Вадим Тараканов со своей стороны поясняет, что сегодня МУП работает в режиме строжайшей экономии. Требуют серьезного обновления ремонтная база, техническая служба. Из-за того, что подвижной состав давно не обновлялся, его эксплуатация требует постоянных вложений: ремонта, покупки запасных деталей. При этом за предприятием все еще числятся многомиллионные долги, которые пока гасятся за счет продажи демонтированных трамвайных рельсов. Благодаря состоявшемуся повышению стоимости проезда муниципальные транспортники надеются дополнительно получить 18 млн. прибыли, что, по их словам, станет существенным подспорьем для предприятия.
Неужели и частники терпят убытки?
На собрании в Центре общественно-политической работы некоторые активисты сообщили о существенном росте чистой прибыли ряда частных транспортных компаний города. Источник такой информации назван не был, поэтому можно только догадываться о том, насколько она достоверна.
Директор ООО «Радар» (компании, проводившей мониторинг транспортной сети города) Юрий Попов засомневался в том, что дзержинские транспортники купаются в золоте и бриллиантах. «Основная проблема Дзержинска, – подчеркнул он в своем выступлении, – превышение коэффициента дублирования маршрутов в 1,5 раза. Поэтому даже в час пик автобусы и троллейбусы не работают со стопроцентной наполняемостью». А чем меньше пассажиропоток, тем выше себестоимость одной поездки. В такой ситуации о больших прибылях говорить не приходится.
Стоимость проезда выросла только в Дзержинске?
На самом деле волна повышения стоимости проезда прокатилась в этом году по многим городам Нижегородской области. С 20 до 25 рублей повысился тариф в Павлове, Первомайске, Выксе. С 18 до 22 рублей – на Бору. Также на 4 рубля поднялась стоимость
проезда в Арзамасе. В областном центре стоимость одной поездки установлена на уровне 28 рублей.
Разве можно сравнивать Дзержинск с Нижним Новгородом? Там и расстояния намного больше, поэтому и цена выше!
Можно и нужно! Действительно, по протяженности дорог Нижний Новгород существенно превосходит Дзержинск. «Но там и маршрутов больше», – возражает начальник управления транспорта и связи Вадим Тараканов. «В Дзержинске практически все микрорайоны расположены вдоль городских магистралей, – отмечает чиновник. – Благодаря этому дзержинцы имеют остановки пусть не у подъезда, но в пешеходной доступности. Сев на один маршрут, пассажиры в большинстве случаев могут без пересадок добраться от точки до точки. Протяженность таких маршрутов тоже немаленькая».
По словам чиновника, нужно учитывать и то, что при более низком тарифе на проезд дзержинские транспортники несут точно такие же расходы на закупку электроэнергии, запчастей, расходников, уплату пошлин и налогов.
Наконец, подчеркивает Вадим Тараканов, плотность пассажиропотока в Дзержинске и в Нижнем Новгороде несопоставима.
Но ведь муниципальный транспорт в первую очередь должен нести социальную нагрузку? Или не так?
Это так. И справедливости ради нужно отметить, что в городе пока сохранена система льготных проездных. Неизменной остается стоимость ЕСПА и ЕСПБ.
В разработках новой транспортной схемы города (об этом «Репортер» рассказывал месяц назад) сохранение муниципального электротранспорта обозначено как главный приоритет. Чтобы троллейбус жил и продолжал выполнять социальные функции, надо исключить его соперничество с частной маршруткой. Чтобы избежать дублирования нужно полностью (или частично) перекроить транспортную схему Дзержинска. Например, можно закрыть троллейбусный маршрут №6, пересмотреть схему движения троллейбусов №5 и №2, направив их по проспекту Циолковского или по улице Красноармейской.
Предлагается уменьшить количество автобусных маршрутов. А если где-то появится дублирование, следует перенаправить пустые автобусы, например, на улицы Терешковой и Петрищева. Возможно, следует изменить интервал движения.
Только тогда, считают разработчики проекта, пассажиропоток увеличится и троллейбус обретет экономическую устойчивость. Директор «Экспресса» Александр Медведев приветствует уход от дублирования муниципальных маршрутов частными перевозчиками. Он считает, что в этом случае троллейбус сможет вернуть себе пассажира и наконец-то выкарабкается из долговой ямы.
А как насчет картельного сговора?
Как признали сами общественники, у них нет прямых фактов, доказывающих наличие картельного сговора. Даже их утверждение об установлении частичной монополии звучит неубедительно: монополия либо есть, либо нет. И опять же то, что не все перевозчики подняли цены на проезд, говорит об отсутствии сговора. И этот факт также признают общественники. Тем не менее группа активистов направила соответствующие заявления в контролирующие органы.
Александра ИВАНОВА.