Куда нас вывезет агломерация?
Осенью 2022 года должна заработать единая транспортная схема Нижегородской агломерации, в которую входит и Дзержинск, анонсированы некоторые изменения в маршрутной сетке. Но будет ли после этого дзержинский общественный транспорт работать лучше?
Формально нижегородская транспортная агломерация, состоящая из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстова, Бора, Балахны, Арзамаса, Богородска, Городца и Заволжья существует уже не первый год, однако введение общей транспортной схемы будет, пожалуй, первым реальным плодом этой глобализации.
Что-то отменят – что-то добавят
Впрочем, изменений в дзержинской транспортной сети в ближайшее время произойдет совсем немного. Как о решенном вопросе в городской администрации говорят об отмене автобусных маршрутов №3, а также №8а при одновременном усилении автобусами маршрута №8.
Автобусы №8 и №8а ходят по кольцу навстречу друг другу, так что после вступления изменений в силу маршрутки, как несложно понять, будут ходить только в одну сторону. Такое решение принято в связи с тем, что в обратную сторону пассажиропоток, если верить специальным замерам, проведенным ООО «Стройпроект» (разработчик маршрутной сети агломерации), значительно меньше.
Еще одно новшество – изменение маршрута №15. Сейчас он, как известно, проложен напрямую от завода им. Я.М. Свердлова по проспекту Свердлова до Желнина, а в будущем будет захватывать улицу Ленинского Комсомола. Это то, что уже согласовано с областью.
Им не до Дзержинска
Возможно, эти изменения действительно немного улучшат городское транспортное сообщение, но кардинально ни на что не повлияют. И горожане жалуются не столько на несовершенство городской транспортной схемы, сколько на нерегулярно ходящий транспорт, на то, что ждать автобусов приходится слишком долго. Причем в последние пару лет, судя по обращениям в редакцию, эта проблема только усугубилась. По мнению некоторых наших спикеров, именно из-за агломерации, отнявшей у города практически все транспортные полномочия.
«Знаете, у нас любят во всем приводить в пример Европу, в том числе когда речь заходит о транспорте. Но если кто-то думает, что там автобусы или трамваи ходят через каждые пять или десять минут, то он ошибается. Они могут ходить и раз в полчаса, и даже реже, но они ходят четко по расписанию. И пусть только попробуют задержаться хотя бы на несколько минут, будет буча, – рассуждает в приватной беседе депутат Гордумы. – А у нас и раньше порядка не было, а теперь вообще кавардак, потому что с 1 января 2020 года у города забрали все полномочия как по изменению, внедрению, организации пассажирских перевозок, так и по контролю за работой общественного транспорта. Теперь всем этим занимается Минтранс. По моей информации, мэр был очень недоволен этим решением областных властей, но что он мог сделать? У местных властей сейчас совершенно связаны руки, а Минтрансу не до Дзержинска, поэтому транспорт стал ходить только хуже».
«Общественный транспорт никто толком не контролирует, и перевозчики сознательно пользуются этим. Их понять можно: «ковидные» ограничения и смерть многих представителей старшего поколения, которые по большей части и пользуются общественным транспортом, делают их работу все менее рентабельной.
Увеличивая интервальность, они снижают издержки», – полагает бывший сотрудник администрации.
В соцсетях сотрудники Минтранса призывают негодующих горожан подождать лучших времен. «Сейчас завершается разработка новой оптимальной маршрутной сети... Изменится сам подход к организации перевозок. Основное условие – соблюдение установленной интервальности, то есть регулярности. Ее ввод запланирован на лето и осень 2022 года (как сообщили «Репортеру» в Минтрансе, летом ввод точно не состоится. – Прим. ред.).
Не скоро дело делается
В будущем, а конкретно сразу после ввода в эксплуатацию строящейся школы «Город наук» в районе улицы Буденного (в этом же районе предполагается построить ФОК для адаптивных видов спорта и других социальных и жилых объектов) администрация предлагает связать отдельным маршрутом улицы Буденного, Самохвалова и проспект Ленинского Комсомола с центром города.
Другое предложение администрации призвано решить транспортную проблему, которая существует в городе уже сейчас и которая особенно обострилась после того, как перестали существовать автобусные маршруты №26 и №27.
В планах внести коррективы в автобусный маршрут №30. Если они будут одобрены Минтрансом, то маршрут в какой-то степени будет дублировать троллейбусные маршруты №3 и №4. «Он станет резервом на тот случай, если, не дай Бог, оборвалась где-то линия или случилась авария и троллейбус не может объехать образовавшийся затор, – пояснили нам в администрации. – Маршрут также обеспечит сообщение улиц Строителей, Петрищева со значимыми социальными объектами, которые у нас находятся в районе площади Ленина (парк «Радуга», ДДТ, онкодиспансер, музыкальная школа им. А.Н. Скрябина). Оттуда автобус пойдет по улице Грибоедова, а дальше продолжит путь по своему нынешнему маршруту, захватив улицу Октябрьскую, и по улице Клюквина доедет до Северных ворот».
Перевозчик согласен и готов хоть завтра взять и поехать по новым улицам, все документы собраны и направлены в Минтранс. Сколько понадобится времени на их утверждение, остается только гадать. «Раньше администрация оповестила бы всех, и дело бы завертелось – сейчас мы так сделать не можем. Остается только ждать», – констатируют в мэрии.
Опоздавших оштрафуют?
Однако на вопрос «Репортера», а как, собственно, область собирается начиная с осени контролировать «соблюдение установленной интервальности» движения, в Минтрансе затруднились дать точный ответ, но предположили, что помочь в этом деле должна единая центральная диспетчерская служба, которая будет отслеживать передвижение всех автобусов и троллейбусов.
«Если ты опоздал, то на тебя накладываются штрафные санкции. Какая-то разумная погрешность в этом графике, конечно, будет допускаться – например, 1,5 минуты.
Мы надеемся на это, мы хотим к этому прийти, а уж будет не будет?.. Судя по другим регионам, сначала все были недовольны этими изменениями, но потом стало все хорошо. Не знаю, как будет в Нижегородской области, – рассуждал в разговоре с нами сотрудник Минтранса. – Это сложная тема – чисто технически сложно объяснить, как будет внедряться эта система».
По словам нашего собеседника, косвенно помочь с интервальностью должен и проект субсидирования, которое подготовило областное правительство, который поможет муниципальным и государственным предприятиям пополнить подвижной состав. Впрочем, документ пока не подписан.
Весь общественный транспорт и так уже давно можно отслеживать с помощью современных средств навигации, но пока никакого существенного влияния на интервальность его движения это не оказало.
Кадры решают все
В МУПе «Экспресс» перебои в работе общественного транспорта объясняют общим дефицитом кадров, который нынешней зимой усугубил коронавирус – водители одновременно в большом количестве уходили на больничный. Но и без пандемии нехватка рабочих рук очень существенная.
«Это беда нашей с вами эпохи. И скажу пессимистично: проблема, на мой взгляд, нерешаемая. У нас практически нет молодежи, а оставшиеся динозавры, они ведь тоже люди не вечные. Очень мало молодых людей сейчас выбирают профессию водителя, мало кто получает права категории С. Раньше, в советское время, это была престижная работа, а теперь нет, хотя зарплаты, если можно так выразиться, среднестатистические: водитель автобуса среднего класса получает от 35 тысяч рублей в месяц, на «ЛиАЗах» – от 45 тысяч рублей в месяц, зарплата ежегодно индексируется. В «Экспрессе» полный социальный пакет, оплачиваемые отпускные, все строго по Трудовому кодексу, зарплату водители получают день в день. Их облизывают с ног до головы, бесплатно обучают на водителей троллейбусов – конечно, с условием, что человек какое-то время будет у нас работать», – рассказал наш источник в муниципальном предприятии. Впрочем, по словам нашего собеседника, именно белые зарплаты отвращают от «Экспресса» некоторых потенциальных работников, потому что у многих непогашенные кредиты, невыплаченные алименты и другие долги.
Впрочем, у водителей на этот счет другое мнение. «Но сами посудите, много ли найдется желающих в два часа ночи вставать, отвечать за чужие жизни за 30–35 тысяч рублей!» – возмутился один мой собеседник – водитель.
«Я не знаю, много ли нам даст агломерация, это покажет время, но я не вижу ничего хорошего в том, что область забрала себе все транспортные полномочия. То, что раньше решалось за дни и недели, теперь будет решаться месяцами», – с сожалением заметил наш спикер – депутат Гордумы.
Наталья ПАНКРАТОВА.