Дзержинску – кластер, ДКХ – модернизацию

Евгений КОБЫЛЯНСКИЙ – о том, почему культура нуждается в регулировании, сколько будет стоить билет на концерт в модернизированном зале ДКХ, и о конкуренции между дворцом и школой имени Скрябина.
Масштабные планы нового директора ДКХ – известного музыканта и продюсера Евгения Кобылянского – по модернизации дворца (например, концертный зал ДКХ планируется оборудовать по последнему слову акустической техники и приглашать лучшие симфонические оркестры России и эстрадных звезд) и созданию в Дзержинске культурного кластера вызвали у горожан смешанные чувства – заманчиво, но похоже на сказку. Тем более что никаких подробностей о том, как и на какие средства будут осуществляться проекты, сказано не было.
Сегодня Евгений Кобылянский ответил на вопросы корреспондента «Репортера» о том, какие преобразования ожидают культурную сферу Дзержинска и Дворец культуры химиков.
– Евгений Борисович, так что же будет представлять собой культурный кластер?
– Да, слово заморское, не очень понятное. Речь идет об организации культурного пространства города. В Советском Союзе, например, культурная деятельность была четко регламентирована, как и во многих странах Европы, в которых работал. У нас же после развала СССР наступил полный хаос, потом пена осела, жизнь вроде бы устаканилась, но единого организующего начала так и не появилось.
Скажу банальную вещь: у каждого объекта культуры есть определенное жанровое направление. Когда эти объекты существуют сами по себе, неизбежно начинаются нежелательные пересечения.
Одновременно в том или ином городе можно увидеть афиши артистов, у которых одна аудитория. Что в результате? И тот, и другой выходят на сцену при полупустом зале, все недовольны. Должен быть независимый регулятор этих потоков.
Впереди России всей!
– Будете наводить порядок в отдельно взятом городе?
– В Дзержинске мы первыми в стране будем строить модель системного организованного культурного пространства. Важной ее частью станет большой городской интернет-портал «Культура Дзержинска».
– Отчет о культурных событиях мы регулярно читаем на сайте администрации.
– Портал будет действовать на совершенно ином уровне, по принципу единого окна. После регистрации на портале можно будет, в частности, получить исчерпывающую информацию о том, что происходит в культурной жизни города, узнать расписание концертов, других мероприятий, прочесть о коллективах, которые будут выступать, купить билеты.
И у наших партнеров-организаторов – не важно, откуда они: из Нижнего Новгорода, Москвы, Кирова, из Владивостока – будет о нас комплексная информация. Вы хотите провести концерт в Дзержинске? Пожалуйста. Выбирайте сцену, которая будет для вас органична. А выиграет в первую очередь дзержинский зритель.
Потребуется федеральное финансирование
– У вас просто-таки грандиозные планы по реконструкции и переоборудованию ДКХ. Многие горожане теряются в догадках, на какие средства вы собираетесь реализовывать столь масштабные проекты.
– Первое, с чего надо начинать, – это разумное, рачительное расходование имеющихся бюджетных средств. При определенной экономии мы сможем многие задачи решать самостоятельно. Что касается больших проектов, то для их реализации, безусловно, потребуются и федеральное финансирование, и деньги благотворителей.
Наши проекты включены в «Программу 100», которая финансируется в том числе из областного и федерального бюджетов. Плюс к этому мы будем привлекать средства предприятий.
– Вы рассчитываете на спонсорство со стороны дзержинских промышленников?
– Речь идет скорее о благотворительности. Почему нет? Я уже встречался со многими руководителями предприятий – крупных, богатых, серьезных. Они же прекрасно понимают, что если в городе грусть, тоска, печаль и некуда пойти, их сотрудники будут уезжать. Да и самим промышленникам не все равно, что происходит в городе.
Активную помощь готова оказывать, например, компания «Окапол».
ДКХ в критическом состоянии
– И когда же сказка станет былью?
– Знаете, все мои проекты живут даже уже без моего вмешательства. И я очень хочу, чтобы в моем активе состоявшихся проектов был целый город.
Но я не хочу заниматься популизмом и говорить, что завтра здесь будет город-сад. Ближайший горизонт планирования у меня – три года. Наш ДКХ находится в запущенном состоянии, как и остальные объекты культуры. И сейчас на повестке дня очень простые вещи, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Грубо говоря, от ДКХ должна остаться одна коробка – остальное все необходимо сделать заново.
Надо менять систему теплоснабжения здания, вентиляцию, которые давно выработали свой ресурс. Они должны быть полностью модернизированы к следующему отопительному сезону.
Еще одна головная боль – система электроснабжения дворца: периодически в сети возникают колоссальные скачки напряжения, которые выводят из строя аппаратуру. Ее тоже необходимо модернизировать к тому моменту, когда мы будем приобретать новое оборудование.
Эти коммунально-бытовые проблемы не решались десятилетиями. Я их решу, но не за неделю. На это нужен хотя бы год.
Вторая задача – сохранить коллектив, а затем мобилизовать его, насытить новыми идеями.
Учить преподавателей
– Значит, старые кадры разгонять не собираетесь?
– Этот вопрос сейчас витает в воздухе, ходят разные сплетни. Да, я буду привозить сюда интересных музыковедов, высококвалифицированных технических и других специалистов, которые будут давать в ДКХ мастер-классы, учить. Но учить они будут наших, местных преподавателей.
Другое дело, что некоторых специалистов в Дзержинске просто нет. Уже с нового года в ДКХ откроется студия современного вокала, некоторые классы игры на инструментах, появятся развивающие занятия в области современного сценического дела – современная сценография, драматургия постановки концертных шоу, будет изучаться звукорежиссура, режиссура световых постановок и так далее.
По этим направлениям будем сотрудничать с педагогами из Нижнего. Возможно, будем приглашать преподавателей из Москвы, но сначала надо продумать алгоритм их работы. Можно, например, по выходным устраивать массированный спецкурс, а в течение недели заниматься самим.
Выход – искать спонсоров
– И все-таки когда может начаться переоснащение концертного зала ДКХ?
– Думаю, что полгода уйдет только на утверждение проектно-сметной документации: она сложная, специфичная, связанная с акустикой. Потом эти документы будут поданы на участие в «Программе 100». Я полагаю, что мы приступим к работе ориентировочно года через полтора.
– Евгений Борисович, вы говорили, что планируете приглашать в обновленный зал ДКХ лучшие российские симфонические оркестры, эстрадные коллективы. Но это дорогое удовольствие. Сколько же должен стоить билет, чтобы такой концерт окупился?
– Цены на билеты будут приемлемые. Для меня всегда было важно, чтобы на концерт попали истинные ценители таланта артиста, а не те, кто имеет деньги, но ходит на публичные мероприятия с одной целью – себя показать. Здесь выход только один – искать спонсоров среди дзержинских промышленников и предпринимателей, которые возьмут на себя часть расходов.
– В чем их выгода?
– В ДКХ достаточно вместительный зал, и для спонсоров можно сформировать неплохой рекламный пакет, давать им представительские билеты. Да, это сложная работа, но это вполне реально.
Вообще, деньги спонсоров и благотворителей планируется привлекать во всех проектах. Для них это прежде всего реклама. Да, мы будем заявлять партнера проекта, мы будем о нем говорить, рекламировать.
– А коллективы ДКХ смогут бесплатно пользоваться модернизированной сценой?
– А куда они денутся?! Они должны выйти на сцену и доказать свою состоятельность. Другой вопрос, что чем качественнее уровень сцены, тем более он обязывает к точности деталей исполнения, качеству идей, а публика быстро привыкает к хорошему. Так что нашим коллективам надо будет подтянуться к тому моменту, когда модернизация завершится. Это еще одна задача.
ДКХ Скрябинке не конкурент
– В ДКХ планируется создать филармонический зал. Не возникнет ли конкуренция между дворцом и залом музыкальной школы имени Скрябина?
– Конкуренция не возникнет. Школа имени Скрябина – замечательное учебное заведение с выдающимися педагогами и прекрасным залом, который ориентирован на учебные задачи. Там должны происходить не симфонические концерты – для этого на сцене школы недостаточно места, а встречи с музыкантами, звездами, проводиться мастер-классы. Это совершенно другой формат.
Если какой-то прекрасный пианист уровня Бориса Березовского приедет в Дзержинск, ему будет удобнее выступить с концертом в ДКХ, а вот его общение с педагогами и детьми, естественно, должно происходить в Скрябинке.
И еще раз повторю: ДКХ будет не просто филармонией, здесь планируется проводить и популярные эстрадные концерты, поэтому мы собираемся установить во дворце такую акустическую систему, которая с помощью специальных механизмов и компьютерного управления за 15 минут могла бы перестраиваться с акустики филармонического зала до акустики современного концерта. Это будет такой многофункциональный комплекс.
С концерта – на радио
– А у кого может быть востребована звукозаписывающая студия, которую вы собираетесь создать в ДКХ? У приезжих музыкантов?
– Безусловно, да. У меня есть мечта – пригласить в Дзержинск хорошего дирижера и создать в городе хороший симфонический оркестр. Но это точно не в ближайшем будущем.
Сегодня есть много хороших симфонических оркестров с интересными программами, задумками, достойными международного уровня. Скоро должно быть подписано соглашение между администрацией Дзержинска и Российским государственным музыкальным телерадиоцентром (РГМЦ), которому принадлежит в том числе радиостанция классической музыки «Орфей», в которой я имею счастье быть продюсером программ.
Поскольку «Орфей» представляет нашу культуру за рубежом на ресурсах «Еврорадио», то идея как раз в том и заключалась, чтобы в ДКХ мог приехать коллектив с концертом, потом записать какую-то интересную программу в студии, которая потом, после определенной обработки, попадет как событие в эфир федерального СМИ и «Еврорадио».
Музыка – универсальный язык, не имеющий границ. Сегодня музыканты – одни из немногих, кто может на высочайшем уровне представлять нашу страну в мире без какого-либо политического подтекста.
Наталья ПАНКРАТОВА.