На стадионе «Капролактамовец» открылась аллея спортсменов
Скульптуры атлетов поразили многих дзержинцев отнюдь не своими художественными достоинствами, а их полным отсутствием. «Репортер» попытался разобраться, почему арт-объекты в Дзержинске становятся все более примитивными.
Аллея спортсменов (семь статуй – представителей разных видов спорта), как известно, была торжественно открыта на стадионе «Капролактамовец» 12 июня, в День России. Церемонию даже посетил председатель областного Законодательного собрания Евгений Люлин.
Когда с изваяний были сдернуты покрывала, изумленной публике предстала странная картина: на высоких черных траурных постаментах «красовались» коричневые фигурки с явно неспортивными и даже не особо пропорциональными формами, застывшие в неестественных позах.
Что это, новое слово в искусстве, современная абстрактная скульптура или очередная низкопробная поделка, к коим дзержинцы, увы, уже привыкли?
Это позор
«Подобные монументы призваны воспевать красоту человеческого тела и его возможности. А что воспевают эти вялые, будто подтаявшие на июньском зное истуканы, напоминающие героев плохой пластилиновой анимации?» – задалась вопросом дзержинский литератор и блогер Наталья Уварова. В своей статье, посвященной открытию аллеи спортсменов, она сравнила статуи, установленные на стадионе «Капролактамовец», с парковыми скульптурами советских времен, творениями спортивной направленности современных мастеров и пришла к однозначному выводу: то, что появилось в Дзержинске, откровенная халтура.
«В мае я проходила мимо стадиона, где еще шла реконструкция. Смотрю, там какие-то статуи установлены, еще не крашенные, бетонно-серые, думаю: «О, здорово, наверное, что-то интересное сделают». А через какое-то время в паблике администрации увидела информацию об их открытии, посмотрела фото... Какие-то уроды! Пловец с икрами разной конфигурации и футболист с очень странным лицом...
Посмотрела на них лично, сфотографировала. Меня это, конечно, поразило. Это позор, фиаско. Поскольку я интересуюсь искусством, решила посмотреть, а как сейчас в России и за рубежом вообще спортсменов изображают. Я несколько вечеров посвятила изучению этой темы. Выяснилось, что воздвигать памятники спортсменам сейчас модно, особенно живым легендам. И знаете, по большей части статуи классные: реалистичные, красивые.
То, что установлено на «Капролактамовце», однозначно не современное искусство, а лажа, – уверена наша собеседница. – Помните, в Нижнем Новгороде в 2018 году был скандал: в процессе ремонта Дома физкультуры спорткомплекса «Торпедо» со стены здания исчезла мозаика с изображением пловца и летящей чайки. На его месте появился странный рисунок, больше походивший на злую пародию, который из-за широкого общественного резонанса и едких комментариев в соцсетях быстро закрасили. Наши «спортсмены» – из той же серии.
Да, бывает, что безобразное изваяние может стать своеобразной достопримечательностью, как, например, футболист в городе Иваново. Он стоит рядом со стадионом, с ним все фотографируются, потому что люди любят трэш, любят что-то такое выделяющееся, вызывающееся. И скульптуры на «Капролактамовце» могли бы стать такой своеобразной «изюминкой», восприниматься с юмором, если бы не были такими пафосными. У нас они, в отличие от ивановского «красавчика», стоят на больших черных постаментах, их открывали с важными речами, с участием первых лиц города. Ребята, вам совсем, что ли, отбило чувство прекрасного?» – удивляется Наталья.
Эскиз на салфетке?
Автор изваяний, установленных на «Капролактамовце», – дзержинский художник и скульптор Сергей Шпенков.
«Судя по работам, представленным на его странице в Сети, ремеслом он, безусловно, владеет. (Случайно или нет, но на его странице нет ни слова о работах для стадиона.) Думаю, что он просто нарисовал эскиз на какой-нибудь, условно говоря, салфетке, – предполагает Наталья Уварова. – Ровно то же самое было со знаменитой страшной Аленушкой из Нововоронежа. (Памятник мифической основательнице города Аленке был установлен в конце 2020 года, но через три дня демонтирован по настоятельной просьбе жителей города. – Прим. ред.). Ее ваяли не по 3D-модели и даже не по пластилиновой модели. Был только эскиз художника, нарисованный на бумажке. Как по наброску можно слепить что-то путное?»
Из другой оперы
«Алея спортсменов – это своего рода некое наивное искусство, примитивизм. Я поддерживаю любое творчество, любое искусство. Любое творческое начало имеет право на существование, но надо учитывать эстетику окружающего пространства. В архитектурный, художественный замысел стадиона гармонично эта аллея не вписывается, – тактично замечает известный далеко за пределами Дзержинска дизайнер обуви Рустам Адюков. – Проект стадиона выполнен в одной эстетике, а скульптуры – в другой. Они, как говорится, из другой оперы. На мой взгляд, пространство спорткомплекса предполагает либо академизм, либо минимализм. А эти скульптуры актуальны для более демократичных мест. Например, на детских площадках, в детских садах – там примитивное искусство, некий лубок сморится более органично.
Не хватает главного художника
Как полагает наш собеседник, создать аллею спортсменов, которая бы вписалась в пространство стадиона, на самом деле не так уж сложно. Минималистичное и при этом новаторское, футуристическое дизайнерское решение, например, могли бы предложить педагоги и выпускники хороших художественных учебных заведений. Они с радостью бесплатно взялись бы за проект, зная, что их работа станет знаковым объектом города.
Другое дело, что сейчас в Дзержинске грамотным подбором проектантов просто некому заниматься. Это прерогатива главного художника города, которого у нас уже двадцать лет нет (должность была ликвидирована в 2001 году) и которого нам, по мнению Рустама Адюкова, очень не хватает.
Именно главный художник отвечал за эстетический облик города, организовывал экспертизу предлагаемых нововведений и проектов.
«Он был знаком со скульпторами, у него было понимание того, кто и какую работу может выполнить, он следил за всеми современными тенденциями», – пояснил наш собеседник. Независимый главный художник нужен и для того, чтобы осуществлять авторский надзор, следить за тем, что происходит на стройке, потому что возможны какие-то недоработки и со стороны исполнителя проекта.
Архитектура – пассивное образование
В чем-то главный художник даже важнее главного архитектора, потому что грамотная архитектура – это отражение некоей концепции внешнего облика города. В идеале любые новшества, включая вывески, должны вписываться в некий единый ансамбль того или иного квартала, его идеологию. И обеспечить все это – огромный, титанический труд. Но он очень нужен и важен, ведь архитектура и все, что нас окружает, – это своего рода пассивное образование, это то, что нас формирует.
«И понятно, что любой объект несет эту нагрузку – прекрасного или деструктивного. Город – это наш родитель», – уверен Рустам Адюков.
Безвкусие уже не удивляет
В свое время Рустам Адюков сотрудничал с последним главным художником Дзержинска Геннадием Васильевичем Коряковым и вспоминает о нем с особой теплотой.
«Он был скромен, интеллигентен, педантичен, как немец. Профессионал с большой буквы, человек, которого, выражаясь метафорично, создал наш город», – рассказывает наш собеседник.
В лихие 90-е Коряков как мог боролся за эстетическую чистоту города, в частности с кондовыми вывесками, появившимися в то время. Негодовал, судился с нарушителями, в общем, мешал набирающему силу безвкусию – думается, именно поэтому чиновники поспешили избавиться от неудобного человека.
Теперь, по сути, каждый может установить (или, наоборот, убрать), что хочет и где хочет, главное – согласовать с руководителем города или какого-то объекта. Но ведь он не художник и не скульптор, у него нет соответствующих знаний и опыта. Так что удивляться оплывшим спортсменам, павлинам у памятника Дзержинскому, часовне у ДКХ, сносу фонтанов, уничтожению мозаики и многому другому уже не приходится.
Вопиющий дилетантизм
«Репортер» попросил оценить Аллею спортсменов кандидата искусствоведения Сергея Акимова.
«Установленные на стадионе «Капролактамовец» статуи спортсменов буквально поражают своей нелепостью и полной профессиональной беспомощностью автора. Это вопиющий дилетантизм, с гордостью выставленный на всеобщее обозрение. Непонятно даже, то ли возмущаться при виде этой продукции, то ли смеяться, – полагает кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Нижегородской школы искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» Сергей Акимов. – Если отбросить эмоции, дело сводится к следующему.
Во-первых, неудачно выбрано место для установки: фигуры разместились в ряд, близко друг к другу, между входом на стадион и беговыми дорожками. Для чего они там нужны? Рассказать спортсменам и болельщикам, какие существуют виды спорта и какими из них можно заняться на «Капролактамовце»? Украшением служить они никак не могут, да и украшать там нечего. Выглядят они просто неуместно. Гораздо логичнее было бы поставить скульптуры перед тем корпусом стадиона, который выходит фасадом на бывший кинотеатр «Спутник», и сделать это не сплошным строем, а расположить три-четыре статуи на значительном расстоянии между ними. Там и место для этого имеется, и площадка перед зданием приобрела бы законченный вид.
Выпускник получил бы «неуд»
Во-вторых, каждая работа – а их семь – отмечена такими грубыми ошибками, которые непростительны даже начинающему скульптору. В Интернете же утверждается, что творческая деятельность их автора Сергея Шпенкова длится уже 20 лет. Тем удивительнее, что он не владеет приемами объемной моделировки, передачей движения, законами композиции в круглой скульптуре. За подобные работы выпускник художественной школы с натяжкой получил бы тройку, а студент художественного училища – и вовсе «неудовлетворительно». Абсолютно искажены пропорции: и крупные соотношения головы, торса, рук к росту, и более мелкие размеры человеческого тела. Фигуры выглядят плоскими, словно сдавленными, поскольку не передан объем грудной клетки, плечевого пояса, области таза. Очень странно показана одежда, будто это не тонкие футболка и шорты, а набитые ватой (см., например, фигуру футболиста). Лица сделаны просто чудовищно. Чего стоит один боксер! Если смотреть с определенного ракурса, он словно наносит удары сам себе и лицо от этого перекосилось. Не сочетаются облицованные камнем постаменты и покрытые бронзовой краской бетонные фигуры. Даже отчетливо видимые у одной из статуй штыри, соединяющие фигуру и плинт, – признак непрофессионализма (без них не обойтись технически, но можно замаскировать).
Возможно, у кого-то эти статуи вызовут чувство ностальгии, напомнив скульптуры, в советское время украшавшие парки и иные общественные пространства. Среди них было много типовых фигур, не отличавшихся высокими художественными достоинствами, но даже они были сделаны грамотнее. Да и зачем автору статуй надо было ориентироваться на этот скульптурный «ширпотреб», а не на работы отличных советских мастеров, нередко обращавшихся к теме спорта?!
Два месяца - ничтожно мало
И последнее. В Интернете сообщается, что на изготовление работ ушло около двух с половиной месяцев, правда, не очень понятно, на весь процесс от эскиза до готовой статуи или только на отливку в бетоне. В любом случае это время ничтожно мало для создания даже одной полноценной скульптуры, а тут – целая серия! Непрофессионализм и спешка не могли дать иных результатов».
Проекты обсуждали хором
Так почему же сейчас в городе появляются объекты такого качества, которое раньше было невозможно и представить?
«Когда-то в Дзержинске была должность главного художника, потому что город у нас немаленький, и художественному оформлению городских пространств уделялось много внимания. В частности, было много мозаики, фонтанов.
И была плеяда талантливых художников, достаточно замкнутая, сложно организованная художественная среда. Главный художник эту среду, естественно, хорошо знал, регулярно собирал ее представителей, – объясняет член Союза архитекторов России Виктор Кудашкин. – Кроме того, регулярно собирались художественные советы, состоящие из архитекторов и художников. И когда в городе предлагалось что-то повесить или поставить какую-то скульптуру, авторов приглашали на заседание художественного совета и хором обсуждали этот проект, задавали вопросы.
А еще большой вес имел градостроительный совет. Кстати, на заседаниях градостроительного совета, помимо специалистов, мог присутствовать любой представитель общественности, высказать свою точку зрения.
И на этих заседаниях смотрели, что представляет собой та или иная композиция и насколько она вписывается в то пространство, в которое ее предполагается установить. Были соответствующие протоколы, которые потом утверждались руководством города. Все было отрегулировано.
Периодически устраивались бурные публичные дискуссии.
Помню, во второй половине 80-х годов прошлого века, когда Торговая площадь была еще не застроена, наш хлебокомбинат решил разместить там маленький хлебный магазинчик. Такое было общественное обсуждение! Бурлило все! Очень ответственно относились к подобным делам».
Как пояснил наш собеседник, система принятия градостроительных решений была разрушена, когда в городскую власть пришли отставные военные со своими специфическими методами управления. И в результате у нас сейчас магазины строятся там, где по проекту должна быть двухполосная дорога, как в микрорайоне Западный-2.
Что уж говорить про скульптуры.
Наталья ПАНКРАТОВА.