Добровольно или принудительно?

В четверг, 25 мая, посетителей дзержинского почтового отделения №26 на улице Гайдара, 30 встречало объявление с таким содержанием: «Прием коммунальных платежей только с обязательной услугой «Защита вашего жилья» – 45 рублей».
Возмущенные читатели обратились в нашу газету за разъяснениями: что это за ноу-хау и насколько законно поступает Почта России?
За разъяснениями «Репортер» обратился в центральное отделение почтовой связи на Дзержинского, 4. Там корреспонденту рассказали, что Почта России совместно с «ВТБ Страхование» и страховым акционерным обществом (САО) «ВСК» запустила услугу страхования имущества при оплате коммунальных платежей. И главное – она оказывается на добровольной основе и ни в коем случае не навязывается клиентам почты.
Инцидент в 26-м отделении представители Почты России комментировать не стали. Поэтому журналист газеты лично посетил почтовые отделения, в том числе и на улице Гайдара. Отметим, что к тому времени никаких объявлений о взимании 45 рублей при оплате коммунальных платежей не было. Однако то, что подобное объявление существовало, подтверждает фотография, которую прислал один из читателей нашей газеты.
Чтобы получить оценку действиям почтового отделения, «Репортер» обратился к председателю правления Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» Дмитрию Аверкину:
– Согласно второй части 16 статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещена продажа товара или услуги при условии приобретения другого товара или услуги. То есть, когда оператор почтовой службы говорит о том, что он не будет принимать платежи, пока гражданин не застрахует имущество, то это прямое нарушение прав потребителя. Соответственно, сделки, совершенные путем навязывания услуги, подлежат расторжению. Потребитель имеет право на возврат уплаченных денежных средств, а также право на компенсацию морального вреда. Доказательство самого факта нанесения морального вреда по Закону РФ «О защите прав потребителей» не требуется.
Гражданину необходимо составить две претензии. Первую он направит в почтовое отделение, после чего сотрудники почты обязаны в течение 10 дней в письменном виде дать ответ о согласии или несогласии вернуть денежные средства и компенсировать нанесенный моральный вред. В случае отказа потребитель имеет право обратиться в суд.
Во втором экземпляре претензии сотрудник почты обязан подтвердить, что принял первый экземпляр.
Наличие второго заявления послужит в суде доказательством того, что потребитель обращался в почтовое отделение в досудебном порядке.
Надеюсь, что в дальнейшем сотрудники Почты России будут соблюдать законодательство Российской Федерации. И хотелось бы верить, что это единичный случай, частная инициатива в одном почтовом отделении, а не повсеместное указание руководства.
«Репортер» тоже надеется, что в данном случае были, как говорили во времена СССР, перегибы на местах. И работники почты будут более корректно и развернуто доносить до клиентов информацию об услугах.