Ажиотаж вокруг палаты – теперь не общественной, а контрольно-счетной
Зачем депутаты городской Думы Дзержинска хотят сделать контрольно-счетную палату самостоятельным органом муниципалитета?
На прошедшем заседании городской Думы депутаты более получаса спорили, с какой формулировкой вынести на голосование вопрос, касающийся контрольно-счетной палаты (КСП). Сначала хотели придать палате статус независимого органа, затем поручили профильному комитету для начала рассмотреть целесообразность данного предложения. «Репортер» разъясняет, почему вокруг КСП возник ажиотаж.
Что это за структура и кому она подчиняется?
Согласно 131-му ФЗ контрольно-счетная палата – это обязательный орган в муниципальном образовании. Его главная задача – контролировать расходование бюджетных средств во всех структурах муниципалитета, будь то администрация, городская Дума или муниципальные учреждения.
На данный момент палата подчиняется главе города и входит в структуру аппарата городской Думы.
В чем необходимость создания КСП как самостоятельного муниципального органа?
К сожалению, на заседании Думы этот вопрос остался без ответа, что лишний раз показывает: даже народные избранники избегают публичной политики. А жаль.
Но вот что выяснил «Репортер». Оказывается, в сентябре этого года вице-спикер Государственной Думы Ирина Яровая внесла в законодательный орган страны законопроект об усилении контроля за использованием бюджетных средств. В частности, она предлагает дать муниципалитетам право делегировать полномочия внешнего финансового контроля на региональный уровень. По ее мнению, это позволит исключить избыточные траты муниципального бюджета на содержание контрольных органов.
Понятно, что, скорее всего, за политкорректным «дать право» скрыт иной подтекст. И по всей видимости, данный законопроект является очередным шагом, цель которого – лишить муниципалитеты независимости, встроив их в общую вертикаль власти.
Кроме того, надо понимать, что Дзержинск неизбежно перейдет на одноглавую модель местного самоуправления. А судя по тому, как региональная власть продавила на пост сити-менеджера нынешнего главу администрации, по схожему сценарию пройдет и процесс выборов (а по сути, назначения) единого главы города или мэра.
Таким образом, городская Дума, выделяя КСП в самостоятельный орган власти, во-первых, хочет создать инструмент для системы сдержек и противовесов по отношению к исполнительной власти как минимум и, во-вторых, сохранить хоть какую-то независимость и самостоятельность муниципалитета.
Если КСП станет органом муниципалитета, кому она будет подчиняться?
Де-юре КСП не будет подчиняться никому. Но, как выяснил «Репортер», предполагается, что назначение главы КСП, аудиторы, отчеты проверок будут согласовываться с депутатами местного парламента. То есть де-факто КСП станет мощным рычагом давления на исполнительную власть в руках думского большинства.
Кстати, о думском большинстве. В Думе нынешнего созыва его формируют две группы влияния – Артамонова и Воронина. И в медиапространстве уже прошла информация об их якобы открытом противостоянии по вопросу контрольного органа. Однако в данном случае желаемое выдается за действительное. В свете того, что нынешнему составу Думы осталось работать два с половиной года (а при досрочном переходе на одноглавую модель управления главам города, возможно, и того меньше), притягивать за уши к вопросу о КСП выдуманный конфликт интересов Артамонова и Воронина и даже страх главы города лишиться влияния на палату – мягко говоря, некорректно.
А как можно с помощью КСП влиять на исполнительную власть?
В свое время бывший председатель городской Думы Илья Поляшов сделал КСП реальным инструментом борьбы с командой тогдашнего мэра Владимира Бриккера. В итоге на его замов были заведены уголовные дела, а сам он был вынужден уйти досрочно с должности руководителя города. К сожалению, в дальнейшем роль этого органа свелась к формальным проверкам.
Так что благодаря финансовым проверкам палаты можно вскрыть факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств и самое главное – придать эти факты публичности.
Борьба, давление – неужели ради этого нужна КСП?
Система сдержек и противовесов – это неотъемлемая часть политических процессов. Это стоит признать и принять. Но в идеале КСП должна стать инструментом для повышения эффективности расходования бюджетных средств, причем не только в администрации, но и в самой Думе. Ведь по мнению экспертов, штат обеих ветвей власти раздут и его необходимо оптимизировать.
Так что вопрос финансовой эффективности неизбежно встанет, так как средств становится все меньше и меньше. Об этом говорил и Глеб Никитин, когда рассказывал о том, что регион и страна в целом существуют в режиме ограниченных ресурсов.
Алексей СМИРНОВ.